Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я вижу твою печаль




I

Я вижу твою печаль

Учительница, преподающая в пятом классе средней школы, рассказала о группе из четырех мальчиков — одного безусловного заводилы и трех «подручных». Эта четверка вносила в жизнь класса такую смуту, что учительница с ректором уже обдумывали возможные меры. Руководитель школы намеревался привлечь социальную службу, чтобы проверить их семьи. Однако учительнице становилось не по себе при мысли, что заводилу могут убрать из класса. Ей уже не раз случалось наблюдать, как после подобных мер класс испытывает потрясение и роль нарушителя спокойствия берут на себя другие ученики. Поэтому она хотела знать, может ли она сама что-то сделать и, заняв новую позицию, как-то выправить ситуацию.

Рис. 1

У — учительница       Х1, Х2, X3 — хулиганы

Д — все девочки       3 — заводила

М — все мальчики

Учительница: Мне тяжело видеть, что мальчик (3) уходит.

Зачинщик: Меня действительно тянет за окно, но и к учительнице тоже. (Он наполовину разворачивается и протягивает к ней руку. )

Хулиганы: Мы хотим ему помогать, но остаться в классе мы тоже хотим. Мы не злые.

Учительница очень печально смотрела на мальчика. «Она слишком грустна», — подумалось мне. Тогда я спросила, не потеряла ли она кого-нибудь из близких. «И да, и нет», — ответила она. Вскоре после ее появления на свет от детского паралича умер ее брат. Она его не помнила. Но, глядя на мальчика, которого явно тянуло уйти, ее заместительница заплакала. Похоже, стремящийся уйти мальчик активизировал в ней неосознаваемую ею скорбь. Тогда я выбрала и поставила рядом с ней заместителя для ее брата.

Рис. 2 В — брат

Между ними сразу же возник телесный контакт, они подтолкнули друг друга, явно испытывая взаимную приязнь. У учительницы, которая сама в расстановку пока еще не встала, потекли слезы.

Образ упорядочился сам, без всякого вмешательства с моей стороны. Заводила вместе со своими товарищами встал к мальчикам, девочки пододвинулись ближе. В группе воцарился покой. Учительница заняла свое место в расстановке. Она была очень взволнована и только все время кивала головой.

Я посоветовала ей найти фотографию умершего брата и на пару дней поставить на свой стол. Ей тоже нужно было рассказать детям о своем умершем брате.

12'

Эта история наглядно показывает, что именно беспокойные, вызывающе ведущие себя ученики порой перенимают неосознанную печаль или другую душевную боль учителя и выражают ее в классе.

«Я знаю о твоей боли»

Здесь я приведу еще один пример того, как ученица бессознательно обнаружила боль учительницы, поскольку носила в себе такую же.

Учительница третьего класса младшей школы рассказала о своей ученице, которая постоянно стремилась к необычайно близкому контакту, она даже чисто физически всегда подходила к учительнице слишком близко и постоянно искала с ней разговора. Вопрос учительницы звучал буквально так: «Что мне делать, чтобы до конца учебного года не навредить ребенку тем, что я постоянно ее отвергаю? »

Девочка была родом из Хорватии, но уже хорошо говорила по-немецки.

Учительница поставила заместительницу для этой девочки, а сама встала примерно в двух метрах от нее. И сразу же снова ощутила эту неприязнь. Тогда за спиной у девочки, тоже на расстоянии около двух метров, я поставила заместительницу для ее родины, Хорватии.

Заместительнице девочки тут же захотелось отступить назад. Сначала ей было хорошо рядом с родиной, но через некоторое время ей стало настолько грустно, что она расплакалась. Для нас это было совершенно необъяснимо. Но ее учительница вдруг сказала: «Ребенок потерял в Хорватии отца, он погиб на войне».

Когда мы поставили рядом с девочкой погибшего отца, учительница тоже заплакала. Мы уже знали, почему: дело в том, что она тоже потеряла отца. Мы поставили рядом с ней мужчину, заместителя ее отца. На сердце у нее потеплело. Заместительница девочки подошла к ней. На этот раз учительница без проблем смогла ее обнять. Она сказала девочке: «Я знаю о твоей боли».

Школьники часто неосознанно задевают больные места учителя. Если учителю удается ощутить свою собственную аналогичную боль, отношения проясняются.

Но иногда дети используют учителей, чтобы справиться с чем-то, что идет из их семьи.

Уважение к судьбе ученицы

Как-то раз одна учительница очень взволнованно рассказала мне о том, что у нее в классе есть ученица, второгодница, которая пока так и не влилась в коллектив. Никто точно не знал, почему этой умной девочке пришлось остаться на второй год. Учительница знала только, что до брака с матерью ее отец был женат на сестре матери, которая умерла от рака.

Итак, учительница рассказала, что на шестом уроке девочка вела себя так, что она не выдержала и выставила ее за дверь. Почти с триумфом в глазах девочка, громко топая своими модными тяжелыми ботинками на толстой подошве, направилась к двери. Это уже по-настоящему разозлило учительницу. В то же время принятую по отношению к девочке меру она сочла своим педагогическим провалом, не говоря уже о том, что оставлять ученика одного за дверью просто не разрешается.

Первым, что пришло мне в голову, было предположение, что девочка стремится к исключению. Она умна и, тем не менее, не смогла перейти в следующий класс, она доводила учительницу до тех пор, пока та не выгнала ее из кабинета, то есть исключила. Я сказала: «Ребенок пытается вам что-то сообщить! »

В то же время учительница сказала, что как раз за последние недели у них с этой девочкой установился хрупкий контакт, и привела некоторые доказательства доверия со стороны девочки.

Мы расставили ситуацию:

Рис. 1

У — учительница       СМ — умершая сестра матери

Д — девочка              О — отец

М — мать девочки

Образ показал, что девочка идентифицирована со своей умершей тетей.

Она не воспринимала свою мать как мать, у нее была только эта тонкая ниточка симпатии к учительнице. Девочка: Я стою рядом с тетей, и мне тут хорошо. С матерью

и отцом контакта нет. Учительница мне приятна.

Тогда я попросила учительницу слегка поклониться перед девочкой и сказать: «Я уважаю твою судьбу. Я знаю, что своей жизнью ты обязана смерти тети».

Учительница повторила эти слова. И поклонилась еще раз.

Девочка (спонтанно): Теперь ты меня поняла.

На одной из последующих супервизий учительница сообщила, что напряженность в отношениях с девочкой спала. Та даже несколько раз к ней приходила и взяла на себя социальные функции в классе. До начала уроков она переводит детей через дорогу и относит заболевшим домашние задания.

По опыту семейной расстановки я знаю, что дети могут быть идентифицированы с бывшим партнером отца или матери, особенно если их жизнь, как в этом случае, связана со смертью предыдущего партнера. Это душевный конфликт, и

девочка пытается разрешить его тем, что все время уходит, как ушла ее тетя. Она бессознательно копирует ее судьбу. Благодаря расстановке учительница увидела, какой динамике следует девочка, и смогла отнестись к ней с уважением. Это принесло разрядку в их отношения, хотя с девочкой она ни разу об этом не говорила.

Дитрих просто не ходит в школу

Однажды мне позвонила мама 15-летнего мальчика. Она была в полном отчаянии. Вот уже несколько недель ее сын отказывался ходить в школу. Она воспитывала его одна, ей нужно было ходить на работу, но отправить его в школу силой она тоже не могла. Он упорно хотел оставаться дома. Мальчик хорошо учился, у него были друзья в классе, т. е. никакой видимой причины не ходить в школу у него не было.

Мама вместе с Дитрихом пришла ко мне на прием. Я сказала мальчику, что, по-моему, он и сам не знает, почему перестал ходить в школу. Мальчик совершенно серьезно кивнул, и я попросила мать, которая тут же, в моем присутствии, начала убеждать его с помощью логических аргументов, ничего пока не говорить. Я слышала, что отец мальчика ушел из семьи вскоре после его рождения и что они мало контактировали. На вопрос, были ли в семье отца какие-то тяжелые события, мать сначала ничего говорить не хотела. Внезапно атмосфера сгустилась, как бывает всегда, когда на свет выходит что-то очень важное. По необъяснимым причинам отец мальчика просил его маму никогда не говорить Дитриху, как погиб его брат, дядя Дитриха. Только теперь она все ему рассказала. Когда дед и два его сына были на войне, 15-летний брат, младший ребенок, единственный остался дома с матерью. В марте 1945 года молодых людей в его местности еще призывали в армию. Брат отца был на несколько месяцев младше призывного возраста. Его мать была очень рада, что сын может остаться дома. Но он сбежал и тайно присоединился к своим товарищам, которые были

чуть старше его. На первом же задании он погиб. Мать мальчика, то есть бабушка Дитриха, чуть не сошла с ума. После войны, почти в пятьдесят лет, она родила еще одного сына, это был отец Дитриха.

Дитрих бурно отреагировал на рассказ матери. Он громко повторял: «Почему вы мне этого не сказали, почему вы мне этого не сказали? » Мы распрощались без комментариев. Через две недели мать рассказала мне, что со дня нашей встречи Дитрих снова ходит в школу.

В очень многих семьях военные судьбы табуируются, о них не рассказывают. Непрошедшая скорбь действует и через поколения и неосознанно, как в случае Дитриха, развивает символическую динамику. Дитрих оставался дома за своего погибшего дядю. Но это уже никому не могло помочь, он только исключал себя и вредил себе. Когда он узнал эту историю, скорбь о погибшем дяде смогла вырваться наружу. Прорыв принес успокоение.

«Мама, мама, я никогда больше не убегу! »

В этом примере я расскажу о работе с родителями,. девятилетний сын которых совершенно перестал слушаться и дома, и в школе. Последние полгода он постоянно убегал, поэтому за ним приходилось следить и по дороге в школу, и на переменах. Отцу уже не раз приходилось забирать мальчика с разных крупных вокзалов Германии. Поведение ребенка для всех было просто необъяснимым. Школа не хотела больше отвечать за присмотр, поэтому родители в полном отчаянии пришли на супервизию.

На мой вопрос, что же такого случилось полгода назад, мать сообщила только, что она испанка, с шести лет жила с родителями в Германии и десять лет назад вышла замуж за немца. Выйдя на пенсию, ее родители вернулись в Андалу-зию, где ее мать полгода назад умерла.

Сначала я не нашла здесь никаких оснований для такого поведения мальчика. И все же это была хоть какая-то зацепка, и я решила пройти по этому следу немного дальше.

Я по опыту знаю, что в детях эмигрировавших родителей часто оживает любовь и тоска по покинутой родине, хотя обычно они совсем не знают этой страны, в то время как сами родители никакой ностальгии не испытывают и искренне пытаются создать для детей хорошую родину.

Тогда я попросила женщину с помощью заместителей расставить себя, своего сына и андалузцев-родителей.

Оказавшись перед родителями, заместительница женщины сразу расплакалась.

Она сказала им: «Я покинула свою родину и вышла замуж за немца. Здесь живет наш ребенок. Потеря родины причиняет мне боль».

Тогда заместитель отца обнял дочь (она сразу же встала в расстановку вместо заместительницы), и они оба заплакали. Потом он обнял заместителя внука и сказал ему: «Твоя родина — Германия, но ты имеешь право любить Андалузию». Мальчику это понравилось.

Снова сев на свое место, женщина вдруг заметила: «Я и не знала, что у меня была тяжесть в желудке, а теперь знаю, потому что она прошла».

Через два дня она мне позвонила и рассказала, что после супервизии, когда они с мужем пришли домой, дверь им открыл сын. Он подскочил к ней, обнял и закричал: «Мама, мама, я никогда больше не убегу».

Мальчик не знал, что его родители были на супервизии, но он почувствовал облегчение матери. Год спустя я снова встретила эту пару на семинаре для семей. Они были очень счастливы, их сын развивался позитивно. Он ни разу больше не удирал и ему разрешили остаться в этой школе.

Мать мальчика, сама того не зная, носила в себе тоску по родине в форме неосознаваемой тяжести в желудке. Если родители находятся под постоянным давлением, дети чувствуют это. Они бессознательно делят с родителями это напряжение и стремятся восстановить равновесие, что в случае этого мальчика выражалось в упрямстве. Когда в Андалузии умерла бабушка мальчика, эта тоска, похоже, снова претерпела изменение. Теперь молодая женщина была

словно бы обязана вернуться на родину. По всей видимости, мальчик вместо матери выражал это своим маниакальным желанием путешествовать. Когда на супервизии женщина в объятьях заместителя отца ощутила эту не осознаваемую ранее боль, ее напряжение спало. Теперь мальчик свободен в своем развитии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...