Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Пенье без музыки




 Пенье без музыки

 

F. W.

 

 

Когда ты вспомнишь обо мне

в краю чужом – хоть эта фраза

всего лишь вымысел, а не

пророчество, о чем для глаза,

 

вооруженного слезой,

не может быть и речи: даты

из омута такой лесой

не вытащишь – итак, когда ты

 

за тридевять земель и за

морями, в форме эпилога

(хоть повторяю, что слеза,

за исключением былого,

 

все уменьшает) обо мне

вспомянешь все‑ таки в то Лето

Господне и вздохнешь – о не

вздыхай! – обозревая это

 

количество морей, полей,

разбросанных меж нами, ты не

заметишь, что толпу нулей

возглавила сама.

В гордыне

 

твоей иль в слепоте моей

все дело, или в том, что рано

об этом говорить, но ей‑

же Богу, мне сегодня странно,

 

что, будучи кругом в долгу,

поскольку ограждал так плохо

тебя от худших бед, могу

от этого избавить вздоха.

 

Грядущее есть форма тьмы,

сравнимая с ночным покоем.

В том будущем, о коем мы

не знаем ничего, о коем,

 

по крайности, сказать одно

сейчас я в состояньи точно:

что порознь нам суждено

с тобой в нем пребывать, и то, что

 

оно уже настало – рев

метели, превращенье крика

в глухое толковище слов

есть первая его улика ‑

 

в том будущем есть нечто, вещь,

способная утешить или

– настолько‑ то мой голос вещ! ‑

занять воображенье в стиле

 

рассказов Шахразады, с той

лишь разницей, что это больше

посмертный, чем весьма простой

страх смерти у нее – позволь же

 

сейчас, на языке родных

осин, тебя утешить; и да

пусть тени на снегу от них

толпятся как триумф Эвклида.

 

 

___

 

Когда ты вспомнишь обо мне,

дня, месяца, Господня Лета

такого‑ то, в чужой стране,

за тридевять земель – а это

 

  гласит о двадцати восьми

возможностях – и каплей влаги

зрачок вооружишь, возьми

перо и чистый лист бумаги

 

и перпендикуляр стоймя

восставь, как небесам опору,

меж нашими с тобой двумя

– да, точками: ведь мы в ту пору

 

уменьшимся и там, Бог весть,

невидимые друг для друга,

почтем еще с тобой за честь

слыть точками; итак, разлука

 

есть проведение прямой,

и жаждущая встречи пара

любовников – твой взгляд и мой ‑

к вершине перпендикуляра

 

поднимется, не отыскав

убежища, помимо горних

высот, до ломоты в висках;

и это ли не треугольник?

 

Рассмотрим же фигуру ту,

которая в другую пору

заставила бы нас в поту

холодном пробуждаться, полу‑

 

безумных лезть под кран, дабы

рассудок не спалила злоба;

и если от такой судьбы

избавлены мы были оба ‑

 

от ревности, примет, комет,

от приворотов, порч, снадобья

– то, видимо, лишь на предмет

черчения его подобья.

 

Рассмотрим же. Всему свой срок,

поскольку теснота, незрячесть

объятия – сама залог

незримости в разлуке – прячась

 

друг в друге, мы скрывались от

пространства, положив границей

ему свои лопатки, – вот

оно и воздает сторицей

 

предательству; возьми перо

и чистую бумагу – символ

пространства – и, представив про‑

порцию – а нам по силам

 

представить все пространство: наш

мир все же ограничен властью

Творца: пусть не наличьем страж

заоблачных, так чьей‑ то страстью

 

заоблачной – представь же ту

пропорцию прямой, лежащей

меж нами – ко всему листу

и, карту подстелив для вящей

 

подробности, разбей чертеж

на градусы, и в сетку втисни

длину ее – и ты найдешь

зависимость любви от жизни.

 

Итак, пускай длина черты

известна нам, а нам известно,

что это – как бы вид четы,

пределов тех, верней, где места

 

свиданья лишена она,

и ежели сия оценка

верна (она, увы, верна),

то перпендикуляр, из центра

 

восставленный, есть сумма сих

пронзительных двух взглядов; и на

основе этой силы их

находится его вершина

 

в пределах стратосферы – вряд

ли суммы наших взглядов хватит

на большее; а каждый взгляд,

к вершине обращенный, – катет.

 

  Так двух прожекторов лучи,

исследуя враждебный хаос,

находят свою цель в ночи,

за облаком пересекаясь;

 

но цель их – не мишень солдат:

она для них – сама услуга,

как зеркало, куда глядят

не смеющие друг на друга

 

взглянуть; итак, кому ж, как не

мне, катету, незриму, нему,

доказывать тебе вполне

обыденную теорему

 

обратную, где, муча глаз

доказанных обильем пугал,

жизнь требует найти от нас

то, чем располагаем: угол.

 

Вот то, что нам с тобой дано.

Надолго. Навсегда. И даже

пускай в неощутимой, но

в материи. Почти в пейзаже.

 

Вот место нашей встречи. Грот

заоблачный. Беседка в тучах.

Приют гостеприимный. Род

угла; притом, один из лучших

 

хотя бы уже тем, что нас

никто там не застигнет. Это

лишь наших достоянье глаз,

верх собственности для предмета.

 

За годы, ибо негде до ‑

до смерти нам встречаться боле,

мы это обживем гнездо,

таща туда по равной доле

 

скарб мыслей одиноких, хлам

невысказанных слов – все то, что

мы скопим по своим углам;

и рано или поздно точка

 

указанная обретет

почти материальный облик,

достоинство звезды и тот

свет внутренний, который облак

 

не застит – ибо сам Эвклид

при сумме двух углов и мрака

вокруг еще один сулит;

и это как бы форма брака.

 

Вот то, что нам с тобой дано.

Надолго. Навсегда. До гроба.

Невидимым друг другу. Но

оттуда обозримы оба

 

так будем и в ночи и днем,

от Запада и до Востока,

что мы, в конце концов, начнем

от этого зависеть ока

 

всевидящего. Как бы явь

на тьму ни налагала арест,

возьми его сейчас и вставь

в свой новый гороскоп, покамест

 

всевидящее око слов

не стало разбирать. Разлука

есть сумма наших трех углов,

а вызванная ею мука

 

есть форма тяготенья их

друг к другу; и она намного

сильней подобных форм других.

Уж точно, что сильней земного.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...