Сонет. Чаепитие. Aqua vita nuova
___
Схоластика, ты скажешь. Да, схоластика и в прятки с горем лишенная примет стыда игра. Но и звезда над морем ‑
что есть она как не (позволь так молвить, чтоб высокий в этом не узрила ты штиль) мозоль, натертая в пространстве светом?
Схоластика. Почти. Бог весть. Возможно. Усмотри в ответе согласие. А что не есть схоластика на этом свете?
Бог ведает. Клонясь ко сну, я вижу за окном кончину зимы; и не найти весну: ночь хочет удержать причину
от следствия. В моем мозгу какие‑ то квадраты, даты, твоя или моя к виску прижатая ладонь... Когда ты
однажды вспомнишь обо мне, окутанную вспомни мраком, висящую вверху, вовне, там где‑ нибудь, над Скагерраком,
в компании других планет, мерцающую слабо, тускло, звезду, которой, в общем, нет. Но в том и состоит искусство
любви, вернее, жизни – в том, чтоб видеть, чего нет в природе, и в месте прозревать пустом сокровища, чудовищ – вроде
крылатых женогрудых львов, божков невероятной мощи, вещающих судьбу орлов. Подумай же, насколько проще
творения подобных дел, плетения их оболочки и прочих кропотливых дел ‑ вселение в пространство точки!
Ткни пальцем в темноту. Невесть куда. Куда укажет ноготь. Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть.
Ткни пальцем в темноту – туда, где в качестве высокой ноты должна была бы быть звезда; и, если ее нет, длинноты,
затасканных сравнений лоск прости: как запоздалый кочет, униженный разлукой мозг возвыситься невольно хочет.
1970
Сонет
E. R.
Сначала вырастут грибы. Потом
пройдут дожди. Дай Бог, чтоб кто‑ нибудь под этими дождями смог промокнуть.
Во всяком случае, еще не раз здесь, в матовом чаду полуподвальной кофейни, где багровые юнцы невесть чего ждут от своих красавиц, а хор мужчин, записанный на пленку, похабно выкликает имя той, которую никто уже вовеки под эти своды не вернет, – не раз еще, во всяком случае, я буду сидеть в своем углу и без тоски прикидывать, чем кончится все это.
1970, Ялта
Страх
Вечером входишь в подъезд, и звук шагов тебе самому страшен настолько, что твой испуг одушевляет тьму.
Будь ты другим и имей черты другие, и, пряча дрожь, по лестнице шел бы такой как ты, ты б уже поднял нож.
Но здесь только ты; и когда с трудом ты двери своей достиг, ты хлопаешь ею – и в грохоте том твой предательский крик.
1970
* * *
– Ты знаешь, сколько Сидорову лет? ‑ – Который еще Сидоров? – Да брось ты! Который приезжал к Петрову в гости. На «Волге». – Этот старый драндулет? ‑
– Напрасно ты валяешь дурака. Все наши так и вешаются бабы ему на шею... Сколько ты дала бы ему? – Я не дала бы... сорока. ‑
– Какой мужик! и сорока‑ то нет, а все уже: машина и квартира. Мне все дыханье аж перехватило, когда вошел он в Колькин кабинет. ‑
– Чего он с Николаем? – Чертежи. Какие‑ то конструкции... а в профиль он как киноактер. – Обычный кобель, всех дел, что на колесах. – Не скажи... ‑
– Ты лучше бы смотрела за своим! В чем ходит! Отощал! – Поедет в отпуск, там нагуляет. – А чего ваш отпрыск, племяш мой то есть? – Навязался с ним.
Пойми, мне нужен Сидоров. Он весь... ‑ Ты просто сука. – Сука я, не сука, но, как завижу Сидорова, сухо и горячо мне делается здесь.
1970
Чаепитие
" Сегодня ночью снился мне Петров.
Он, как живой, стоял у изголовья. Я думала спросить насчет здоровья, но поняла бестактность этих слов".
Она вздохнула и перевела взгляд на гравюру в деревянной рамке, где человек в соломенной панамке сопровождал угрюмого вола.
Петров женат был на ее сестре, но он любил свояченицу; в этом сознавшись ей, он позапрошлым летом, поехав в отпуск, утонул в Днестре.
Вол. Рисовое поле. Небосвод. Погонщик. Плуг. Под бороздою новой как зернышки: «на память Ивановой» и вовсе неразборчивое: «от... »
Чай выпит. Я встаю из‑ за стола. В ее зрачке поблескивает точка звезды – и понимание того, что, воскресни он, она б ему дала.
Она спускается за мной во двор и обращает скрытый поволокой, верней, вооруженный ею взор к звезде, математически далекой.
1970
Aqua vita nuova
F. W.
Шепчу «прощай» неведомо кому. Не призраку же, право, твоему, затем что он, поддакивать горазд, в ответ пустой ладони не подаст.
И в этом как бы новая черта: триумф уже не голоса, но рта, как рыбой раскрываемого для беззвучно пузырящегося «ля».
Аквариума признанный уют, где слез не льют и песен не поют, где в воздухе повисшая рука приобретает свойства плавника.
Итак тебе, преодолевшей вид конечности сомкнувших нереид, из наших вод выпрастывая бровь, пишу о том, что холодеет кровь,
что плотность боли площадь мозжечка переросла. Что память из зрачка не выколоть. Что боль, заткнувши рот, на внутренние органы орет.
1970
Post aetatem nostram [54]
А. Я. Сергееву
«Империя – страна для дураков». Движенье перекрыто по причине приезда Императора. Толпа теснит легионеров, песни, крики; но паланкин закрыт. Объект любви не хочет быть объектом любопытства.
В пустой кофейне позади дворца бродяга‑ грек с небритым инвалидом играют в домино. На скатертях лежат отбросы уличного света, и отголоски ликованья мирно шевелят шторы. Проигравший грек считает драхмы; победитель просит яйцо вкрутую и щепотку соли.
В просторной спальне старый откупщик рассказывает молодой гетере, что видел Императора. Гетера не верит и хохочет. Таковы
прелюдии у них к любовным играм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|