Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы и механизмы психологического воздействия.




Способ Психические механизмы Специфика эффекта воздействия
убеждение когнитивный, интеллектуальный изменение в ценностных ориентациях; формирование новых понятий, суждений;
внушение (исп. волевое воздействие) речь (реже – неречевое воздействие); на уровне сознания/ бессознательности изменение в установках на объект/ ситуацию; появление психофизиологической готовности что-то делать/говорить;
заражение эмоциональный изменение эмоционального состояния; проявление экспрессии и импрессии.
подражание поведенческий изменение поведения, характера речи; моделирование поведения

 

Специфика подражания заключается в том, что в его процессе осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г.Тарда, которому принадлежит так называемая «теория подражания». В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга». Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Виды подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри социального класса и подражание одного класса другому. Законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору) и др. Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка.

Реклама – это уникальный способ воздействия на людей, предназначенный для убеждения. Он отображается на поведении человека, мотивируя его к покупке рекламируемого товара, установках, используя которые человеку начинает нравиться некая продукция.

Нет ни одного вида рекламы в СМИ, на радио, телевидении, в интернете, которая не использовала бы различные психологические приемы, чтобы воздействовать на потребителя, мотивируя его произвести покупку товара. Часто в рекламе скрыта установка, что покупка данного товара принесет пользу и будет приятной: товар способен изменить нас, сделать лучше, интересней.

В основе любых рекламных технологий лежит манипулирование покупательским поведением. Манипулирование всегда осуществляется тайно, оно скрыто от осознания его покупателем, ведь в ином случае, кто же в здравом уме и рассудке согласиться, чтобы его независимо от собственной воли принуждали совершать какие-либо покупки, навязывали бы это желание, воздействуя на его подсознание.

В самом широком смысле слова мода определяется как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры». Одна из первых попыток определения не моды вообще, а самого внутреннего механизма развития моды встречается уже у немецкого философа И. Канта в достаточно известном сочинении «О вкусе, отвечающем моде». В этой работе великий мыслитель писал: «Закон этого подражания (стремления) — казаться не менее значительным, чем другие, и именно это, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой». Подчеркнем, что это просто подражание без всякой пользы. Кант полагал, что в моде нет никакой внутренней цели, и относил ее к «рубрике тщеславия». Хотя несколько дальше он писал еще о том, что в той же степени мода относится и к «рубрике глупости», так как «при этом имеется некоторое принуждение — поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие». И достаточно внятно завершал ход своих мыслей: «Всякая мода уже по самому своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни».

 

Вопрос 21. Методики исследования эмоциональной отзывчивости

 

Исследование эмоциональной отзывчивости

Цель исследования: определить уровень эмпатических тенденций.

Материал и оборудование: модифицированный тест-опросник эмпатических тенденций, разработанный А.Меграбиэном и Н.Эпштейном, бланк для ответов и ручка.

Процедура исследования

Исследование с помощью теста-опросника эмпатических тенденций можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому.

Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызвать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк для ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов "Да" и "Нет". Бланки для ответов желательно не подписывать, а особым образом пронумеровать, чтобы потом определить респондента, увеличив при этом его доверие.

Инструкция испытуемому. "Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ "Да", а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ "Нет".

Помните, что в тесте нет "хороших" и "плохих" ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в том случае Вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тест-опроснику.

Если все понятно, приступайте к ответам".

Тест-опросник

  1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.
  2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.
  3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
  5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
  8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
  9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
  10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
  11. Я считаю иностранцев "холодными" и бесчувственными.
  12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

[отсутствует 78-я стр. оригинала]

Обработка результатов

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим "ключом".

Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 14, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ "Да", и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ "Нет".

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

Пол Уровни эмпатических тенденций
высокий средний низкий  
юноши 33-25 24-17 16-8
девушки 33-29 28-22 21-12

Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно понаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или сопечаливание, связана с умением человека "проникать" в чувственный мир других. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Иэ уровни эмпатических тенденции у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди'которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно "считывать" невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т.п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

По всей вероятности, непосредственный эмоциональный отклик определяется направленностью личности, которая выражается эмпатическими тенденциями, определяемыми тестом-опросником.

В случае низкого уровня эмпатических тенденций важно проанализировать вышеобозначенные факторы и продумать мероприятия, позволяющие "раскрепостить" и развить эмоциональную отзывчивость, столь необходимую в, педагогической деятельности будущего учителя.

Внимание следует обратить и на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, понаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело здесь оказывается в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой, делая тем самым их подножием для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей. Нужна программа выработки приемов эмоциональной защиты и дифференцированное отношение к соперникам и сотрудникам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...