В следующий век. Из Альберта Эйнштейна
В следующий век
Постепенно действительность превращается в недействительность. Ты прочтешь эти буквы, оставшиеся от пера, и еще упрекнешь, как муравья – кора за его медлительность. Помни, что люди съезжают с квартиры только когда возник повод: квартплата подпрыгнула, подпали под сокращение; просто будущему требуется помещение без них. С другой стороны, взять созвездия. Как выразился бы судья, поскольку для них скорость света – бедствие, присутствие их суть отсутствие, и бытие – лишь следствие небытия. Так, с годами, улики становятся важней преступленья, дни ‑ интересней, чем жизнь; так знаками препинания заменяется голос. Хотя от тебя не дождешься ни телескопа, ни воспоминания.
1994
Из Альберта Эйнштейна
Петру Вайлю
Вчера наступило завтра, в три часа пополудни. Сегодня уже «никогда», будущее вообще. То, чего больше нет, предпочитает будни с отсыревшей газетой и без яйца в борще.
Стоит сказать «Иванов», как другая эра сразу же тут как тут, вместо минувших лет. Так солдаты в траншее поверх бруствера смотрят туда, где их больше нет.
Там – эпидемия насморка, так как цветы не пахнут, и ропот листвы настойчив, как доводы дурачья, и город типа доски для черно‑ белых шахмат, где побеждают желтые, выглядит как ничья.
Так смеркается раньше от лампочки в коридоре, и горную цепь настораживает сворачиваемый вигвам, и, чтоб никуда не ломиться за полночь на позоре, звезды, не зажигаясь, в полдень стучатся к вам.
1994
* * *
Меня упрекали во всем, окромя погоды, и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой.
Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба и прятаться в облако, слыша гром, не видя, как войско под натиском ширпотреба бежит, преследуемо пером.
Когда вокруг больше нету того, что было, не важно, берут вас в кольцо или это – блиц. Так школьник, увидев однажды во сне чернила, готов к умноженью лучше иных таблиц.
И если за скорость света не ждешь спасибо, то общего, может, небытия броня ценит попытки ее превращенья в сито и за отверстие поблагодарит меня.
1994
Моллюск [89]
Земная поверхность есть признак того, что жить в космосе разрешено, поскольку здесь можно сесть, встать, пройтись, потушить лампу, взглянуть в окно.
Восемь других планет считают, что эти как раз выводы неверны, и мы слышим их «нет! », когда убивают нас и когда мы больны.
Тем не менее я существую, и мне, искренне говоря, в результате вполне единственного бытия дороже всего моря.
Хотя я не враг равнин, друг ледниковых гряд, ценитель пустынь и гор ‑ особенно Апеннин ‑ всего этого, говорят, в космосе перебор.
Статус небесных тел приобретаем за счет рельефа. Но их рельеф не плещет и не течет, взгляду кладя предел, его же преодолев.
Всякая жизнь под стать ландшафту. Когда он сер, сух, ограничен, тверд, какой он может подать умам и сердцам пример, тем более – для аорт?
Когда вы стоите на Сириусе – вокруг бурое фантази из щебня и валуна. Это портит каблук и не блестит вблизи.
У тел и у их небес нету, как ни криви пространство, иной среды. " Многие жили без, ‑ заметил поэт, – любви, но никто без воды".
Отсюда – мой сентимент. И скорей, чем турист, готовый нажать на спуск камеры в тот момент, когда ландшафт волнист, во мне говорит моллюск.
Ему подпевает хор хордовых, вторят пять литров неголубой крови: у мышц и пор суши меня, как пядь, отвоевал прибой.
Стоя на берегу моря, морща чело, присматриваясь к воде, я радуюсь, что могу разглядывать то, чего в галактике нет нигде.
Моря состоят из волн ‑ странных вещей, чей вид множественного числа, брошенного на произвол, был им раньше привит всякого ремесла.
По существу, вода ‑ сумма своих частей, которую каждый миг меняет их чехарда; и бредни ведомостей усугубляет блик.
Определенье волны заключено в самом слове «волна». Оно, отмеченное клеймом взгляда со стороны, им не закабалено.
В облике буквы " в" явно дает гастроль восьмерка – родная дочь бесконечности, столь свойственной синеве, склянке чернил и проч.
Как форме, волне чужды ромб, треугольник, куб, всяческие углы. В этом – прелесть воды. В ней есть нечто от губ с пеною вдоль скулы.
Склонностью пренебречь смыслом, чья глубина буквальна, морская даль напоминает речь, рваные письмена, некоторым – скрижаль.
Именно потому, узнавая в ней свой почерк, певцы поют рыхлую бахрому ‑ связки голосовой или зрачка приют.
Заговори сама, волна могла бы свести слушателя своего в одночасье с ума, сказав ему: " я, прости, не от мира сего".
Это, сдается мне, было бы правдой. Сей ‑ удерживаем рукой; в нем можно зайти к родне, посмотреть Колизей, произнести «на кой? ».
Иначе с волной, чей шум, смахивающий на «ура», ‑ шум, сумевший вобрать «завтра», «сейчас», «вчера», идущий из царства сумм, ‑ не занести в тетрадь.
Там, где прошлое плюс будущее вдвоем бьют баклуши, творя настоящее, вкус диктует массам объем. И отсюда – моря.
Скорость по кличке «свет», белый карлик, квазар напоминают нерях; то есть пожар, базар. Материя же – эстет, и ей лучше в морях.
Любое из них – скорей слепок времени, чем смесь катастрофы и радости для ноздрей, или – пир диадем, где за столом – свои.
Собой превращая две трети планеты в дно, море – не лицедей. Вещью на букву " в" оно говорит: оно ‑
место не для людей.
Тем более если три четверти. Для волны суша – лишь эпизод, а для рыбы внутри ‑ хуже глухой стены: тот свет, кислород, азот.
При расшифровке «вода», обнажив свою суть, даст в профиль или в анфас «бесконечность‑ о‑ да»; то есть, что мир отнюдь создан не ради нас.
Не есть ли вообще тоска по вечности и т. д., по ангельскому крылу ‑ инерция косяка, в родной для него среде уткнувшегося в скалу?
И не есть ли Земля только посуда? Род пиалы? И не есть ли мы, пашущие поля, танцующие фокстрот, разновидность каймы?
Звезды кивнут: ага, бордюр, оторочка, вязь жизней, которых счет зрения отродясь от громокипящих га моря не отвлечет.
Им виднее, как знать. В сущности, их накал в космосе объясним недостатком зеркал; это легче понять, чем примириться с ним.
Но и моря, в свой черед, обращены лицом вовсе не к нам, но вверх, ценя их, наоборот, как выдуманной слепцом азбуки фейерверк.
Оказываясь в западне или же когда мы никому не нужны, мы видим моря вовне, больше беря взаймы, чем наяву должны.
В облике многих вод, бегущих на нас, рябя, встающих там на дыбы, мнится свобода от всего, от самих себя, не говоря – судьбы.
Если вообще она существует – и спор об этом сильней в глуши ‑ она не одушевлена, так как морской простор шире, чем ширь души.
Сворачивая шапито, грустно думать о том, что бывшее, скажем, мной, воздух хватая ртом, превратившись в ничто, не сделается волной.
Но ежели вы чуть‑ чуть мизантроп, лиходей, то вам, подтянув кушак, приятно, подставив ей, этой свободе, грудь, сделать к ней лишний шаг.
1994
* * *
Мы жили в городе цвета окаменевшей водки. Электричество поступало издалека, с болот, и квартира казалась по вечерам перепачканной торфом и искусанной комарами. Одежда была неуклюжей, что выдавало близость Арктики. В том конце коридора дребезжал телефон, с трудом оживая после
недавно кончившейся войны. Три рубля украшали летчики и шахтеры. Я не знал, что когда‑ нибудь этого больше уже не будет. Эмалированные кастрюли кухни внушали уверенность в завтрашнем дне, упрямо превращаясь во сне в головные уборы либо в торжество Циолковского. Автомобили тоже катились в сторону будущего и были черными, серыми, а иногда (такси) даже светло‑ коричневыми. Странно и неприятно думать, что даже железо не знает своей судьбы и что жизнь была прожита ради апофеоза фирмы Кодак, поверившей в отпечатки и выбрасывающей негативы. Райские птицы поют, не нуждаясь в упругой ветке.
1994
* * *
О если бы птицы пели и облака скучали, и око могло различать, становясь синей, звонкую трель преследуя, дверь с ключами и тех, кого больше нету нигде, за ней.
А так – меняются комнаты, кресла, стулья. И всюду по стенам то в рамке, то так – цветы. И если бывает на свете пчела без улья с лишней пыльцой на лапках, то это ты.
О если б прозрачные вещи в густой лазури умели свою незримость держать в узде и скопом однажды сгуститься – в звезду, в слезу ли ‑ в другом конце стратосферы, потом – везде.
Но, видимо, воздух – только сырье для кружев, распятых на пяльцах в парке, где пасся царь. И статуи стынут, хотя на дворе – бесстужев, казненный потом декабрист, и настал январь.
1994
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|