Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Посвящается Пиранези.  С натуры.  Стакан с водой




 Посвящается Пиранези

 

 

Не то – лунный кратер, не то – колизей; не то ‑

где‑ то в горах. И человек в пальто

беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох.

Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.

 

Не важно, о чем они говорят. Видать,

о возвышенном; о таких предметах, как благодать

и стремление к истине. Об этом неодолимом

чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.

 

Скалы – или остатки былых колонн ‑

покрыты дикой растительностью. И наклон

головы пилигрима свидетельствует об известной

примиренности – с миром вообще и с местной

 

фауной в частности. «Да», говорит его

поза, " мне все равно, если колется. Ничего

страшного в этом нет. Колкость – одно из многих

свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:

 

их она не смущает; и нас не должна, зане

ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне

все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым

смешано настоящее, колкость дает подошвам

 

– и босиком особенно – почувствовать, так сказать,

разницу. В принципе, осязать

можно лишь настоящее – естественно, приспособив

к этому эпидерму. И отрицаю обувь".

 

Все‑ таки, это – в горах. Или же – посреди

древних руин. И руки, скрещенные на груди

того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен.

«Да», гласит его поза, " в принципе, кровли хижин

 

смахивают силуэтом на очертанья гор.

Это, конечно, не к чести хижин и не в укор

горным вершинам, но подтверждает склонность

природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,

 

она чуть‑ чуть увлеклась. И горы издалека

схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака

вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,

чтоб обнаружить сходство временного с постоянным

 

и настоящего с прошлым. Тем более – при ходьбе.

И если вы – пилигрим, вы знаете, что судьбе

угодней, чтоб человек себя полагал слугою

оставшегося за спиной, чем гравия под ногою

 

и марева впереди. Марево впереди

представляется будущим и говорит " иди

ко мне". Но по мере вашего к мареву приближенья

оно обретает, редея, знакомое выраженье

 

прошлого: те же склоны, те же пучки травы.

Поэтому я обут". " Но так и возникли вы, ‑

не соглашается с ним пилигрим. – Забавно,

что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно

 

вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно".

" Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно

настоящее. И это, замечу, в лучшем

случае. В худшем – мы не получим

 

даже и этого. В худшем случае, карандаш

или игла художника изобразят пейзаж

без нас. Очарованный дымкой, далью,

глаз художника вправе вообще пренебречь деталью

 

  – то есть моим и вашим существованьем. Мы ‑

то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы.

Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более – в их гибриде.

Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,

 

лишившееся обладателя. Когда оно – просто цвет

вещи на расстояньи; ее ответ

на привычку пространства распоряжаться телом

по‑ своему. И поэтому прошлое может быть черно‑ белым,

 

коричневым, темно‑ зеленым. Вот почему порой

художник оказывается заворожен горой

или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни

должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани

 

вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим".

«Вы, значит, возникли из прошлого? » – волнуется пилигрим.

Но собеседник умолк, разглядывая устало

собачку, которая все‑ таки что‑ то себе достала

 

поужинать в груде мусора и вот‑ вот

взвизгнет от счастья, что и она живет.

«Да нет, – наконец он роняет. – Мы здесь просто так, гуляем».

И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.

 

 1993 – 1995

 

 С натуры

 

Джироламо Марчелло

 

 

Солнце садится, и бар на углу закрылся.

 

Фонари загораются, точно глаза актриса

окаймляет лиловой краской для красоты и жути.

 

И головная боль опускается на парашюте

в затылок врага в мостовой шинели.

 

И голуби на фронтоне дворца Минелли

ебутся в последних лучах заката,

 

не обращая внимания, как когда‑ то

наши предки угрюмые в допотопных

обстоятельствах, на себе подобных.

 

Удары колокола с колокольни,

пустившей в венецианском небе корни,

 

точно падающие, не достигая

почвы, плоды. Если есть другая

 

жизнь, кто‑ то в ней занят сбором

этих вещей. Полагаю, в скором

 

времени я это выясню. Здесь, где столько

пролито семени, слез восторга

 

и вина, в переулке земного рая

вечером я стою, вбирая

 

сильно скукожившейся резиной

легких чистый, осенне‑ зимний,

 

розовый от черепичных кровель

местный воздух, которым вдоволь

 

не надышаться, особенно – напоследок!

пахнущий освобожденьем клеток

 

от времени. Мятая точно деньги,

волна облизывает ступеньки

 

дворца своей голубой купюрой,

получая в качестве сдачи бурый

 

кирпич, подверженный дерматиту,

и ненадежную кариатиду,

 

водрузившую орган речи

с его сигаретой себе на плечи

 

и погруженную в лицезренье птичьей,

освободившейся от приличий,

 

вывернутой наизнанку спальни,

выглядящей то как слепок с пальмы,

 

то – обезумевшей римской

цифрой, то – рукописной строчкой с рифмой.

 

 1995, Casa Marcello

 

 Стакан с водой

 

 

Ты стоишь в стакане передо мной, водичка,

и глядишь на меня сбежавшими из‑ под крана

глазами, в которых, блестя, двоится

прозрачная тебе под стать охрана.

 

Ты знаешь, что я – твое будущее: воронка,

одушевленный стояк и сопряжен с потерей

перспективы; что впереди – волокна,

сумрак внутренностей, не говоря – артерий.

 

Но это тебя не смущает. Вообще, у тюрем

вариантов больше для бесприютной

субстанции, чем у зарешеченной тюлем

свободы, тем паче – у абсолютной.

 

И ты совершенно права, считая, что обойдешься

без меня. Но чем дольше я существую,

тем позже ты превратишься в дождь за

окном, шлифующий мостовую.

 

 1995

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...