Посвящается Пиранези. С натуры. Стакан с водой
Посвящается Пиранези
Не то – лунный кратер, не то – колизей; не то ‑ где‑ то в горах. И человек в пальто беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох. Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.
Не важно, о чем они говорят. Видать, о возвышенном; о таких предметах, как благодать и стремление к истине. Об этом неодолимом чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.
Скалы – или остатки былых колонн ‑ покрыты дикой растительностью. И наклон головы пилигрима свидетельствует об известной примиренности – с миром вообще и с местной
фауной в частности. «Да», говорит его поза, " мне все равно, если колется. Ничего страшного в этом нет. Колкость – одно из многих свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:
их она не смущает; и нас не должна, зане ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым смешано настоящее, колкость дает подошвам
– и босиком особенно – почувствовать, так сказать, разницу. В принципе, осязать можно лишь настоящее – естественно, приспособив к этому эпидерму. И отрицаю обувь".
Все‑ таки, это – в горах. Или же – посреди древних руин. И руки, скрещенные на груди того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен. «Да», гласит его поза, " в принципе, кровли хижин
смахивают силуэтом на очертанья гор. Это, конечно, не к чести хижин и не в укор горным вершинам, но подтверждает склонность природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,
она чуть‑ чуть увлеклась. И горы издалека схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,
чтоб обнаружить сходство временного с постоянным
и настоящего с прошлым. Тем более – при ходьбе. И если вы – пилигрим, вы знаете, что судьбе угодней, чтоб человек себя полагал слугою оставшегося за спиной, чем гравия под ногою
и марева впереди. Марево впереди представляется будущим и говорит " иди ко мне". Но по мере вашего к мареву приближенья оно обретает, редея, знакомое выраженье
прошлого: те же склоны, те же пучки травы. Поэтому я обут". " Но так и возникли вы, ‑ не соглашается с ним пилигрим. – Забавно, что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно
вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно". " Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно настоящее. И это, замечу, в лучшем случае. В худшем – мы не получим
даже и этого. В худшем случае, карандаш или игла художника изобразят пейзаж без нас. Очарованный дымкой, далью, глаз художника вправе вообще пренебречь деталью
– то есть моим и вашим существованьем. Мы ‑ то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы. Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более – в их гибриде. Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,
лишившееся обладателя. Когда оно – просто цвет вещи на расстояньи; ее ответ на привычку пространства распоряжаться телом по‑ своему. И поэтому прошлое может быть черно‑ белым,
коричневым, темно‑ зеленым. Вот почему порой художник оказывается заворожен горой или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани
вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим". «Вы, значит, возникли из прошлого? » – волнуется пилигрим. Но собеседник умолк, разглядывая устало собачку, которая все‑ таки что‑ то себе достала
поужинать в груде мусора и вот‑ вот взвизгнет от счастья, что и она живет.
«Да нет, – наконец он роняет. – Мы здесь просто так, гуляем». И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.
1993 – 1995
С натуры
Джироламо Марчелло
Солнце садится, и бар на углу закрылся.
Фонари загораются, точно глаза актриса окаймляет лиловой краской для красоты и жути.
И головная боль опускается на парашюте в затылок врага в мостовой шинели.
И голуби на фронтоне дворца Минелли ебутся в последних лучах заката,
не обращая внимания, как когда‑ то наши предки угрюмые в допотопных обстоятельствах, на себе подобных.
Удары колокола с колокольни, пустившей в венецианском небе корни,
точно падающие, не достигая почвы, плоды. Если есть другая
жизнь, кто‑ то в ней занят сбором этих вещей. Полагаю, в скором
времени я это выясню. Здесь, где столько пролито семени, слез восторга
и вина, в переулке земного рая вечером я стою, вбирая
сильно скукожившейся резиной легких чистый, осенне‑ зимний,
розовый от черепичных кровель местный воздух, которым вдоволь
не надышаться, особенно – напоследок! пахнущий освобожденьем клеток
от времени. Мятая точно деньги, волна облизывает ступеньки
дворца своей голубой купюрой, получая в качестве сдачи бурый
кирпич, подверженный дерматиту, и ненадежную кариатиду,
водрузившую орган речи с его сигаретой себе на плечи
и погруженную в лицезренье птичьей, освободившейся от приличий,
вывернутой наизнанку спальни, выглядящей то как слепок с пальмы,
то – обезумевшей римской цифрой, то – рукописной строчкой с рифмой.
1995, Casa Marcello
Стакан с водой
Ты стоишь в стакане передо мной, водичка, и глядишь на меня сбежавшими из‑ под крана глазами, в которых, блестя, двоится прозрачная тебе под стать охрана.
Ты знаешь, что я – твое будущее: воронка, одушевленный стояк и сопряжен с потерей перспективы; что впереди – волокна, сумрак внутренностей, не говоря – артерий.
Но это тебя не смущает. Вообще, у тюрем вариантов больше для бесприютной субстанции, чем у зарешеченной тюлем
свободы, тем паче – у абсолютной.
И ты совершенно права, считая, что обойдешься без меня. Но чем дольше я существую, тем позже ты превратишься в дождь за окном, шлифующий мостовую.
1995
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|