Преимущества для потребителей/клиентов.
1. Клиент имеет возможность получить качественное предоставление товаров и обслуживание через франчайзи, сочетающее в себе качество технологии, характерное для крупного предприятия, и индивидуальный подход к обслуживанию, характерный для малого предприятия. 2. Единая известная торговая марка — это гарантия качества товаров и услуг. Это чувство уверенности, что его потребности будут удовлетворены. Причем удовлетворены должным образом. 3. Наличие единого фирменного стиля и единой технологии обслуживания, применяемой всеми франчайзи одного франчайзера, гарантирует, что клиент, обращаясь к любому франчайзи, получит одинаковый комплекс услуг одинакового высокого качества. Клиент при высоком уровне организации франчайзинговой сети не может отличить корпоративные предприятия франчайзера от предприятий франчайзи и предприятия одних франчайзи от других франчайзи. Таким образом, можно сделать вывод, что франчайзинг для потребителей/клиентов — это способ получить высококачественную продукцию и услуги у более широкого круга операторов рынка. Франчайзинг может принести пользу и для экономики России в целом: 1. Франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния. 2. Франчайзинг создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, тем самым повышая общую культуру предпринимательских отношений.
3. Франчайзинг способствует решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест. 4. Франчайзинг способствует развитию внешней и внутренней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга. Франчайзинг является эффективным методом организации и ведения коммерческой деятельности. Однако, несмотря на все преимущества, франчайзинг, как и любой метод ведения бизнеса, характеризуется определенными недостатками для обеих сторон франчайзинговых отношений. Недостатки франчайзинга. Для франчайзера: 1. Влияние деятельности франчайзи на всю франшизную систему в целом. Клиент формирует мнение не о деятельности конкретного предприятия-франчайзи, а обо всех предприятиях, функционирующих под данной маркой. Таким образом, деятельность одного франчайзи, не соблюдающего корпоративные законы, может негативного сказаться на имидже всей франшизной системы. 2. Франчайзи является самостоятельным предпринимателем, он связан с франчайзером лишь договором, и для франчайзера проблематично проконтролировать франчайзи и добиться правовыми методами соблюдения всех условий договора. Для франчайзера необходимо постоянно контролировать деятельность франшизированных предприятий путем создания специализированного программного обеспечения для отслеживания финансовых и материальных потоков, проверки мерчендайзерами полноты представленного ассортимента и выкладки товаров, организации регулярного мониторинга соблюдения условий пакета франшизы. Также франчайзеру необходимо создать специальный отдел контроля франчайзи, осуществляющий плановые и внезапные выборочные проверки предприятий франчайзи, что увеличивает количество сотрудников франчайзера и, как следствие, влечет дополнительные расходы. 3. Трудность сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Чем больше франчайзи функционирует во франшизной системе, тем больше вероятность, что секрет функционирования предприятия станет достоянием общественности. Также есть вероятность, что франчайзи, вышедшие из системы, будут использовать бизнес-технологию франчайзера в своем новом бизнесе либо передадут ее конкурентам.
Для франчайзи: 1. Зависимость франчайзи от франчайзера и его планов по ведению и развитию бизнеса. Франчайзи должен четко соблюдать требования, предъявляемые к нему франчайзером и предусмотренные договором между ними, франчайзи должен четко следовать принципам, применяемым во франшизной системе, в том числе соблюдать порядок формирования ассортимента, придерживаться единой логистической и маркетинговой политики. К примеру, сеть турагентств «Магазин Горящих Путевок» требует соблюдения единой ценовой и маркетинговой политики на предприятиях франчайзи. 2. Полученная от франчайзера бизнес-технология требует немалых усилий и затрат на адаптацию и дальнейшее развитие предприятия франчайзи. К примеру, только затраты на ремонт помещения при покупке франшизы кофейни «Шоколадница» составляют от $1000 за квадратный метр. 3. Легкость приобщения новых франчайзи к бизнесу может привести к быстрому росту количества франчайзи и, как следствие, к конкуренции между ними. Выходом из такой ситуации может являться подписание эксклюзивного франчайзингового договора на определенную территорию. 4. Договор франчайзинга, как правило, заключается на длительный срок, что делает невозможным быстрый выход из бизнеса, т.е. франчайзи не имеет возможности попробовать, подходит ли ему данный вид бизнеса или нет, и если не подходит, выйти из бизнеса. Длительность действия договора франчайзинга на российском рынке в среднем составляет от 3 до 5 лет. 5. Успех деятельности франчайзи неразрывно связан с успехом франчайзера и его финансовой стабильности. Перед вступлением в систему франчайзи должен тщательно изучить финансовую мощь потенциального франчайзера. В случае, если франчайзер объявит о своем банкротстве, франшиза будет аннулирована, а франчайзи также не сможет работать под маркой франчайзера, так как имидж данной торговой марки упадет.
Как видно из вышеперечисленных преимуществ и недостатков франчайзинга, преимущества франчайзинга для франчайзера порой становятся недостатками для франчайзи, и наоборот. Однако не следует рассматривать все вышеперечисленные недостатки франчайзинга как негатив той или иной франшизной системы. Требования франчайзера, которые могут рассматриваться как недостатки франшизной системы для франчайзи, являются лишь необходимыми требованиями для существования системы. Таким образом, перед принятием решения о начале развития франчайзинга на предприятии потенциальный франчайзер должен рассмотреть все плюсы и минусы будущей франшизной системы как для себя, так и для будущих франчайзи. Ведение бизнеса в форме франчайзинга должно быть одновременно выгодно как франчайзеру, так и потенциальным франчайзи, а будущий доход предприятий потенциальных франчайзи должен быть пропорционально разделен между субъектами франчайзинга. Таким образом, должен быть достигнут такой уровень расходов и доходов, чтобы обоим предприятиям было бы выгоднее вести бизнес вместе, чем организовывать предприятия раздельно. Также необходимым условием существования франшизной системы является ее устойчивость. Для достижения устойчивого взаимодействия франшизной системы должны быть выполнены два основных условия: 1. Прибыль, образующаяся от взаимодействия франчайзера и франчайзи, должна быть строго больше суммы прибылей, которые может обеспечить себе каждый из них, функционируя автономно. (Принцип индивидуальной рациональности). 2. Вся прибыль, образующаяся от взаимодействия предприятий в системе франчайзинга, должна быть поделена между ними пропорционально их издержкам и ожидаемым размерам прибыли. (Принцип групповой рациональности). При соблюдении перечисленных выше условий оба предприятия будут иметь прямые экономические стимулы к объединению и, как следствие, будет достигнуто устойчивое взаимодействие сторон.
Организуя систему франчайзинга, необходимо также учитывать, что при всей полезности изучения внутренних экономических аспектов функционирования системы франшизированная компания должна работать в рамках законодательного поля России, с учетом отраслевой, региональной специфики, а также психологического восприятия, сложившегося в обществе. Франчайзинг может быть представлен в различных формах. Такое разнообразие обусловлено тем, что каждый франчайзинговый договор индивидуален, его нельзя стандартизировать. Франчайзинговые системы могут быть поделены в зависимости от: 1. Количества франчайзи, которые работают в данной системе. 2. Типа участников, объединенных во франшизную систему. 3. Объекта франчайзингового договора. 4. Образа построения деловых отношений между франчайзером и франчайзи. Первый тип классификации франчайзинговых систем, которой основан на анализе количества предприятий-франчайзи, вошедших в данную структуру проиллюстрирован в таблице 5.1. Таблица 5.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|