{108} Когда режиссер сынтонировал слово Кихота «Санчо?», то что-то мгновенно умерло в мире фантазии. Разобраться в этом теоретически.
{108} Когда режиссер сынтонировал слово Кихота «Санчо? », то что-то мгновенно умерло в мире фантазии. Разобраться в этом теоретически. «Я жду тебя» — прижал к себе, но из-за роста очень низко где-то, думая, что прижимает к груди. Заметил, что когда образ смешит и я громко засмеюсь, то смех выходит очень противный, и вижу, что он неприятен режиссерам и во мне самом что-то убивает. Может быть, это мое свойство вообще (я неприятно смеюсь), а может быть, употребляю смех как демонстрацию: дескать, вот как я вижу ясно! Как метод хорош! Как будто все больше и больше начинает вырываться невольное подобие имитации. «Рога! Ха‑ ха. Рога! Ха‑ ха! » (вписать). (А потом спохватился. ) Перед побегом на мельницу подскочил от трамплина прямо кверху, как стрела (копье высоко и прямо поднято), и… согнувшись, как вихрь, — на мельницы! Сегодня быстро выдохся, но смотрел образ с удовольствием. Надо иметь чувство благодарности после созерцания образов. 12 / II. Все последние дни чувствую творческий подъем. Телесность несколько страдает от наплыва этой творческой энергии. (Может быть, этим объясняется и неожиданный, легенький сердечный припадок на вчерашнем спектакле? ) Снов интересных нет. Творческий подъем встречаю с благодарностью. Его сила не концентрируется исключительно на театре: хочу писать неожиданно вставшее передо мной литературное произведение; хочу иначе жить. Занимаюсь мало. […] Виктор Алексеевич истолковал Кихота как поэму о столкновении различных правд. (Идея о двенадцати мировоззрениях. ) Надо просмотреть текст пьесы с этой точки зрения. Вообще же текст все меньше и меньше удовлетворяет. Вероятно, он весь изменится. Читал конспект Фолькельта[xlii], и стало приятно — по адресу Кихота.
15 / II. Вдохновение вчера кончилось! Сел писать сочинение — ничего не вышло, и я успокоился. (Впрочем, понял, как надо было бы писать. ) Репетиция. Два дня не работал с образом и сегодня почти ничего не видал, все было неинтересно. Правда, был занят соображениями общего порядка: о методе репетиций. 17 / II – 28. От случайно слышанной фразы почувствовал, что в Кихоте каждая поза, каждый жест должны быть картиной. Не работаю. {109} 18 / II. После [сцены] каторжан Кихот, Санчо, его латы и все — развалены — разбросаны по всей сцене. I этап — безудержное, II — присматриваюсь, III — познание законов неба и земли. С этой точки зрения просмотреть и переделать пьесу. 26 / II. Сидел на репетиции «Заката». Одно место в игре Азарина[xliii] вдруг подействовало на меня, и я полууслышал, полу сам выполнил плач Кихота у Герцога во время издевательств над Дульцинеей. Отчаяние по поводу зла. Не «делает», а «совершает». «А ритмы этого уже гуляют!.. » Чувства, состояния, атмосфера не вытекают непосредственно из смысла и содержания слов. Они выше, «за», и оттого слова неожиданны и оригинальны. В голосе искать восторженность. Глаза полны слез всегда. «Рыцарь Печального образа» — потому что он видит вокруг печальное. Глаза Владимира Николаевича — говорить со спящими. (Только с Санчо иногда мягко. ) Три рода движений. «А? » Сыграть космическое сознание. Только большие дела. Чувствовать громадное, мощное тело. Герб на занавесе — разрывается! У Кихота: увлечение миром! (Т. [xliv]) Мысли Кихота выходят «из всего человека». «Жесты должны быть введены в речь» (А‑ х). Все пусть необыкновенно, но через Д.! Не говорит — изрекает. Слово — как материал (сам — инструмент). Форма: образ, слово, ритм (и метр), жест. Кихот ищет событий, с ним случающихся, он их сам делает (на коленях перед девками).
Мысленно что-то произошло с Кихотом — виден результат — потом все объясняется. Счастлив несчастьем. Легок и фантазиеподобен даже в драке. Не кричит, а поет! Нет мелочей! Слегка танцуя… подходит к дерущимся. Первый удар в драке. {110} — И он легок, и с ним легко обращаться физически. — После драки — составляет члены. — Не мягкий — иногда его катят, как козлы. — Поза, а потом резкое движение. ОГНЕННЫЕ. Смизансценировать так, чтобы Кихот совсем не ходил, — это даст стиль его отношения к земле. Все его движения по земле обусловлены больше волей земли, чем его собственной волей. (Возможность трюков. ) Это же поможет скрыть рост. Санчо — ходит ловко и быстро. Сила его духа (огня) выразится в том, что будет видно: он устремляется туда!.. и, не считаясь с телом, устремляется! {111} Тело отстает и попадает в жалкие или смешные положения. (Если же тело успело за «духом», то видно: Кихот летит по воздуху. ) (Принцип трюков. ) («Дух» — «космическое сознание» Кихота. ) — Темперамент сцен и лиц возрастает до внешнего трюкачества. — Смотреть: что излучать и через какую форму, и — форма: глаза, руки, слово. Все это в видении привести в гармонию и излучать! И в этом sich geltend machen[21]! Пути театра [xlv] «Нужно ли вообще говорить о театре и его путях? Разве сама жизнь не укажет театру его истинных путей в будущем? » Так говорят люди, пассивно живущие или в настоящем, или в прошлом. {112} Но есть люди, уже теперь живущие в будущем. Эти люди говорят иначе: «Правильно действовать в наши дни — значит действовать не для наших дней, а для будущих». Будущее зависит от активной части человечества. Эта активная часть распадается на два лагеря. Один лагерь активно и сознательно работает над созданием темного, жестокого, больного будущего. Другой лагерь столь же активно и сознательно стремится к противоположному. «Мы, — так говорит себе активная часть человечества первого типа, — должны удержать людей в пассивном состоянии; тогда они окажутся в нашей власти и рабски пойдут вслед за нами, куда бы их ни повели». «Вы, — так говорит всем активная часть человечества второго типа, — должны воспитать в себе сознательное отношение к своему будущему, и тогда вы пойдете вместе с нами к внутренней, духовной свободе и к сознательному творчеству жизни».
Нужно ли говорить о театре и его путях? Нужно (как нужно говорить об этом и в других областях жизни) — если хочешь, чтобы одержала победу вторая активная часть человечества. О театре много говорят и пишут, но забывают, что нельзя говорить в наши дни о театре, его задачах и целях, не говоря в то же время и прежде всего о наших днях как о целом организме, частью которого является театр. Наша цивилизация (как в Европе, так и в Америке) стоит под знаком специализации, то есть разделения, то есть смерти целого за счет ненормально развивающихся частностей. Наука, искусство, религия, социальная жизнь и человеческий труд распадаются на все большее количество областей, направлений, течений, специальностей. Одна из характерных особенностей наших дней заключается в том, что мы не можем быть специалистами в какой бы то ни было области жизни, не заплатив за эту специальность ценой самой жизни. Специалист обречен в наши дни на слепоту по отношению к окружающей его жизни, на узость интересов, на бессердечие мысли, однообразие чувств и односторонность воли. Такова судьба рабочего на конвейерном заводе, специалиста ремесленника, специалиста ученого, профессионала спортсмена, профессионала актера и т. д. и т. д. Знаменитый боксер столько же знает о жизни вне бокса, сколько ученый-египтолог о жизни послеегипетского периода. Быстро прочитанная газета заменяет людям, погрузившимся в свою специальность, мироощущение и мировоззрение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|