Культура белорусских земель в 9-13вв. Архитектура. Искусство. Письменность. Памятники письменности. Религиозно-просветительские деятели Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.
Архитектура. Искусство. Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Беларуси в 9 — 13 вв. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства — из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине 11 в. В XII в. были построены Полоцкая Спаса-Преображенская церковь (1-й памятник храм в котором Византийские традиции были переработаны в национальном духе), Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, Борисоглебская церковь и др. Здания церквей в древности использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, на которых обсуждались наиболее важные дела, возведение князей на правление. Высокого уровня достигло изобразительное искусство – фреска, мозаика, которыми украшались здания церквей, монастырей. Так же для украшения использовалась плитка и тесаный камень в форме различных геометр. фигур. Таким образом в 9-13вв. на бел. землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на опыт киевской, византийской школ и на местные традиции. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию декоративно-прикладного искусства В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. «Кузнецы по злату и серебру» создавали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Дошли до нас серебряные с позолотой колты, украшенные перегородчатой эмалью, височное кольцо, золотой браслет с головками змей. Шедевром древнего бел. прикладного искусства является крест, выполненный по заказу Ефросинии Полоцкой ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г. Крест, длиной 51 см, шестиконечный, деревянный, обложен золотыми и серебряными пластинами, украшен перегородчатыми цветными эмалями с изображениями святых, драгоценными камнями и жемчугом. В 12-13 вв. у нас появились иллюстрированные рукописи. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие. Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство – средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княжеских застольях, военных походах и др. Среди муз, инструментов, на которых играли, были трубы, дудки, гусли, рожки.
Письменность. Памятники письменности. Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики. Свидетельством высокой культуры восточных славян являлись летописи («Повесть временных лет», «Киевская летопись», «Галицко-волынская летопись»). Большое значение принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород - северского князя Игоря на половцев. Развивалось в это время и устное народное тв-во. Существовала также и переводная литература: «Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия». О том, что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна.
Ефросиния Полоцкая. (1104 – 1167), была дочкой князя св. Георгия, внучкой Всеслава Чародея. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатого князя, против воли отца ушла в монастырь. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь – «Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», 2 церкви, которые стали центром духовности. Особенно известна Спаса – Преображенская церковь. В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси, которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г ее мощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спаса – Преображенской церкви. Кирилл Туровский. (1130 – 1188). Известный церковно-политический деятель той эпохи, родился в Турове в семье богатых горожан. Получил хорошее образование, постригся в монахи. Праведная жизнь, образованность, умение красиво говорить сделали его проповеди популярным среди простого народа. По настоянию жителей К. Туровский стал епископом. Прославился высоко – художественными проповедями и вошел в историю как златоуст. Из его наследия сохранилось 3 проповеди- притчи, 8 проповедей, 21 молитва. В своих проповедях К. Туровский призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы были сориентированы на простых прихожан. О нем рассказала летопись «Память святого отца нашего Кирилла епископа Туровского».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|