Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный строй ВКЛ в XV - середине XVI вв. Совет и сейм. Высшие государственные и местные должности в ВКЛ. Законодательства. Статуты ВКЛ.




Сословно-представительная монархия - форма государственного правления, согласно которой действует принцип совместного управления государством монарха и сословных представителей, прежде всего представителей знати. В начале 15 в. (1401 г.) начал действовать новый орган государственной власти - вальный (общий) сейм, в состав которого входили паны - радные, многочисленные служебные особы центрального и местного государственного аппарата. На его заседаниях могла присутствовать вся шляхта. Власть великого князя фактически, была ограничена, с одной стороны, крупными феодалами, а с другой – местными привилегиями отдельных территорий. Главной обязанностью великого князя была защита целостности государства. Он стоял во главе вооруженных сил, от его имени издавались законодательные акты, вершился суд. В его ведении находились дипломатические отношения с другими странами, объявление войны и мира. Он назначал на государственные должности и распоряжался государственным имуществом. Роль рады в политической жизни государства постепенно возрастала. В 1413г. Городельским актом существование великокняжеской рады было оформлено юридически. За ней закреплялся статус государственного органа, который не только имел право, но и обязан был давать рекомендации великому князю. В привилеях государя 1492г. и 1506г. права рады, связанные с ограничением великокняжеской власти, подтверждались и расширялись. В нее входили епископы, канцлер, воеводы и каштеляны, наместник, подскарбий и маршалок. К ее компетенции относились вопросы дипломатических отношений, обороны, финансов, раздача земель и назначение на должности. Без рады великий князь не мог издавать законы общего характера, расходовать государственные средства и т.д. Важнейшие вопросы государственной жизни великие князья обсуждали не только с радой, но и с боярством в целом в тех случаях, когда не находили понимания с высшей аристократической знатью и с удельными князьями. Постепенно сеймы превращаются в общегосударственные. Порядок созыва таких вальных сеймов сложился в начале XV века. Великий князь приглашал на них ряд служебных лиц, княжат, представителей поветовой шляхты всех регионов. Постепенно расширялась и компетенция сеймов. В XV веке они созывались для избрания великих князей, обсуждения вопросов войны, налогов, заключения уний и т.п. В первой половине XVI века их деятельность приобретает более широкий размах, они выполняют законодательные функции. Великий князь и сейм составляли как бы две в одинаковой степени сильные стороны власти, нужные для эффективного управления государством. Со временем сейм стал представительным учреждением, т.е. на него избирались делегаты местными уездными сеймиками. С середины XVI века вальный сейм состоял из государственного совета, который стал называться Сенатом, и из поветовых послов-депутатов, которые составляли Посольскую избу.

По мере образования ВКЛ как суверенного гос-ва, складывается общеземское право, его отрасли и институты путем издания великими князьями грамот (привилеев) нормы которых обязательны для исполнения всеми, от обычного народа вплоть до последующих великих князей. Нормативные акты (договоры, грамоты, постановления) вытесняют феодальное право, как источник права. Следующий этап характеризуется динамичным развитием общеземского права, требующим его систематизации, что приводит к созданию таких крупных памятников права, как статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. Они резко отличаются от крупных нормативных актов прошлых веков, как широтой охвата урегулирования различных отраслей права (конституционное, гражданское, брачно-семейное, уголовное, процессуальное и т.д.), так и юридической техникой (главы, статьи). В Статуте 1529 г. вводятся принципы ответственности всех только по закону и только по суду. А также отказывал крестьянам в праве собственности на землю, которое закреплялось за феодальным сословием. По Статуту 1566 г. установлен возраст уголовной ответственности с 14 лет, ввел 10-летний термин поиска беглых или украденных крестьян и административные наказания для тех, кто их прятал. А так же право простых людей участвовать в избрании великого князя. По Статуту 1588 г. возраст уголовной ответственности был повышен с 16 лет и указан только один источник невольного состояния – плен. Более того, Статут предписывает называть челядь невольную впредь “дворовой челядью”, а ранее бывшую челядь невольную и их детей наделить землей и перевести в разряд крестьян “отчичев” (непохожих). А так же увеличил термин поиска беглых крестьян до 20 лет и возвращал их феодалам. Наряду со Статутом действовали привилеи и постановления.

17. Сельское хозяйство и городская жизнь на белорусских землях в XV - первой половине XVII в. Землевладение и землепользование. Становление фольварка-барщинной системы хозяйствования. "Волочная помера" 1557 Этапы закрепощения крестьян.

В 15 веке произошли значительные изменения в государстве. Было закреплено право феодалов на полное распоряжение земельными владениям. Начало этому положил привилей короля Ягайлы 1387 г. для феодалов католического вероисповедания. По привилеям 1432, 1434 и общеземскому 1447 г. аналогичны права получили и православные. В результате земельных пожалований фонд гос. земель сократился с 80% в конце 15в. до 30% в середине 16в. Разгром Тевтонского ордена привел ВКЛ к международному признанию, что способствовало налаживанию экономических связей державы с европейскими гос-вами. ВКЛ принадлежало к числу стран, специализировавшимся на сельскохозяйственном производстве и экспорте зерна в страны Западной Европы. Это способствовало распространению на белорусских землях товарно-денежных отношений, введению отработочной («барщина») или денежной ренты (чинш) и появлению в середине 15в. фольварков. Фольварки являлись формой феодального хозяйства, в котором производство сельскохозяйственной продукции было основано на труде крепостных крестьян (барщине) и имело в значительной степени товарный, а не натуральный характер. Более интенсивно фольварки основывались на западе Беларуси, где существовала густая сеть рек, на востоке же их распостранение ограничивалось постоянной военной угрозой в результате войн с Московским государством. Повышение рентабельности с/х и экспорт зерна за границу поставили необходимость нормирования крестьянских наделов и обеспечения фольварков рабочей силой. В первой половине XVI в. королева и великая княгиня литовская Бона Сфорца провела нормирование земель в своих владениях. Она разделила крестьянские наделы на так называемые «волоки» - участки размером в 21,36 га, с которых и выполнялись повинности. Ее опыт решил использовать ее сын Сигизмунд издав в августе 1557г. документ, известный как «Устава на волоки», который предусматривал проведение земельной реформы (волочной померы) в гос. владениях ВКЛ. Крестьяне получали в пользование целую волоку либо ее часть. Крестьяне выполняли повинности – отработочную (барщина) или денежную (чинш или оброк). Согласно пропорции пользователь 7 крестьянских волок обрабатывал одну господскую. В ходе реформы крестьяне теряли право на прежние участки, бывшие в их собственности. Те, кто выполнял барщину, назывались тяглыми, платившие чинш – чиншевыми. Кроме того, независимо от вида повинности, обе категории выполняли работы в пользу владельца, выплачивали ему деньги и давали оброк продуктами. В результате реформы доходность хозяйств значительно выросла, чем заинтересовала феодалов, прежде всего крупных, которые приступили к ее реализации. Проблема дефицита рабочих рук и значительных неосвоенных земельных угодий решалась путем закрепощения свободных общинников. Юридически оформлено закрепощение крестьян было привилеями Ягайлы от 1387 и 1432гг., Жигимонта Кейстутовича 1434г. и Казимира Ягеллона 1447г., которые предоставляли феодалам иммунитеты и закрепляли их право на вотчинный суд. Следующие шаги в этом направлении были сделаны Статутами 1529 и 1566гг. в которых за феодалами закреплялось право земельной собственности и вводился 10-летний срок поиска беглых крестьян, а также Устава на волоки 1557 г., способствовавшая фактическому прикреплению крестьян к «принятым» ими земельным наделам. Окончательное закрепощение крестьянства связано со Статутом Великого Княжества Литовского 1588г. Если ранее такая категория крестьян, как «похожие», в отличие от «людей непохожих» и «челяди невольной», имела право переходить от одного феодала к другому, то Статут переводил в разряд «непохожих» всех тех, кто проживал на одном месте более десяти лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...