Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Брестская церковная уния. Брестский церковный собор 1596 и его значение. И. Кунцевич. Расширение униатства среди сельского населения и городских низов.




1596г. - Брестская церковная уния. В 1596 г. в Бресте состоялся церковный Собор, на котором было объявлено о создании униатской церкви. По ее условиям, православная церковь подчинялась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив свою обрядность. Новая вера отделилась от православной и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Основные условия унии были такими:

· Сохранились все церковные праздники согласно православным календарем;

· На церковные должности назначаются только «русские» люди;

· Монастыри и церкви не превращаются в костелы;

· Запрещается переманивать в католичество униатов;

· Папа Римский является главой церкви в вопросах веры;

· Униаты принимают некоторые догматы католической церкви (символ веры и др.).

Брестская церковная уния была призвана заложить основу объединения народов – поляков и белорусов, католиков и православных. Однако она не принесла в Беларусь мира и согласия. В Беларуси началось насильственное насаждение униатства и католицизма. Религиозная жизнь стала сопровождаться борьбой. В закрытии православных храмов и монастырей, в насильственном насаждении унии особенно отличился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. В 1623 г. в Витебске вспыхнуло восстание, Кунцевич и его сподвижники были убиты. Над восставшими была учинена жестокая расправа.

Но выбор народа, в конце концов, был сделан в пользу униатского вероисповедания, как наиболее отвечающего его национально – культурным запросам. Белорусский язык использовался в униатской церкви намного шире, чем в других храмах. И к концу ХVIII века число униатов было приблизительно 2/3 всего населения, большую часть которых составляли крестьяне.

Униатство - христианская конфессия, в рамках которой признается догматика католической церкви и каноническое верховенство римского папы при сохранении обрядности и культа православной церкви; на территории Беларуси существовала в 1596 - 1839 гг., возобновилось с 1990 г.

Причины казацко-крестьянской войны 1648-1651 гг. на белорусских землях. Богдан Хмельницкий. Война России и Речи Посполитой 1654-1667 гг. Беларусь в Северной войне. Битва у деревни Лесная. Результаты и последствия войн второй половины ХVII - начала ХVII вв.

1648 - 1651 гг. - Казацко-крестьянская война на территории Беларуси. С середины XVII – и до начала XVIII вв. на территории Речи Посполитой проходили почти непрерывные военные действия. В 1648-1651 гг. южная часть государства была охвачена казацко-крестьянской войной под руководством Богдана Хмельницкого (1596-1657) – гетмана войска Запорожского, полководца и государственного деятеля Украины. Это широкое народное движение по характеру было антифеодальным, антипольским, антикатолическим. Белорусские крестьяне, мещане, часть православной шляхты и духовенства поддержали казаков. В 1648 г. к ним присоединились города Туров, Мозырь, Пинск, Лоев, Гомель, Бобруйск и др. Борьбу против казацко-крестьянских отрядов на юге Беларуси возглавил гетман Януш Радзивилл. Наиболее активные военные действия между восставшими и правительственными войсками происходили под Пинском (1648г.) и Леовом (1649 г.). Сложное положение на Украине заставило Б. Хмельницкого обратиться за помощью к Московскому государству. В 1654 г. Украина и Россия заключили договор, по которому Москва брала на себя обязательство выступить на стороне Украины в войне с Речью Посполитой. Причины: ростом крестьянских повинностей, ущемлением их прав и религиозным угнетением в связи с принятием церковной унии и подчинении церкви Римскому престолу.

Война с Речью Посполитой 1654—1667 гг. была вызвана стремлением русского царя Алексея Михайловича, считавшего себя защитником православного населения ВКЛ, вернуть Смоленщину, Черниговщину и другие земли, потерянные Россией в первой половине XVII в., а также получить выход к Балтийскому морю (этот вопрос не был решен Иваном Грозным в Ливонской войне 1558—1583 гг.). Основные события войны 1654-1667 гг.проходили на территории Беларуси.

Соотношение сил было не в пользу Речи Посполитой. Помощь Алексею Михайловичу оказали запорожские казаки, а войска ВКЛ не были готовы к войне. Почти вся территория Беларуси попала под власть русского царя, на верность которому вначале присягали шляхта, мещане, православные крестьяне. Однако вскоре на территории Беларуси развернулось движение самообороны, участников которого называли шишами. Оно было вызвано разочарованием населения ВКЛ в политике царя, по приказу которого, например, в глубь России насильно выселялись многие жители белорусских земель, в т. ч. ремесленники. Согласно Андросовскому перемирию 1667 г. Россия получила Смоленщину, Черниговщину, Левобережную Украину и Киев, а земли белорусского Подвинья возвращались в состав ВКЛ, территория которого уменьшилась. В результате войны население белорусских земель сократилось вдвое, а сами земли находились в состоянии экономической разрухи.

Северная война 1700-1721 гг. велась между Северным союзом (в составе России, Дании, Саксонии, Речи Посполитой) и Швецией. Шведский король Карл XII первоначально нанес поражение русскому царю Петру I в битве под Нарвой. Российские войска двинулись на Украину, где Петр I ожидал помощи от гетмана Ивана Мазепы. На него же надеялся и шведский король, у которого заканчивались запасы провизии и боеприпасов. Этим воспользовался Петр I, когда его войска благодаря помощи местных жителей в 1708 г. разгромили возле деревни Лесная (под Славгородом, Могилевской области) шведские войска с большим обозом провизии и оружия, спешившим на помощь. Эта победа, которую Петр 1 назвал «матерью Полтавской баталии», предопределила поражение шведов под Полтавой в 1709 г. Раненный в битве Карл XII вместе с Мазепой бежал в Турцию. Северная война привела к расколу шляхты ВКЛ через образование конфедераций – временных политических союзов шляхты. Из них одна ориентировалась на союз со Швецией (Варшавская конфедерация), а другая – на поддержку России (Сандомирская конфедерация). В 1717 г. состоялся однодневный сейм на котором российский посол Г. Долгорукий выступил посредником в переговорах между королем и шляхтой. Сейм вошёл в историю как «немой» потому, что практически без единого слова король принял выдвигаемые ему требование вывести из Речи Посполитой саксонские войска, а шляхта – распустить конфедерации. Численность войска сокращалась в ВКЛ до 6 тыс. солдат, а в Польше до 18 тыс. солдат. Защищать независимость государства это войско не могло. Сейм утвердил протекцию русского царя над Речью Посполитой.

Война завершилась Ништадтским миром 1721 г., по которому Россия получила выход к Балтийскому морю. А Речь Посполитую даже не пригласили на переговоры, что свидетельствовало о её неспособности вести самостоятельную внешнюю политику. В результате войны население Беларуси потеряло 700 тыс. человек, т. е. каждого третьего своего жителя.

Войны, происходившие на территории Беларуси во второй половине ХVII – начале ХVIIІ в., принесли огромные разрушения и уничтожили значительную часть населения. Количество жителей на белорусских землях сократилось почти в 2 раза. Увеличилось количество “пустошей” – необработанной пахотной земли. Были разрушены белорусские города.

27. Политический состояние белорусских земель в XVII-XVIII вв. Расширение шляхетской анархии. Конфедерации. Недееспособность сейма Речи Посполитой. "Либерум вето». Диссидентский вопрос.

Политический кризис Речи Посполитой был обусловлен отсутствием сильной центральной власти и ростом политического влиянии магнатской олигархии, в зависимость от которой попала мелкая шляхта. Работа единственного центрального органа государства - вального сейма - была фактически парализована обычаем "либерум вето" (свобода запрета) «Либерум вето» – обычай в государственном праве ВКЛ и Речи Посполитой, по которому каждый депутат сейма или сеймика (даже без обоснования) мог выразить несогласие с любым постановлением, что означало прекращение заседания и отмену всех принятых на нем решений. Власть выборных королей была ограниченной и слабой. Среди магнатов и шляхты сложилось убеждение, что для шляхетских свобод большую опасность представляет собственный король, чем чужое государство. Политическая жизнь переместилась на местные сеймики, что привело к окончательной децентрализации государства. В XVII - первой половике XVIII вв. между магнатскими группировками шла беспрерывная борьба за власть, принимавшая временами форму военных действий. В 40-50-е гг. XVII в. в ВКЛ господствовал клан Радзивиллов. Их влияние уменьшилось после неудачной Кейданской унии ВКЛ со Швецией (1655 г.). В этот период усилился род Пацев. В 80-е гг. XVII в. политическое влияние перешло к роду Сапегов. На рубеже XVII-XVIII вв. против них объединились Радзивиллы, Вишневецкие, Огинские. Антисапеговскую группировку поддерживали короли Речи Посполитой Ян Собесский и Август II Сильный. Сапеги потерпели поражение в битве под Олькениками в 1700 г. Борьба магнатских группировок продолжалась и в годы Северной войны.

После окончания Северной войны королевская власть была не способна контролировать ситуацию в стране. Фактически власть принадлежала магнатским группировкам, усилилась шляхетская анархия. Почти все сеймы Речи Посполитой на протяжении 1734-1762 гг. были сорваны. Поветовые сеймики превратились в место стычек враждующих группировок местной шляхты. Усложняла положение страны конфессиональная ситуация. В Речи Посполитой в XVII-XVIII вв. господствовало католичество. Униаты, протестанты и православные не пользовались равными правами с католиками. В тяжелом положении оказалась православная церковь. На территории Речи Посполитой осталась только Могилевская православная епархия. Фактором, который дестабилизировал внутриполитическое положение в стране, стал так называемый "диссидентский вопрос" - вопрос о полном уравнении в правах не католиков с католиками Диссиденты – лица, которые не разделяют господствующего в стране вероисповедания. В Речи Посполитой (XVIII в - XVIII в вв.) – христиане-некатолики (православные и протестанты). В 1764 г. прошли выборы нового короля Речи Посполитой. За корону боролись группировки магнатов, которых поддерживали соседние государства. При поддержке России королем был избран Станислав Август Понятовский (1764-1795). В 1764-1766 гг. магнаты Чарторыйские при поддержке нового короля выступили с программой умеренных экономических и политических реформ: ограничивалось право "либерум вето", усиливалась власть короля, увеличивалась армия, вводилась генеральная таможенная пошлина, ликвидировались внутренние таможни и др. Россия и Пруссия, не желая усиления Речи Посполитой, использовали "диссидентский вопрос" для давления на короля. На чрезвычайном Варшавском сейме (1767-1768 гг.) диссиденты были уравнены в правах с католиками. Там же были приняты так называемые "Кардинальные права", которые предусматривали сохранение в неприкосновенности "золотых шляхетских вольностей". Гарантом неизменности государственного строя Речи Посполитой выступала Россия. Решения сейма вызвали недовольство части магнатов и шляхты, которые в 1768 г. в г. Бар (Украина) создали конфедерацию в защиту привилегий католиков, против короля и России. Отряды конфедератов действовали на территории Беларуси. Участники Барской конфедерации надеялись на поддержку Франции. Регулярная российская армия и войска короля Станислава Понятовского в 1772 г. разгромили движение барских конфедератов.

Политический кризис Речи Посполитой во второй половине XVIII в. Конституция 3 мая 1791 г. Первый (1772 г.) и второй (1793 г.) разделы Речи Посполитой. Восстание 1794 и его события в Беларуси. Т. Костюшко. Я. Ясинский. Третий раздел Речи Посполитой (1795).

Длительный и глубокий социально-экономический и политический кризис привел к разделам территории Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. Первый раздел произошел в 1772 г. В 1788 г. Четырехлетний сейм принял программу реформ, направленных на укрепление государства. 3 мая 1791 г. была провозглашена Конституция, которая укрепляла центральную власть. Противники реформ создали конфедерацию в Тарговице. Ее поддержала Россия. В 1793 г. произошел второй раздел Речи Посполитой. В ответ часть польской шляхты в марте 1794 г. подняла восстание под руководством Т. Костюшко. После подавления восстания в 1795 г. произошел третий раздел Речи Посполитой. В результате Речь Посполитая перестала существовать как государство. Вся территория Беларуси вошла в состав Российской империи.

Конституция провозгласила независимость и суверенитет Речи Посполитой. Всем жителям Речи Посполитой предоставлялась свобода вероисповедания. Но католичество оставалось господствующей конфессией. За шляхтой закреплялись все права и свободы, а за городами — новые полномочия мещан. Отдельный раздел был посвящен крестьянскому сословию. Труд крестьян считался главным источником богатства государства, а само крестьянство — самой большой частью населения. Но крепостное право отменено не было. Новое правительство страны стало называться «Стража прав». Оно состояло из короля, примаса, 5 министров: полиции, внутренних дел, иностранных дел, военного и финансов. Конституция отменяла «либерум вето», выборность королевской власти. Предусматривалось создание судов, независимых от администрации.

Исторические условия развития культуры белорусского народа в XVII - XVIII вв. Состояние школьного просвещения и воспитания. Образовательная комиссия. Развитие науки: К. Нарбут, М. Карпович, А. Нарушевич, М. Пачобут- Одляницкий.

Во второй половине XVII – XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII – начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура – культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства. Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского- написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. В 1689 г. сожжен на костре. Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, (1738-1807) - мыслитель-просветитель. Как член Образовательной комиссии, занимался реформой школьного обучения в Беларуси. Выступал за освобождение философии от схоластики и богословия, светскую систему образования, развитие науки. Б. Дабшевич, М. Карпович. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы. Много времени и сил отдавал Мартин Почобут – Одляницкий- астроном, математик, просветитель. Ректор Главной Виленской школы (с 1803 г. Виленский университет). Один из организаторов и руководитель Вильнюсской астрономической обсерватори общественной деятельности, будучи членом Эдукационной Комиссии, деятельность которой распространялась и на территорию Белоруссии. В 1772 г. он перевел с французского языка на польский и издал в Вильно учебник Клеро "Начало геометрии". Позже этот учебник вошел в список учебников, рекомендуемых Эдукационной Комиссией. Заметный вклад сделал Мартин Почобут в развитие просвещения в родном краю, в популяризацию астрономических и математических знаний.

Главный труд А. Нарушевича «История польского народа» (7 томов) начал выходить в 1780 г. со второго тома. (Первый том вышел из печати только в 1824 г.). Это исследование охватывало период с древнейших времен до 1386 г. и представляло собой историю государства и его правителей. Оно отличалось широкой Документальной базой, хронологической последовательностью в изложении событий. Через всю работу проходила идея сильной монархической власти, призванной обеспечить равновесие между сословиями, гарантировать порядок в государстве. Вину за ослабление и упадок Польши он возлагал на магнатов, обвиняя их в произволе, анархии, жадности. (1733 – 1796) – римско-католический епископ, профессор Главной школы ВКЛ, поэт и историк, один из представителей «эпохи просвещения» в Речи Посполитой

30.Литература и искусство во второй половине XVIII в. Установление польской письменной традиции в литературе. Печать. "Газета Гродненско". Дворцово-замковое строительство. Крепостной театр. Вильнюсская художественная школа.

Во второй половине XVIII в. культура развивалась под воздействием идей европейского Просвещения – общественно-политического, идейного и культурного движения. Идеи Просвещения зародились в Англии и Франции (Дж. Локк. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) и являлись продолжением гуманистических традиций Ренессанса. Основными чертами эпохи Просвещения являются светскость культуры и образования, приоритет естественных наук, критика феодальных порядков, религиозного мировоззрения и догматического мышления, отстаивание права каждого человека на личную свободу. Проводником идей Просвещения в Речи Посполитой была часть прогрессивно настроенной шляхты, которая боролась за реформирование общественно-политического строя, создание благоприятных условий для развития промышленности, системы образования, культуры.

В XVIII веке в литературе белорусских земель господствовал польский язык. Наиболее распространенными формами белорусской литературы стали анонимная интимная лирика, пародийно-сатирическая и юмористическая поэзия. Для театральных представлений в школах создавались интермедии – небольшие произведения, часто в стихотворной форме, бытового или социального содержания. Во второй половине XVIII в. интермедия как литературно-драматический жанр перерастает в комедию, сказывалось польское и украинское влияние.

Обращение к народному наречию наблюдалось в так называемых «низких» драматургических жанрах. Например, в постановках Каэтана Марашевского и Михала Цецерского использовался белорусский язык. В Забельском коллегиуме на Витебщине они организовали школьный театр. В белорусско-польской «Комедии» К. Марашевский показал тяжелую жизнь крепостного крестьянина Демки. М. Цецерский в комедии «Доктор поневоле» создал интересные образы белорусских крестьян Хведора и Апанаса.

Начало периодической печати в Беларуси и Литве положил Ян Пашаковский (1684—1757). Он преподавал философию, грамматику и богословие в Ковне, Вильне, Несвиже, воспитывал сыновей магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Главным делом жизни Яна Пашаковского стало издание календарей. 1737-1749 гг. он опубликовал двадцать «Политических календариков». Один из них предназначался для женщин, что не было свойственно этому времени. В календарях критиковалась гелиоцентрическая система Н. Коперника, перечислялись астрономические явления, назывались важнейшие события из истории ВКЛ и Польши. Во второй половине XVIII в. издание «Политических календариков» продолжил в Вильне Франтишек Папроцкий (1723-1805). Он также издавал и редактировал еженедельник на польском языке «Курьер Литэвски», в котором помещал много материалов из Беларуси. В этом издании Ф. Папроцкий напечатал небольшую книгу К. Головко «Домашние сведения о Великом Княжестве Литовском». Она стала первой энциклопедией, поскольку давала информацию по географии, природе, истории белорусско-литовских земель.

Первым периодическим изданием на территории Беларуси считается польскоязычная «Газета Гродзеньска» («Газета Гродненская»). Ее первый номер вышел в мае 1776 г. На двух страницах помещалась информация о наиболее значительных событиях в Речи Посполитой и мире, освещалась местная жизнь, печатались объявления. Король Станислав Август Понятовский ввел должность цензора, который заменял «ненадежные» для правительства статьи сообщениями из других изданий.

Во второй половине XVIII в. широкое развитие получило градостроительство. Под влиянием французских образцов магнаты и шляхта начали создавать в своих имениях дворцово-парковые ансамбли. Для этого ими были приглашены знаменитые зодчие Я. Беккер, Дж. Сакко, К. Спампани. Строения этих архитекторов отличает сочетание элементов классицизма и традиций архитектуры барокко. Для классицизма характерны симметричность строений, точность и строгость форм, гармония архитектуры и окружающего природного ландшафта. В этом стиле построены Ружанский и Святский дворцы. На вторую половину XVIII в. приходится этап расцвета позднего барокко. В архитектуре ВКЛ в середине XVIII в. сложился своеобразный стиль – виленское барокко, родоначальник архитектор Иоганн Глаубиц, характерна утонченность фасадов, живописность силуэта (многоярусные ажурные башенки, фигурные фронтоны), пышность и разнообразие интерьеров. Черты виленского барокко присутствовали в архитектуре католических, униатских и православных храмов (Николаевская церковь в Могилеве, монастырский комплекс в Жировичах, Софийский собор в Полоцке). Архитекторы использовали элементы барокко при строительстве общественных зданий и жилых домов (дом на рынке в Несвиже).

В 8в. на территории Беларуси присутствовала преимущественно в виде крепостных театров, созданных магнатами в своих имениях (Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Радзивиллов в Несвиже, С. Зорича в Шклове и др.). Основу театральной труппы составляли специально обученные актеры из крепостных крестьян, а также приглашались наемные профессиональные актеры. В это время широкое распространение получила батлейка–народный кукольный театр, в котором ставились пьесы религиозного, бытового, поучительного содержания.

Важнейшую роль в истории изобразительного искусства Беларуси сыграла Виленская школа живописи. Она была основана в конце XVIII в. первым профессором живописи Беларуси и Литвы Франтишек Смуглевичам и его учениками. Ф. Смуглевич основал кафедру живописи и рисунка в Главной виленской школе, разработал первую программу обучения живописи- копирование образцов античного искусства, рисование с гипсовых фигур, рисование с живой модели. Ф. Смуглевич рисовал преимущественно картины на темы древней истории и Библии, портреты, бытовые сцены, писал картины для костёлов Варшавы и городов Польши. В виленском костеле св. Петра и Павла находится полотно на религиозную тему — «Прощание св. Петра и Павла». Известные полотна «Присяга Тадеуша Костюшко на Краковском рынке», «Литовские крестьяне».

Основные направления политики самодержавия в Беларуси в первой половине XIX в. Разделение территории белорусских земель на губернии. Сословная политика российского правительства. Налоги и повинности крестьян.

После включения в результате разделов Речи посполитой белорусских земель в состав Российской империи, царское правительство распространяет общероссийское территориально- административное деление, органы и учреждения. В Беларуси были образованы губернии, генерал-губернаторства. Сословная политика царизма: шляхте, присягнувшей на верность Екатерине II предоставлялись права российского дворянства, магнаты и шляхта утратили право избирать короля, иметь вооруженные силы для обороны своих вольностей и т.д. Шляхтичи обязаны были документально подтвердить свои шляхетские права. В Беларуси ликвидировалось Магдебургское право, но вводилось для городов ранее его имевших российское городское самоуправление. Религиозная политика была направлена на прекращение полонизации белорусского населения, насильственного окатоличивания и насаждения униатства. Налоговая политика российских властей в Беларуси строилась вначале с учетом слабой платежеспособности и необходимости приспособления крестьян к новой налоговой системе. Поэтому вначале существовали льготы по уплате подушных налогов, но в дальнейшем они были отменены. Осуществлялась политика насаждения русского землевладения для создания на присоединенной белорусской территории надежной опоры для российской власти, Екатерина II и Павел I начали широкую раздачу земель с крепостными крестьянами своим генералам и крупным чиновникам. После включения Беларуси в состав России царское самодержавие проводило политику, направленную на сближение и слияние с собственно русскими регионами. Присоединение к Российской империи способствовало расширению рынков сбыта продукции, так как ликвидировались налоговые пошлины и многочисленные таможни. Это значительно повлияло на развитие промышленной и сельскохозяйственной специализации. Российскими властями организуется изучение белорусского края. Сюда приезжают научные экспедиции. В губернских и поветовых городах открываются русские школы, распространяются русские периодические издания. Идет интенсивный процесс русификации белорусского края. В этих условиях белорусский язык и национальные культурные традиции, как и в Речи Посполитой, сохраняются на этническом уровне.

33.Общественно-политическое движение на белорусских землях в первой трети XIX в. Филоматы. Филареты. Декабристы. "Общество военных друзей". Восстание 1830-1831 гг. в Польше, Литве и Беларуси и его последствия.

В 1817 г. студенты Виленского университета (Т. Зан, А. Петрашкевич, Я. Чечот, А. Мицкевич, И. Ежовский и др.) создали "Общество филоматов " (любителей наук), занимались только самообразованием. В 1819-1820 гг. в их взглядах и деятельности проявились политические устремления (возрождение Речи Посполитой). Под влиянием филоматов находились организации учащейся молодежи "Заряне", "Общество друзей" ("Союз филадельфистов"), "Лучезарные". В 1821 г. возникло общество филаретов (приверженцев благотворительности). В 1823 г. тайные общества были раскрыты, более 20 человек высланы в различные губернии России. На территории Беларуси действовали отделения польского "Патриотического общества". В начале 1820-х гг. на общественно-политическое движение в Беларуси оказывали влияние российские дворянские революционеры - декабристы. После 1815 г. в России стали возникать тайные организации, целью которых было уничтожение крепостного права, замена самодержавия конституционной монархией. Участники "Южного общества" (Киев) и "Северного общества" (Петербург) проходили военную службу на территории Беларуси. В 1821 г. в Минске Н. Муравьев написал первый ("минский") вариант "Конституции". В 1823 г. при участии С. Муравьева и Н. Бестужева-Рюмина, служивших в Бобруйской крепости, был разработан план ареста Александра I и провозглашения России республикой. Декабристы поддерживали связь с польским "Патриотическим обществом". В 1825 г. под влиянием декабристов бывшие филоматы М. Рукевич и С. Новицкий создали в отдельном Литовском корпусе " Общество военных друзей ", в руководство которого входили капитан К. Игельстрем. поручик А. Вигелин. 14 декабря 1825 г. в Петербурге члены "Северного общества" попытались поднять восстание, но оно было подавлено. Примеру декабристов последовало "Общество военных друзей". В 1826 г. член "Общества соединенных славян" С. Трусов организовал выступление солдат Полтавского пехотного полка в Бобруйске. В ноябре 1830 г. в Варшаве началось восстание, целью которого было восстановление независимой Речи Посполитой. Подавляющее большинство участников восстания составляла польская и полонизированная шляхта. Восстание охватило всю территорию Царства Польского. Лидером консервативно-аристократического направления восстания был князь Л. Чарторыйский, который в январе 1831 г. возглавил польское национальное правительство. Шляхетско-революционное течение возглавил И. Лелевель. С территории Польши в Литву и Беларусь направлялись военные отряды. В январе-феврале 1831 г. в Вильно для руководства восстанием был создан центральный повстанческий комитет. Выступления в Беларуси (отдельные уезды Виленской, Гродненской, Минской губерний) были разрозненными и изолированными. 19 июня 1831 г. повстанцы предприняли неудачную попытку захватить Вильно. Восстание не поддержали широкие слои крестьянства и мещанства. В начале августа 1831 г. на всей территории Беларуси восстание было подавлено. В Царстве Польском была ликвидирована конституция 1815 г., польская армия, сейм, введено российское административно-территориальное деление.

Состояние сельского хозяйства Беларуси в первой половине XIX в. Реформа П. Киселева в государственной деревне (1840-1857 гг.). Проведение инвентарной реформы в помещичьей деревне (1844-1857 гг.). Промышленность. Торговля. Города и поселки.

В первой половине XIX в. на территории Беларуси господствовало крупное дворянское землевладение. Главными направлениями развития помещичьего хозяйства были быстрый рост фольварков и перевод всех крепостных крестьян на барщину (панщину). Основными категориями сельского населения на белорусских землях в первой половине XIX в. были помещичьи (частновладельческие) и государственные (казенные) крестьяне. Основой крестьянского хозяйства являлся надел, который крестьянин получал от помещика-землевладельца или от государства. За пользование землей он выполнял повинности, которые делились на главные (барщина, оброк, сгоны, гвалты) и дополнительные. Нормы повинностей записывались в инвентарях. Хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, к середине XIX в. исчерпало возможности дальнейшего развития. Увеличение барщины приводило к обнищанию крестьянских хозяйств.

Реформа П. Д. Киселева в государственной деревне. В 1840—1857 гг. была проведена реформа государственных крестьян, составлявших около 1/5 всего крестьянства Беларуси. Государственные крестьяне пользовались казенными землями, а казенные имения почти все сдавались частным лицам в аренду (временное пользование за определенную плату). Поэтому экономическое и правовое положение государственных крестьян к концу 1830-х гг. практически не отличалось от положения помещичьих крепостных крестьян. Царское правительство, осуществляя реформу в государственной деревне, ставило целью повышение доходности казенных имений и рассчитывало завоевать симпатии крестьянских масс. Инициатором и основным проводником реформы стал министр государственных имуществ Российской империи граф Павел Дмитриевич Киселев — сторонник ограничения феодально-крепостнических отношений. В ходе реформы П. Д. Киселева было проведено описание государственных владений, снижались повинности крестьян и увеличивались их земельные наделы. Крестьяне казенных имений переводились с барщины на чинш (денежный оброк). Прекращалась сдача казенных имений в аренду. Признавалась «гражданская свобода» государственных крестьян, что выгодно отличало их от бесправных помещичьих подданных. В государственной деревне создавались сельские громады — общины — с выборным управлением, которым доверялось самостоятельное решение хозяйственных, административных и судебных дел. Проводилась, хотя и малоэффективная из-за нехватки средств, политика «попечительства» над государственными крестьянами. Она предусматривала помощь в случае неурожаев и эпидемий, организацию начального обучения детей, меры по охране здоровья. Чтобы немного ослабить крепостнические отношения в помещичьей деревне, правительство согласилось на проведение так называемой инвентарной реформы, с 1844 г. Ее суть сводилась к регулированию размеров наделов и повинностей помещичьих крестьян, что закреплялось в инвентарях. Инвентари являлись обязательными не только для крестьян, но и для помещиков. Они были введены в помещичьих имениях Западной и Центральной Беларуси и в части имений Восточной Беларуси. Реформа вызвала сопротивление помещиков, не желавших нормирования крестьянских повинностей, и нарекания крестьян там, где повинности оказались завышенными. Пересмотр и исправление инвентарей продолжались до 1857 г. Обязательные инвентари официально ограничивали власть помещиков и давали крестьянам хоть какую-то возможность отстаивать свои интересы. В целом же реформы 1840-х — первой половины 1850-х гг. создавали лучшие условия для развития хозяйственной инициативы крестьян преимущественно в государственной деревне. Однако эти преобразования не уничтожили крепостного права, являвшегося основой феодальных порядков.

Промышленность Беларуси в первой половине XIX в. находилась на стадии мелкотоварного и мануфактурного производства. Фабрики были еще единичными явлениями. Собственниками большинства промышленных предприятий являлись помещики, которые использовали дешевый труд крепостных крестьян. Небольшое количество мануфактур и фабрик принадлежало купцам и мещанам. Они нанимали рабочих за денежную плату. Характерной особенностью промышленности Беларуси была ориентация на переработку сельскохозяйственного сырья. Поэтому промышленные предприятия находились преимущественно в сельской местности, а не в городах. Города оставались центрами ремесла и торговли, промышленные предприятия там были редкими.

Основной формой организации торговли в Беларуси были ярмарки. Постепенно распространялась стационарная торговля в лавках и магазинах. Аграрный характер экономики белорусских губерний предопределил структуру торговли: вывозилось сырье, ввозились промышленные товары. В развитии торговли важное значение имели пути сообщения: сухопутные (почтовые тракты, шоссе), водные (каналы, реки)

Образование, наука и культура Беларуси в первой половине XIX в. Типы школ. Виленский университет. Становление научных знаний о Беларуси и белорусский народ. Становление белорусского литературного языка. Живопись. Театр. Музыка.

В эпоху Просвещения большое внимание уделялось созданию системы светского образования. В 1786 г. указом Екатерины II создавалась сеть государственных сословных учебных заведений: в губернских городах - главные народные училища с 5-летним сроком обучения, в уездных городах - 2-летние малые народные училища. Для крестьян они были недоступны,

В 1803-1804 гг. в Российской империи проходила реформа системы образования.Территория разделена на учебные округа. Б. вошла в Виленский учебный округ, в 1803 г. императорский Виленский университет. Руководству университета подчинялись средние учебные заведения - гимназии. В свою очередь, дирекции гимназий руководили деятельностью уездных училищ. Уездным училищам подчинялись приходские училища. Эта система образования основывалась на принципах светскости, преемственности и всесословности. Языком обучения- польский. Одновременно действовали школы при католических и униатских монастырях, иезуитские коллегии, частные школы, в том чи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...