Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия и особенности формирования белорусской нации. Этническая территория.




В конце 1918 г. правительство Советской России пришло к убеждению, что необходимо создать барьер (буфер) между буржуазной Польшей и Советской Россией в виде Белорусской советской республики. 21-23 декабря 1918 г. в Москве проходила конференция белорусских секций РКП(б), которая избрала Центральное бюро (ЦБ) белорусских коммунистических организаций. Перед ЦБ была поставлена задача - создать Белорусскую коммунистическую партию и Белорусскую советскую Республику. 24 декабря руководство РКП(б) приняло решение о создании БССР. 30 декабря 1918 г. в Смоленске VI Северо-Западная областная конференция РКП(б) объявила себя 1 съездом КП(б)Б. который провозгласил БССР. Был избран руководящий орган партии - Центральное бюро. Его возглавил А Мясников. 31 декабря ЦБ КП(б)Б утвердил состав Временного рабоче-крестьянского советского правительства во главе с Д. Жилуновичем.

1 января 1919 г. был опубликован Манифест о создании БССР. Западная коммуна ликвидировалась. Облисполкомзап сложил свои полномочия. 5 января правительство БССР и ЦБ КП(б)Б переехали в Минск, который стал столицей БССР. В это время правительство Польши начало постепенно оккупировать западные земли Беларуси. 16 января 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение о включении Смоленской, Могилевской и Витебской губерний в состав РСФСР, а из Минской, Гродненской, Ковенской и Виленской губерний создать Литовско-Белорусскую советскую республику.

2-3 февраля 1919 г. в Минске работал I съезд Советов БССР. Он принял первую Конституцию БССР, избрал ЦИК, утвердил предложение ЦК РКП(б) об объединении Литовской ССР и БССР. В связи с угрозой оккупации Литвы и Беларуси Польшей 27 февраля 1919 г. было создано буферное государство - Литовско-Белорусская ССР (ЛитБел).

В начале июля 1920 г. в условиях успешного наступления Красной Армии встал вопрос о восстановлении белорусской государственности. После освобождения 11 июля 1920 г. Минска от польских оккупантов вся власть перешла к Минскому губернскому революционному комитету. 30 июля вместо него был создан Военревком Велорусской Республики. 31 июля 1920 г. состоялось совместное заседание партийных, советских и профсоюзных органов, на котором была принята Декларация о провозглашении независимости БССР (второе провозглашение). Итоги польско-советской войны были подведены 18 марта 1921 г. на переговорах в Риге. По условиям Рижского мирного договора западная часть территории Беларуси отошла к Польше. Территория восстановленной БССР состояла из шести уездов Минской губернии с населением свыше 1.5 млн человек.

44.Образование, наука, культура Б. во второй половине 19в.-начале 20в. Начальные школы и среднее образование. Бел. литература, театр, живопись.

Образование. В результате деятельности опоминавшейся выше Образовательной комиссии к концу XVIII в. на территории Беларуси сформировалась многопрофильная система образования и просвещения, включавшая в себя разнообразные учебные заведения и формы обучения. Сотни молодых людей учились в университетах Европы, в состоятельных семьях обучением детей занимались домашние учителя. Свой вклад в развитие образования и культуры вносили церковные братства и различные монашеские ордены. Открывались новые учебные заведения светского характера. Накануне образовательной реформы в Беларуси насчитывалось около 130 начальных школ. В Могилеве и Полоцке (с 1789 г.), а также в Минске (с 1793 г.) действовали главные, а в поветовых городах – малые народные училища. Кроме того, работали учебные учреждения католических и униатских монастырей. В ходе реформы создавались начальные школы разного типа для детей крестьян и ремесленников, неполные средние и средние специальные училища – для детей буржуазии и гимназии – для детей дворян. Реформа носила сословный характер. В уездных городах открывались четырехлетние училища, а в губернских – гимназии с семилетним сроком обучения. Первая гимназия появилась в 1805 г. в Свислочи. Основным языком обучения некоторое время оставался польский. Ведущим учебным заведением округа, центром научных исследований стал Виленский университет, созданный 18 мая 1803 г. на базе Главной Виленской школы. Обучение велось на четырех факультетах: моральных и политических наук, физико-математическом, медицинском, литературы и свободных искусств. Университет имел хорошую по тем временам учебно-материальную базу. В нем, в частности, функционировали обсерватория, зоологический музей, ботанический сад, библиотека, аптека, множество кабинетов, три клиники. Здесь работали опытные педагоги-ученые: историк И. Лелевель, медик А. Бекю, астроном М. Почобут-Одляницкий и др. Все это позволило Виленскому университету сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры Беларуси и Литвы. Отсюда распространялась передовая общественно-философская и эстетическая мысль. В университете царил дух вольнодумства, действовала тайная организация студентов «Филоматы» (1817–1823), издавались работы по истории белорусского народа, его языка и культурного наследия. Из Виленского университета вышло немало знаменитых ученых, литераторов, художников, путешественников, общественных деятелей. С 1802 г. в Воложине работала еврейская духовная академия. Накануне новой школьной реформы 1860-х гг. в Беларуси насчитывалось уже 576 учебных учреждений всех типов: 12 средних и 45 неполных средних училищ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище и 453 начальные школы. В них обучалось около 17 тыс. человек. Новая реформа образования была связана с ускорением социально-экономического развития России, отменой крепостного права и ростом капитализма, а также с вытеснением польского капитала с западных окраин. В 1863 г. был принят университетский устав, возобновивший автономию университетов. Управление университетами возлагалось на совет профессоров, который выбирал ректора, деканов, создавал новые кафедры и т.д. Учителя для начальных учебных заведений готовились в учительских семинариях: молодечненской (1864–1920), полоцкой (1842–1918), Несвижской (1872–1918) и свислочской (1876–1921). В конце 1860-х гг. действовали 6 мужских и 4 женские классические гимназии, 2 прогимназии, Горы-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус, 4 духовные семинарии. Дальнейшее развитие получило профессиональное образование. В начале 1910 г. в Беларуси действовали 66 железнодорожных, сельскохозяйственных, ремесленных и других специальных школ и училищ. Для взрослого населения открывались воскресные школы, вечерние смены и курсы. Кроме того возникли народные университеты, просветительские рабочие объединения. Большое значение для распространения знаний приобрели библиотеки (публичные, частные, учебных заведений). Только в Полоцкой академии в 1812 г. насчитывалось около 40 тыс. книг, рукописей, королевских грамот, редких изданий. При большинстве гимназий работали книжные магазины. Всего в 1914 г. в Беларуси действовала 851 библиотека с книжным фондом 423 тыс. экз. Значительный вклад в развитие и пропаганду белорусского национального образования и демократической культуры внесли газеты «Мужыцкая прауда» (1862–1863), «Минский листок» (1886–1902), «Витебский листок» (1898–1899), «Белорусская жизнь» (1909–1911), «Беларус» (1913–1915, Вильно), «Северо-Западный край» (1902–1905). Свое первое стихотворение «Мужык» Я. Купала напечатал именно в газете «Северо-Западный край».

 

В сентябре–декабре 1906 г. выходила первая легальная белорусская газета «Наша доля»,

Наука. Заслуживает упоминания и деятельность других преподавателей Виленского университета, а также Горы-Горецкого земледельческого института и ряда исследователей-любителей. Так, историк, археограф и языковед И. Григорович в 1824 г. издал книгу «Белорусский архив древних грамот» – первый сборник документов по истории белорусских земель. Важный вклад в изучение фольклора, этнографии и краеведения внесли В. Сырокомля, Я. Чечот, П. Шпилевский, братья К. и Е. Тышкевичи. Материалы, собранные Тышкевичами, позволили в 1855 г. открыть в Вильно музей древностей. Весьма плодотворной и актуальной была научная работа Ивана Носовича, который в течение 16 лет собирал материалы для «Словаря белорусского наречия» (1870). В это издание вошло более 30 тыс. слов с подробными комментариями. Самым большим вкладом в изучение языка белорусского народа явилось трехтомное (в 7 книгах) исследование Ефима Карского «Белорусы», опубликованное в 1903–1922 гг. Ученый научно обосновал самостоятельность и национальную самодостаточность языка белорусов в семье других славянских языков. В 1873–1898 гг. на Полесье работала научная экспедиция, которая занималась проблемами мелиорации. В областях техникознания и строительства прославился Н. Ястребский (1808–1874), издавший в России двухтомный курс «Практическая механика». Он также высказал идею использования электричества в двигателях. За научные достижения Н. Ястребский в 1839 г. был удостоен звания лауреата Демидовской премии. В области физико-математических и естественных наук успешно работали уроженцы Беларуси астрономы В. Карчевский и С. Блажко, физики К. Чехович, И. Ярковский, А. Садовский, 3. Врублевский и Ю. Мицкевич, математик В. Ермаков, химик Э. Врублевский. Ректор Виленского университета профессор Ян Снедецкий (1756–1830, родился в Польше) издал учебник по сферической тригонометрии, который получил европейскую известность и был переиздан в Лейпциге. Развитию специализированных научных исследований способствовало открытие крупной химической лаборатории в Горках, метеорологических станций в Могилеве, Витебске, Бресте, Минске, Горках. Во второй половине XIX – начале XX в. публиковались историко-культурные, социально-философские и экономические труды, складывались искусствоведение, литературоведение и другие отрасли гуманитарного знания.

Характерной особенностью художественной литературы первой половины XIX в. была ее тесная связь с фольклором. Я. Чечот, Я. Борщевский, А. Мицкевич и другие исследователи-литераторы с большой любовью, целеустремленно собирали, обрабатывали и интерпретировали песни, предания, сказки, пословицы белорусского народа. Изучение отечественной истории и фольклора убеждало в самостоятельности белорусского этноса и самобытности коренной культуры, стимулировало писателей творить на белорусском языке. Поэт-фольклорист Ян Чечот (1796– 1847). При его непосредственном участии было издано шесть фольклорных сборников «Вясковыя пест» (1837–1846), в которые вошли собранные им народные песни и около 30 собственных стихотворений. Наиболее же яркими образцами белорусской анонимной литературы признаны поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». В первой половине XIX в. начал творческую деятельность один из зачинателей новой белорусской литературы, известный белорусский писатель, поэт, драматург, композитор и актер Винсент Дунин-Марцинкевич (1807–1884). Именно ему белорусы и белорусская литература обязаны глубоким художественным проникновением в душу народа. Он – первый в полной мере профессиональный белорусский писатель, мужественный и неутомимый борец за отечественную литературу на родном языке. Соединил: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. На первый план Дунин-Марцинкевич выдвигал морально-бытовые и национально-демократические проблемы. Его творческий вклад в дело возрождения белорусской культуры по достоинству оценил Я. Купала. Выдающимся литератором первой половины XIX в. являлся белорусско-польский поэт Адам Мицкевич (1798–1855), отразивший в своем творчестве белорусские культурные традиции. Автор многочисленных баллад, стихотворений, поэм. Адам Гуринович считал, что литература должна пробуждать в людях мысли о лучшей доле. Он верил в счастливое будущее Беларуси. Прославил отечественную культуру прекрасный белорусский поэт, талантливый переводчик, критик и историк литературы Максим Богданович (1891–1917), автор поэм «Максiм и Магдалена», сборника «Вянок», лирико-патриотических стихотворений «Слуцкiя ткачыхi», «Пагоня», «Зорка Венера», ряда переводов классиков мировой поэзии, а также ярких философско-публицистических работ. Якуб Колас (Константин Мицкевич, 1882–1956) – яркий поэт, драматург, критик, публицист, ученый, педагог, один из основателей современной белорусской литературы и белорусского литературного языка. Сборники «Апавяданi», «Родныя вобразы», поэмамы «Сымон-музыка» и «Новая зямля».

Театр. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр народной драмы, участниками которого были скоморохи – молодые люди, обладавшие природными художественными способностями, веселые «на миру». Репертуар фольклорных театров складывался из произведений героического, комического, сатирического характера. Спектакли не требовали сложной подготовки сцены и декораций, достаточно было специальных костюмов. Драма могла сочетать элементы трагедии и фарса, не чуждалась натуралистических деталей и условных приемов. Батлейка и в дальнейшем продолжала собирать благодарных зрителей (главным образом на периферии). Приближавшиеся к профессиональному уровню фольклорно-театральные труппы, как правило, действовали в больших городах. В частновладельческих театрах ставились оперы, пьесы, балеты с европейским размахом. В них звучала музыка местных, а также итальянских, польских и французских композиторов. Особую роль в развитии национального театра сыграл В. Дунин-Марцинкевич: 23 сентября 1841 г. состоялась премьера любительского спектакля – комической оперы «Рекрутский набор», либретто которой сочинил он сам, а музыку написали С. Монюшко и К. Кржижановский. С 1911 г. в Вильно на любительских началах действовал Белорусский музыкально-драматический кружок, которым руководил А. Бурбис. 27 января 1912 г. он впервые поставил купаловскую «Паулiнку». Значительный вклад в развитие отечественного музыкального искусства, в первую очередь камерного, оперного и симфонического, внес белорусско-польский композитор, дирижер и педагог Станислав Монюшко (1819–1872). В 1871 г. в Минске при костеле Святого Роха было создано музыкальное училище органистов, в то время единственное в Беларуси. В семинариях и гимназиях музыкальной подготовке уделялось серьезное внимание.

Значительно активизировалась деятельность архитекторов, основавших новые направления в городском зодчестве. Началась плановая застройка населенных пунктов, совершенствовались строительные технологии, появились новые материалы. В отечественной архитектуре происходила смена, трансформация и частичное смешение стилей. В конечном итоге неоклассицизм и романтизм уступили место модерну и зарождавшемуся модернизму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...