Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протокол № 20. Первая сцена первого действия. {415} Третья сцена первого действия. Офелия, Лаэрт, Полоний. {416} Нет ли у Полония больше бесцеремонности, грязи? Он, вероятно, очень активно накладывает здесь свою лапу.




Протокол № 20

24 октября 1923 г.

Общие упражнения.

1. Делать мелкие движения, чтобы ощущать волевой заряд.

2. «Игра в мяч» — для накопления и обмена воли.

3. Два лагеря гигантов.

4. Легкие, свободные движения.

5. «Руки — лучи». Ощущать, что руки начинаются от центра в груди, а не от плеч. Оценить мощность лучей — не может быть слишком быстрых движений.

Первая сцена первого действия

Подготавливаются к сцене так же, как вчера, то есть, стараясь в перебрасывании мяча уловить подводное течение. Затем приступают к репетиции.

Всем ли существом ощущаете и боитесь Духа? От «непостижимо» образ Горацио получает огромный заряд, динамику, стремительность, чтобы пронизать, узнать это «непостижимое» Духа. Отсюда и последнее: «Идем к Гамлету, расскажем». Не должно быть передышки: Дух исчез, но он со мной. Проверьте, как вы смотрите на Духа. Нет в этом привычки? Дух — прежде всего Дух: он огромен, он везде. Сравните, насколько незначительнее у вас выходит сцена встречи с Духом, нежели первая встреча Франциско с Бернардо.

Предлагается режиссерам ежедневно после репетиции каждой сцены задавать актерам ряд вопросов, чтобы на следующей репетиции потребовать от них действенного ответа.

1. Марцелле: отметить «крик петуха».

2. Отмстить всем моменты: «Мы с Духом в пространстве» и «Мы одни, на земле».

{415} Третья сцена первого действия. Офелия, Лаэрт, Полоний

Упражнение начинают с бросания мяча в образе.

Цель упражнения: найти взаимоотношения. Найти волевые импульсы, «заряды» воли. Главное замечание: не спешить. Нет ли при прощании присутствия Духа? В чем сила Офелии? Может быть, любовь — как сила Офелии? Стихия любви?

 

Почему Гамлету нельзя верить? Потому что он одержим непостижимым для Лаэрта Духом. Оценить, что Офелия в первый раз слышит предостережение о Гамлете. Лаэрт уже простился, вернулся с порога, так как не может не сказать того, что чувствует. Активная задача по отношению к Офелии. В его душе волнами проходят то активность, то как бы сомнение, предчувствие, ощущение Духа. Проверяет, как его слова доходят до Офелии, и снова и снова ищет доводов, как бы никак не может получить права уехать. Нет ли у Офелии, кроме боли, какой-то твердости решения?

Полоний: отправляет сына в дорогу. Лаэрт рыцарь.

Вопросы:

1. Офелия — не делает ли все ради Гамлета?

2. Офелия — в первый раз слышит предостережение о Гамлете?

3. Сила, мощь, стихия Офелии?

К образу Офелии. Офелия в начале «вся в себе». Но нужно оценить, что это чисто трагическая роль. А в данной сцене — визитная карточка Офелии.

4. Лаэрт каким он уезжает?

5. То, что отвлекает Лаэрта, — стихийно? И тороплюсь ли уезжать?

6. Лаэрт рыцарь. Пусть рыцарство выразится еще и в том, что он, как никто, владеет «точками» — какими-то особенными, лаэртовскими.

7. Смак.

8. Полоний с какой задачей он выходит?

9. Полонию — все провести через Гамлета.

10. Почему он всегда улыбается? Куда девалась его земная активность? Он ведь день и ночь ищет «крамолу». В этом его стихийный актив. Ему нужно все знать на земле.

После наших упражнений будут наступать такие моменты: вдруг среди дня будут наступать приливы воли. Их нужно непременно не использовать в жизни. Нужно приучить эту волю выливаться только на сцене или шире — в творческой работе. Можно излить ее и в жизни на очень серьезные дела: важная, например, помощь кому-то. Кроме того, непременно хотя бы немного работать дома.

Не звучит ли в устах Офелии имя Гамлета как-то особенно? Что (какая задача) мучит сейчас Офелию? Как эта сцена ведет сейчас пьесу? Здесь создаются тернии для Гамлета через Офелию терзают Гамлета. Не ищет ли Офелия выхода, развязки этого узла?

{416} Нет ли у Полония больше бесцеремонности, грязи? Он, вероятно, очень активно накладывает здесь свою лапу.

Градация роли Офелии заключается, может быть, в том, насколько ее отрывают от Гамлета в каждой из ее сцен. В образе Офелии нужно искать силу, серьезность. Полоний не может не оскорблять. Но оскорбляет не словами, а своим отношением к тому, о чем идет речь. У Полония есть настойчивость, власть, он бесцеремонно производит операцию. Офелия раздражает Полония. Слова Полония должны быть неприятны для зрителей.

Куски Офелии: 1. ясный день, 2. первая туча (прощание с Лаэртом), 3. вторая, более грозная туча (отец). «Я повинуюсь» — она говорит неосознанно, уходит с совершенно новым состоянием. Стихия Полония еще в том, что он совсем не понимает, что с Офелией; хихикает на ее слова о любви Гамлета. Со стороны должно быть впечатление такое сильное, чтобы хотелось оторвать его от Офелии и выбросить вон. К этой сцене Полоний уже сильно заряжен беспокойством по поводу Гамлета.

Очень важно, как актер живет. Если актер живет эгоистически, живет собой, то это уже в значительной степени будет мешать в нашей работе. Как только человек становится чистым, он все начинает видеть: и пакость увидит, и сумеет сыграть пакостника лучше, чем кого-либо. Бывают актеры четкие, ловкие — и не обаятельные. Значит, этот актер в жизни «не чист». Высшая мерка нечистоты: играть через ненависть, злобу. Это не искусство, хотя многих и покоряет, и заражает. Чем актер необаятельней, тем уже его амплуа. «Нечистому» человеку нечем играть. Истерики — нехороший знак, потому что подана неочищенная форма страданий. Можно совсем чисто сыграть то, что сам перешел, переборол в себе.

Как развить «имитирующий» аппарат?

Упражнение. Взять какого-то человека. Всякий человек одухотворен. Нужно стараться проникнуть, почувствовать, какие силы создали именно такое лицо, такой лоб у этого человека. В то время как стараешься понять силы, создавшие такое лицо, лоб и т. д., в тебе будут расти силы, которые дадут тебе возможность точно имитировать образ. В тот момент, когда я познал эти силы, я в себе расшевелил силы, которыми буду имитировать и этого человека, и другого. То, что Азарин имитирует только Москвина, Чехова, — это значит, что он дилетант на эти два‑ три образа. Мы должны стать спецами по имитации. И в зависимости от развития сил этого порядка нам и образы будут посылаться значительнее и больше, чем сейчас. А что такое рассказчики на эстраде — бездушные имитаторы? Это делается по памяти тела. Это не процесс имитации, а повторение формы. Оттиски, мертвые фотографии. Иногда мы правильно работаем, но бессознательно. Наша работа заключается в том, чтобы осознать этот процесс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...