Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протокол № 17. Первая сцена первого действия. {413} 2. Разница между нашим новым подходом к работе и прежним «переживанием» заключается еще в том, что мы всегда предварительно должны накопить в себе радость, бодрость, волю и только с этим зарядом спрессов




Протокол № 17

20 октября 1923 г.

Упражнения. «Мяч». Хроматические гаммы. Тонус. Гиганты.

Репетиция. Розенкранц и Гильденштерн — по всей пьесе. Они заводные игрушки, имеют в себе элементы: 1. готовность, 2. копирование тона приказа, 3. отражают, как зеркало, 4. пешки, 5. пыль, которая легко поддается дуновению ветра.

Протокол № 18

21 октября 1923 г.

Работа вступает в новую фазу. Каждый день будет вызываться и проходиться только одна сцена. Упражнения будут отдельные в двух комнатах — для занятых в сцене и для незанятых. Для второй группы. «Руки — лучи». «Игра в мяч». Походка: ощущать при походке всю ногу от бедра и нести свободный и спокойный корпус (см. в конце протокола два замечания).

Первая сцена первого действия

Необычайность всего. Ожидание. Тишина. Ночь. Облака. Ветер. «Руки — лучи». Меч-копье — это луч, это мощь, это сила. Нужно упоение всем этим: не думаете о том, как скажете, пусть само скажется. Есть новые самочувствия, но средств их выразить еще нет. Зерно, ощущение сферы, ценный материал для сцены уже есть. Нужно его организовать. Прежде всего нужно увлечься, упиться этим образом. Нужно дать себе право ошибаться. От режиссеров должно исходить больше активности: нужно лепить mise en scè ne, интонации, все. Но не из плоскости аффективных воспоминаний и обязанностей, а из плоскости увлечения, упивания образом. Ошибки разрешены. Репетиция должна быть наслаждением. Только тогда удастся соприкоснуться с миром образов.

А. А. Гейрот. Нужно, по-моему, разметить куски и дать актерам возможность упиться содержанием кусков. И позволить {412} играть только тогда, когда это содержание кусков «завопит» в них. Иначе получится «дунканизм» без техники.

М. А. Чехов. Теоретическую сторону будем обсуждать в специальное время. Сейчас важно пробовать, ошибаться, не раздробить и не запирать природы. Упейтесь всем этим, погрузитесь в это наслаждение. Главное: не выбиться, не впасть в область «психологии».

 

Прежде всего нужно вылепить «ритуал». Необычность «ритуала» взять из упражнения «гиганты». Почему ритуал? Потому что опасность.

Периферия — друзья Гамлета: стража. Франциско застылый, окаменевший великан. Сознание огромной силы, потенция борьбы. Окружают необычайные обстоятельства, стихии.

М. А. Чехов. Есть определенные сферы у нас в теле. О них мы еще будем говорить подробнее. А сейчас пока нужно понять, что эта сцена идет из нижней, эротико-мистической сферы.

Попробуйте провести через все четыре показанные сферы хотя бы «я не хочу! ». Ощутить значительность всего существа всем телом, каждой его точкой ощущать хроматическую гамму. Напряжение Франциско дошло до последней степени, за ним целая ночь гробовой тишины. Малейший звук звучит, как гром.

 

Режиссерские замечания должны делаться ритмически. Не забрасывать актера замечаниями, давать ему время и возможность их проверить, пропустить через себя. Режиссер должен ритмически добиваться от актера выполнения задания.

Спросите: как приходят Горацио и Марцелле?

Режиссерские вопросы задаются по нескольку раз для постоянного напоминания, и вовсе не значит, что требуемое должно быть непременно сейчас же найдено и сыграно. Слова могут мешать также только в том случае, если вы хотите сейчас же, немедленно все сыграть.

Все выявляется не через смысл, а через ритм.

У Франциско все время должен звучать вопрос, так как все его существо пронизано ожиданием и вопросом: «Когда? Откуда? Как? появится Дух». Всем существом поймать ритм, пульсацию этой встречи, этого тремоло на басах. Выдерживать точки в этой «встрече гигантов». Дело здесь не друг в друге, а в окружении, в ожидаемом Духе. Паузы заполнены Духом, от этого появится и ритм. Все дело в том, что они всем существом всматриваются, ждут Духа.

Замечания к упражнениям.

1. Отдающая и берущая игра. Существует два типа актеров: одни, играя, как бы отдают, излучают. Таких актеров зритель смотрит спокойно, созерцательно. Другие актеры как бы властно берут зрителя, увлекают его за собой. Непременно принимая во внимание все ранее сказанное об актерстве, мы должны стремиться ко второму типу игры. И, в частности, уже на упражнениях «игра в мяч» готовить себя к этому.

{413} 2. Разница между нашим новым подходом к работе и прежним «переживанием» заключается еще в том, что мы всегда предварительно должны накопить в себе радость, бодрость, волю и только с этим зарядом спрессованной энергии приступать к передаче требуемых эмоций.

Протокол № 19

23 октября 1923 г.

Упражнение «игра в мяч». Мяч должен быть выражением того, что Гамлет может послать Полонию, король — Гамлету, Гамлет — королеве и т. д.; и наоборот, для ловящего мяч выражает то, что Полоний может принести от Гамлета, Гамлет — от короля и т. д. Главное в упражнении обмен тончайшими звучаниями, первыми ощущениями, еще без слов.

Вторая сцена первого действия

Король первый раз всходит на трон. Наигрывает благополучие. Не знает, чем все это может кончиться. «За все благодарим» — перелом, с этого момента утвердился на троне. Радость величественности, стихия власти. Чем больше тревоги от присутствия Гамлета, тем больше внешнего блеска, торжественности тронной речи. И вторая, противоположная краска этой сцены — траур Гамлета. Здесь дается визитная карточка Лаэрта: «красавец земли». Он прекрасно просит, прекрасно хочет. Важно для сцены: выражение верноподданничества королю. Сейчас очень перевешивает подоплека (отношения с Гамлетом), нужно обратить внимание на блеск тронной речи. Отметить мгновение, с которого, собственно, вонзается в короля ощущение опасности от Гамлета. Это чрезвычайно важно, так как помогает найти градацию линии короля.

Королева. Очень страстная, очень темпераментная. Она расцвела махрово в своей радости. И страстно хочет скорее убедить Гамлета, как все прекрасно и благополучно. Она искренне забыла о смерти Гамлета-отца.

Лаэрт прекрасен и тем, что он страстно стремится уехать. Эта сцена должна быть «шиком просьбы» замечательная, прекрасная просьба. В этом слепота Лаэрта, прекрасно преклоняющегося перед символом земной власти.

Гамлет здесь оцепеневший от облепившего, ослепившего его королевского блеска. Может быть, даже отходит постепенно от трона. То, что Гамлет здесь увидел, потрясло его до состояния ужаса. Прорыв: «Не кажется, а есть на самом деле». С этого момента внимание зрительного зала должно перейти на Гамлета зрителю с этого момента должно стать ясным, что все теперь пойдет от Гамлета, что каждое его слово станет как бы магическим.

Полоний. Очень уверен за короля, но все время проверяет как идет, благополучно ли. Из всех королей Клавдий для Полония — особенно его король. Выступление Гамлета Полоний отмечает {414} через короля: «Беспокоит ли это его величество? » В чем стихийность Полония?

Выход Горацио, Бернарде, Марцелле

Встреча с Горацио — стихия дружбы. Все, кто приходит, наполнены тем, что только что видели. Горацио еле сдерживается, чтобы сейчас же не рассказать Гамлету все. У Горацио устремление к Гамлету. У Гамлета же от всей предыдущей сцены (монолог) остался «вопль» и какое-то почти ясновидческое состояние. Естественность, обычность встречи нарушается, потому что встречаются не тела, а заряженные центры. И эти заряды не расплескиваются, а как бы оберегаются. Горацио как бы выжидает, приготовляет Гамлета к той вести, которую принес. Горацио, рассказывая, свято переживает видение Духа. Здесь происходит как бы передача командования от Горацио к Гамлету. И слияние их в одно. «О говори, скорее говори! » — имеет смысл: «Доскажи скорее то, что я знаю и предчувствую». Встреча с Горацио — это устремление, бросок Гамлета к Горацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...