Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

{402} Как с этой точки зрения зазвучит дворец? Полоний? По мере чтения актер вырастает, вырастает и стоит над всеми как прекрасное огромное существо.




{402} Как с этой точки зрения зазвучит дворец? Полоний? По мере чтения актер вырастает, вырастает и стоит над всеми как прекрасное огромное существо.

Этот новый способ работы ликвидирует споры между актером и режиссером и, следовательно, дает необыкновенную экономию времени.

Протокол № 11

13 октября 1923 г.

М. А. Чехов. Постараемся осознать одну маленькую сторону упражнения с мячом. В нашем внутреннем аппарате мы имеем элементы: мышления, чувствования и воления. Подлинная сила каждого из этих элементов огромна, но мы не умеем в жизни вскрывать в себе всей силы этих элементов, и только в моменты творческие слегка приоткрывается завеса, скрывающая за собой всю мощь чувствования, мышления и воления. С другой стороны: я могу быть и некрасивым, но по-своему гармоничным. Гармония тела — непременное условие для того, чтобы все три элемента выявились ярче. Попробуйте с утра просыпаться гармонично, и вы ощутите это. Как художники, мы должны получать образы из мира эстетики, и мы должны знать, что этот мир откроется только при условии гармоничности каждого из нас.

Упражнения под музыку.

1. «Игра в мяч».

2. Ощущайте, по возможности остро, что «центр» находится в груди. Попробуйте двигаться, ходить вперед, назад: оттого, что движется «центр», он и вас влечет за собой. Попробуйте ощущение, что «центр» пригибает вас к земле.

3. «Игра в мяч» с одним новым условием: непрерывно двигайтесь, как бы оттого, что в комнате беспрерывные токи, волны, которые вы воспринимаете через ваш «центр».

4. Слушание хроматических гамм телом.

Читают по ролям четвертую сцену первого действия

Гамлет на террасе

Отметить холод.

Как чувствует Гамлет стихийность зова Духа?

С. В. Азанчевский. Для того чтобы имитировать образ, мне нужно, во-первых, как бы подготовить себя, ввести себя туда, где находится образ. И, во-вторых, мне непременно нужны задачи.

М. А. Чехов. Если нужны задачи, найдите ее, отправьте ее тоже к образу и следите, подсмотрите, как образ будет действовать. Да и задачу нужно искать, справляясь с образом.

В. Н. Татаринов. Невозможно сразу взять стихию. Задавайте вопросы образу. Этим вы приблизите себя к нему, увидите его ярче.

С. В. Азанчевский. Как быть с тем, что часто я не принимаю рассудком того, что вижу в образе.

{403} М. А. Чехов. Обо всем, чего не принимаете, задавайте образу вопросы.

Д. И. Чебан. Самого себя не нужно ставить на место этого образа, потому что тогда сейчас же появится необходимость «переживать», то есть возвращение к прежнему.

С. В. Азанчевский. Очевидно, дело в том, что мне лично необходимо больше будирующих, наводящих вопросов.

 

Для Горацио важно отметить следующее. Предощущение грозы, беды для Дании. Стремление через Гамлета разрешить загадку Духа, Какие отношения между Гамлетом и Горацио? Стихия дружбы, обожание в Гамлете его гениальности, необыкновенности его существа. Горацио приехал в Эльсинор, потому что не мог не приехать. Для Горацио Гамлет — избранник, единственный из всех.

Образ нельзя оставлять в покое. Нельзя стремиться увидеть в образе то, что уже видел. Нужно забрасывать образ вопросами, стремясь увидеть в нем все новое и новое.

«Гром пушек и литавр» — это как бы обратный магнит, напоминание о жизни земного плана, тяга к этой жизни. Гамлет воспринимает это как контраст, как «танцующее мракобесие». Этот факт Гамлетом ощущается как имеющий непосредственное отношение к тому, что предстоит ему и его друзьям на террасе, — это пляска чертей перед Страшным судом. Это пир короля отягчает и обостряет появление Духа. И ожидание Духа и «гром литавр» — равны по остроте. Есть и такой элемент: «Ага! Кажется, и король предчувствует Духа! » У всех, кто в этот момент на террасе, есть как бы чтение мыслей короля. Это не ликующий, а вопящий в последних судорогах ад.

Гамлет не только видит Духа, но и хочет узнать, добрый он или злой. У Гамлета стихийное тяготение к Духу, полная отдача себя Духу. «Я разгадать хочу», «Мне жизнь моя ничтожна» — никаких препятствий нет, Гамлет стихийно стремится за Духом. Под этими словами есть радость освобождения ото всего, что мешает следовать за Духом.

Начало второго действия. Офелия и Полоний

У Офелии целиком звучит вопрос: «Что сделал со мной Гамлет? » — а не ответ Полонию.

Встреча Офелии с Гамлетом была только что? — Да.

В чем стихийность, острота линии Полония? Он выжигает из Офелии, торопит. Он чувствует первые результаты своего приказа. Трагизм сцены в том, что Полоний как бы высасывает сведения, чтобы потом принести их королю, то есть отдать на поругание и издевательство. В этой сцене Полоний получает огромный заряд на все следующее действие. И все дальнейшее, что Полоний заставляет делать Офелию, она делает в полной чистоте, совершенно веря отцу.

{404} Когда вбежала Офелия. Полоний не испугался, а, скорее, вздрогнул, как сыщик, как ждущий результатов своего приказа. Полонию: искать жадность выпытывания. «Вот истинно безумие любви! » нет ли под этими словами какой-то грандиозной «точки»? Стихийной радости от подтверждения своих догадок? Трагичность сцены в сопоставлении: чистоты Офелии и чисто полицейского поведения Полония.

Третье действие

А. И. Чебан. Мне кажется, что вся работа, все вопросы к образу по поводу нового места роли будут острее, если вспомнить предыдущую линию.

М. А. Чехов. Напоминать линию короля в предыдущих сценах. В начале третьего акта очень важно, что король первый раз сам в роли сыщика.

Розенкранцу: загляните в безликость. Его самого нет, он всем «соответствует», во всех «как бы ныряет». Существует лишь как тень. Король относится к Розенкранцу и Гильденштерну как к пешкам. Он пребывает на троне. Какая в такие моменты королева? Очень значительно должна звучать фраза: «Он вас просил прослушать представленье». Искать в линии короля резких переходов из мрака к полному (кажущемуся) благополучию и снова к мраку. Есть у короля какая-то «близорукость».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...