Перечень статей, подлежащих аннотированию
(Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии):
1. Абрахам Гарольд Маслоу МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ 2. Виктор Франкл ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА 3. Гордон Виллард Олпорт ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ 4. Карен Хорни КУЛЬТУРА И НЕВРОЗ 5. Эрих Фромм ПСИХОАНАЛИЗ И ЭТИКА 6. У. Джемс ЛИЧНОСТЬ 7. В.М. Бехтерев ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 8. С.Л. Рубинштейн О ЛИЧНОСТНОМ ПОДХОДЕ 9. В.Н. Мясищев ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТАХ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ 10. А.Н. Леонтьев ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ 11. А.В. Петровский ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПСИХОЛОГИИ 12. Д.Н. Узнадзе УСТАНОВКА У ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА ОБЪКТИВАЦИИ Образец оформления аннотации Аннотация на первоисточник (статью, книгу и пр.) Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания 1. Краткие сведения об авторе. 2. Вид издания (статья, книга, учебник, сочинение и пр.) 3. Целевая аудитория издания. 4. Цели и задачи издания 5. Структура издания и краткий обзор содержания работы 6. Основные мысли, проблемы, затронутые автором 7. Выводы и предложения автора по решению затронутых проблем Автор аннотации
4. Составление кроссвордов по разделам или темам курса
Методические рекомендации: Оформить кроссворд по ключевым понятиям темы, имеющим форму существительного в именительном падеже, единственном числе. Словосочетания в кроссворде не употребляются. Задания прописываются в форме утвердительного предложения, сначала приводится список определений по горизонтали, затем - по вертикали. Кроссворд сдается преподавателю незаполненным, отдельно прилагается заполненный вариант. Также необходимо указать источники, которые использовались при составлении кроссворда.
Выполнение контрольной работы В конце разделов студенты выполняют контрольную работу. Целью ее выполнения является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области психологии личности, а также закрепление навыков работы с психологической литературой. Контрольная работа выполняется в печатном варианте, оформляется в соответствии с установленными требованиями (титульный лист, текст 14 кегля, 1.5 интервал, список используемой литературы и др.). При оценивании учитывается количество и качество ответов на вопросы. Критерии оценки контрольной работы (20 заданий): Даны правильные, полные ответы на 19-20 вопросов - 6 баллов; Даны правильные и полные ответы на 17-18 вопросов - 5 баллов; Даны правильные и полные ответы на 15-16 вопросов - 4 балла; Даны ответы на 11-14 вопросов - 3 балла; Даны ответы на 6-10 вопросов – 2 балла; Даны ответы на 3-5 вопроса – 1 балл.
Вопросы контрольной работы по разделу I. Общие проблемы и методологические основы психологии личности.
Вопросы контрольной работы по разделу II. Внутренний мир личности. Мотивация и направленность.
20. Раскройте представление о психическом здоровье и психопатологии в различных психологических концепциях (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивное и трансперсональное направления и др.). Каковы критерии «здоровой», «развитой», «зрелой» личности в различных теориях.
Вопросы контрольной работы по разделу III. Теории личности в зарубежной психологии.
Вопросы контрольной работы по разделу IV. Основные направления исследования личности в отечественной психологии.
жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельностей.
* Сочинение на тему актуальности и профессиональной необходимости изучения дисциплины «Психология личности». Цель: Развитие профессионального самосознания студентов в процессе профессионализации. Обозначьте и обоснуйте свою точку зрения по поводу необходимости изучения данной дисциплины для Вас как становящегося профессионала. Доказательно обоснуйте значимость получаемых в рамках дисциплины теоретических и практических знаний для формирования адекватной личностно-профессиональной позиции. Примечание. Данное задание может использоваться как в начале изучения учебного курса (после вводной лекции) (Например: Напишите сочинение на тему: «Две причины, по которым я хочу изучать данную дисциплину»), так и в качестве подведения итогов изучения дисциплины.
8. Создание материалов-презентаций* Это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере. Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон - светлый, а шрифт - темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. На первом слайде представить тему сообщения, автора, на втором – план, на третьем – литературу. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций представляется на контроль на практических занятиях или консультациях. Критерии оценки: • соответствие содержания теме; • правильная структурированность информации; • наличие логической связи изложенной информации; • эстетичность оформления, его соответствие требованиям; • работа представлена в срок. Тестирование Критерии оценки Тест 1 (27 вопросов) 24-27 правильных ответов - «4 балла» 22-26 правильных ответов - «3 балла» 17-21 правильных ответов - «2 балла» 12-16 правильных ответов - «1 балл» 1.Что входит в понятие предмета психологии личности?
А) Мир субъективных явлений, процессов и состояний и свойств личности Б) Изучение возможностей человека В) Определение особенностей познавательного поведения
2.Что из перечисленного относится к задачам психологии?
А) Изучение качества деятельности Б) Изучение психических явлений В) Определение закономерностей развития нервной системы
3. Что является объектом исследования в психологии личности?
А) Учебная деятельность Б) Человек, развивающийся в системе социальных отношений В) Формы и методы обучения
4. Назовите основные методы психологии личности:
А) Анализ, синтез Б) Анкетирование В) Наблюдение, беседа, эксперимент
5.Какой из методов психологии предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей?
А) Обобщение независимых характеристик Б) Наблюдение В) Биографический анализ
6.Стресс представляет собой:
А) Агрессивную реакцию Б) Эмоциональную реакцию В) Неспецифическую реакцию организма
7.Какая из целей общения направлена на взаимное ориентирование при совместной деятельности?
А) Установление отношений Б) Побудительная стимуляция В) Координационная
8.К психологическим аномалиям не относится:
А) Акцентуация характера и психопатии Б) Фрустрированность В) Неврастения
9. Какой из компонентов психических состояний не является определяющим в регуляции психической деятельности человека:
А) Мотивационно-побудительное Б) Активационно-энергетическое В) Эмоционально-оценочное
10. Что определяет направленность личности как психическое свойство?
А) Потребности, мотивы, мировоззрение, установки, цели Б) Активность, собранность, дисциплина, организованность В) Ответственность, профессионализм, внимательность
11.Что такое интересы человека?
А) Отражение субъективных переживаний Б) Мотивы личности, выражающие её познавательную направленность В) Деятельная активность
12.Что из перечисленного не относится к определению характера?
А) Поведение человека в конкретной ситуации Б) Отношение человека к самому себе В) Отношение человека к работе
13.Что из перечисленного не относится к уровню развития способностей человека?
А) Одарённость Б) Тренируемость В) Гениальность
14. Что из перечисленного является видами взаимодействия людей?
А) Межличностное и межгрупповое Б) Коллективное В) Общественное
15.Для какого типа темперамента характерна быстрая истощаемость процессов возбуждения и торможения?
А) Меланхолического Б) Сангвинического В) Холерического
16. Б.Ф.Ломов предлагает классифицировать потребности как: 1.витальные, социальные, идеальные; 2.по происхождению, по предмету; 3.веществе, энергии, информации.
17.Мотивационные черты личности: 1) мотивация достижения; 2) направленность, 3) тревожность, 4) интерес, 5) локус контроля. 18.Совокупность доминирующих потребностей, склонностей, мотивов, установок составляет: 1)мотивацию, 2) мотивационные образования, 3) мотивационные черты личности, 4) направленность. 19.Большинством отечественных психологов в структуре личности ведущим компонентом выделяется - ……….. 20. Совокупность доминирующих у личности мотивов, установок, ценностей, интересов, склонностей: 1)мотивация, 2)мотивационные образования; 3) направленность. 21. Выразительные признаки характера: 1.мотивы, 2.поступки и действия, 3.тревожность. 4.внешний облик. 22.Зарубежный автор, которому принадлежит классификация мотивов на первичные и вторичные, явные и латентные, интравертированные-экстравертированные: 1.Д.Макклелланд, 2.Д.Макдауголл, 3.Х. Мерей, 4.Г.Мюррей, 5.Х.Хекхаузен. 23.Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ей заниматься это: 1. интерес, 2.склонность, 3. потребность, 4.мотивация, 5.мотив. 24.Мотивационное свойство, проявляющееся в том, что люди им обладающие считают успехи или неудачи зависящими от собственных усилий, компетентности и не являются случайными: 1. интернальность, 2. экстернальность, 3. намерение, 4.привычка, 5.уровень притязаний. 25.Люди, обладающие данным мотивационным свойством, берутся, как правило, за решение очень легких или очень трудных задач: 1.мотив достижения успеха, 2. мотив избегания неудач, 3. самооценка, 4. уровень притязаний, 5.направленность. 26.Личность как совокупность мотивов рассматривал: 1.А.Н.Леонтьев, 2. С.Л.Рубинштейн, 3.В.Н.Мясищев. 27.Понятие «мотивация» по отношению к понятию «мотив» выступает как: 1. синоним, 2. как более широкое понятие, 3. как более узкое понятие.
Тест 2 (50 вопросов)
47-50 правильных ответов - «5 баллов» 42-46 правильных ответов - «4 балла» 37-41 правильных ответов - «3 балла» 32-36 правильных ответов - «2 балла» 25-31 правильных ответов - «1 балл» I. Выбрать правильный ответ: 1. Человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности: а. индивид, б. личность, в. индивидуальность. 2. Человек, характеризуемый со стороны своих социально-значимых отличий от других людей: а. индивид, б. индивидуальность. 3. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности: а. мотив, б. установка, в. интерес. 4. Потребность выражает: а. зависимость от конкретных условий, б. независимость от конкретных условий. 5. Мотивы могут быть: а. осознаваемыми, б. неосознаваемыми, в. осознаваемыми и неосознаваемыми. 6. Уровень притязаний проявляется в степени трудности цели, которую ставит: а. общество перед индивидом, б. индивид перед обществом, в. индивид перед самим собой. 7. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием между противоположными знаниями об одном объекте или явлении: а. когнитивный диссонанс, б. психологический барьер, в. личностный смысл. 8. Направленность - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности: а. относительно независимо от конкретных условий, б. в соответствии с условиями ситуации. 9. Действие живого существа, обусловленное предшествующей ситуацией, является: а. активным, б. реактивным. 10. Действие субъекта, обусловленное наличной целью, является: а. активным, б. реактивным. 11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании: а. его физической конституции, б. тех моделей, которым он подражает, в. факторов, контролирующих его поступки, г. ни один из ответов не верен. 12. Бихевиористский подход рассматривает личность человека как результат: а. постижения им последствий своего поведения, б. когнитивной интерпретации различных ситуаций, в. конфликтов между подсознательными силами и реальностью, г. взаимодействия между людьми. 13. Эдипов комплекс, который имел в виду З.Фрейд, развивается: а. на оральной стадии, б. на анальной стадии, в. на фаллической стадии, г. на генитальной стадии. 14. Согласно теории З.Фрейда, такие черты личности, как чрезмерная чистоплотность, скупость или упрямство, формируются в результате фиксации человека: а. на оральной стадии, б. на анальной стадии, в. на фаллической стадии, г. на генитальной стадии. 15. Архетипы, по К.Юнгу, представляет собой первообразы, присутствующие в каждом человеке и принадлежащие: а. к индивидуальному бессознательному, б. к коллективному бессознательному, в. к идеальному "я", г. ни один из ответов не верен. 16. По А.Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидание, потребность любой ценой вызывать восхищение, бывают следствием: а. чувства неполноценности, б. комплекса неполноценности, в. комплекса превосходства, г. неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса. 17. Согласно теории отчуждения Э.Фромма: а. урбанизация приводит к тому, что люди отчуждаются друг от друга, б. человек страдает от "бремени свободы", в. отчуждение может перерастать в конформизм, г. все ответы верны. 15. По К.Рождерсу, при безусловно положительном отношении других людей к человеку конгруэнтность между его «Я-реальным» и его истинными чувствами и мыслями: а. уменьшается, б. увеличивается, в. уравновешивается, г. моделируется. 19. Согласно гуманистическим теориям, самореализация часто связана: а. с самоуважением, б. с переоценкой собственного "Я", в. с комплексом превосходства, г. со способностью любить. 20. Социальные роли связаны: а. с социальным положением, б. с поведением, которого ждут от человека другие члену группы, в. с фактическим поведением человека, г. все ответы верны.
II. Верно или неверно? 21.Типологические классификации пытаются описать личность, связывая физические особенности человека с присущими ему личностными чертами. 22.Общее между когнитивным и бихевиористским подходами состоит в том, что они больше акцентируют внимание на когнитивной интерпретации ситуации или события, чем на последствиях поведения. 23. Некоторые черты личности - результат фиксации человека на стадии либидо, не получившей полного развития. 24. Чувство неполноценности чаще всего делает человека неспособным преодолевать жизненные трудности. 25.По мнению В.Райха, невроз сопровождается мускульными зажимами, которые способствуют образованию "телесного панциря". 26.Распускать "мышечный панцирь" следует, начиная с нижних его уровней. 27. Метод А.Янова направлен на жестокое выявление отрицательных эмоций часто пренебрежение положительными чувствами. 28. Логотерапия, разработанная В.Франклом, исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности, в ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. 29. Процесс индивидуализации предполагает признание интеграцию человеком различных аспектов своей психики, особенно таких, которые отвергались или игнорировались им на предшествующих стадиях развития. 30.Тот факт, что другие люди относятся к нашим поступкам условно положительно, позволяет нам в полной мере проявлять свои настоящие чувства и мысли.
III. Допишите ответы: 31. Относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности составляют ее.................................................................................................. 32. Ведущим компонентом структуры личности является................................. 33. Ценностными ориентациями личности называются ее отношения к......... 34. Мотив связан с удовлетворением................................................................... 35. Направленность — это совокупность мотивов, которые являются............. 36."Образ-Я" - это система представлений индивида о...................................... 37.Оценка, которую как предполагает личность, ей могут дать окружающие, называется....................................................................................................... 38. Совокупность мотивов, побуждающих к активной деятельности............... 39.Один из путей сохранения самоуважения заключается в снижении............ 40.Тренировка, упражнение, обучение и воспитание личности являются видами ее......................................................................................................... IV. Заполнить пробелы: 41. По мнению бихевиористов, личность представляет собой результат....... между......... и ……….... индивидуума, с одной стороны, и окружающей средой - с другой. 42.Как утверждает теория З.Фрейда, ….... развитие происходит в соответствии со способом удовлетворения. …... через….... зоны, специфические для каждого возраста. 43.Если либидо на данной стадии не удовлетворяется или удовлетворяется ...., не исключено, что у человека произойдет.... на этой стадии, приводящая к развитию определенных. …………. 44.По А.Адлеру, чувство.…., развивающееся у ребенка в результате осознания собственных недостатков, может привести к выработке …..., позволяющего успешно противостоять жизненным невзгодам. 45.По К.Роджерсу, расцвет личности человека будет тем полнее, чем больше будет соответствие между его..... "Я" и его чувствами, мыслями, поведением, а это даст человеку возможность приблизиться к... "Я", что составляет суть ………………..... 46.Согласно гуманистическим теориям, природу человека можно постичь только благодаря....... опыту, через который она выражается " в данном ………. из данное …………." V. Установить соответствия: 47. Понятие: 1. Индивид 2. Личность Свойства: А. Половые Б. Роли и ценностные ориентации В. Возрастные Г. Конституциональные Д. Нейродинамические Е. Статус в обществе 48 Направления психологии: 1. Бихевиоризм 2. Гештальтпсихология 3. Фрейдизм Объяснительный принцип: А. Поведение человека Б. Функции сознания В. Ассоциация Г. Целостность Д. Безобразное мышление Е. Подсознательное влечение Ж. Инстинкты З. Самоактуализация личности 49 Подструктура личности: 1. Подструктура форм отражения 2. Подструктура направленности 3. Подструктура социального опыта 4. Подструктура биологически обусловленная Содержание: А. Включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения Б. Включает личностный опыт, приобретенный в ходе общения с людьми В. Объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности Г. Охватывает особенности психических процессов Д. Объединяет отношения и моральные черты личности 50 Наука: 1. Психология 2. Педагогика 3. Социология 4. Экономика 5. Этика Аспект изучения личности: А. Бессознательное ядро психической жизни личности Б. Личность как уникальная система, "открытая возможность самореализации" В. Личность в системе производственных отношений Г. Личность как член социальных и демографических групп населения Д. Личность как носитель моральных убеждений Е. Личность как субъект воспитания и обучения
Тест 3 (24 вопроса) 22-24 правильных ответов - «4 балла» 18-21 правильных ответов - «3 балла» 13-17 правильных ответов - «2 балла» 9-12 правильных ответов - «1 балл»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|