Структура самостоятельной деятельности
Структура самостоятельной деятельности Выделим структурные компоненты самостоятельной деятельности: мотивационный, ценностный, знаниевый, операциональный и контрольно-оценочный. Мотивационный компонент самостоятельной деятельности интегрирует познавательные потребности и положительную мотивацию личности, которые определяют побуждение к самостоятельной познавательной деятельности, успешность и продуктивность её осуществления в изменяющихся условиях. Ценностный компонент самостоятельной деятельности студента представляет совокупность знаний и умений, овладение определенными идеями, концепциями в процессе самостоятельной деятельности, а ценностный компонент самостоятельной деятельности включает в совокупности осознание студентом ценности будущей профессии, возникновение потребности в самоактуализации. Основополагающим моментом формирования знаниевого компонента является усвоение понятий, таких как «деятельность», «организация деятельности», «учебная деятельность», «учебно-организационные умения», «планирование», «план», «цель», «задача», «способ», «средства», «самоконтроль». Этот компонент как система знаний о самостоятельной деятельности является предпосылкой для ее эффективной организации: от цели к формированию ее умений и навыков. Знание о самостоятельной деятельности переходит в целенаправленное координированное действие. Знаниевый и ценностный компоненты в совокупности формируют начальный уровень готовности студента к самостоятельной деятельности – студент владеет теоретическими и практическими знаниями, осознает их ценность для будущей профессии. Операциональный компонент предполагает овладение умениями и навыками самостоятельной деятельности.
Контрольно-оценочный компонент. В структуре самостоятельной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Сущностью контрольно-оценочного компонента является систематическое получение обратной информации о ходе самостоятельной деятельности на основе сравнения достигнутых результатов деятельности с прогнозируемыми стандартами. Данный компонент включает в себя самоконтроль, самоанализ и самооценку. Роль преподавателя в организации самостоятельной деятельности студентов Самостоятельная деятельность в вузе может быть организована индивидуально с каждым студентом или с группой студентов в процессе аудиторной, внеаудиторной и инициативной деятельности. Роль преподавателя в данном процессе заключается в организации самостоятельной деятельности с целью приобретения студентом общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у него способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. У преподавателей вуза должны быть сформированы: позитивное отношение к организации и процессу самостоятельной деятельности студентов; профессиональные компетенции (умения включать обучающихся в различные виды самостоятельной деятельности; формировать потребности в самостоятельном приобретении знаний, вооружать студентов навыками самостоятельной работы, способствовать усвоению основ научной организации учебного труда; способность излагать учебный материал, учитывая уровень подготовленности, жизненный опыт и возраст студентов; применять технические средства для организации самостоятельной деятельности, создавать условия для развития индивидуальных особенностей, осуществлять в этих целях индивидуальный подход; прививать устойчивый интерес к профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям студентов; организовывать совместную творческую деятельность, имеющую своей целью развитие социально значимых качеств личности и т. п. ).
Одной из основных задач преподавателя является: формирование у студентов самостоятельности мышления, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в течение всей жизни. Самостоятельная деятельность должна осуществляться под руководством преподавателя и протекать в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя по организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию действий студента. Самостоятельная деятельность должна предполагать максимальную активность студентов в различных аспектах: организации труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологическими предпосылками развития самостоятельной деятельности студентов являются успехи в учебе, положительное отношении к ней, заинтересованность и увлеченность предметом; правильная организация самостоятельной деятельности приводит к приобретению навыков и опыта творческой деятельности. Задача преподавателя – создать образовательную среду, стимулирующую студента к участию в аудиторной, внеаудиторной и инициативной самостоятельной деятельности, используя все формы мотивации. Преподавателю необходимо знать, что при организации образовательного процесса для развития у студентов мотивации к самостоятельной деятельности нужны современные, научно-обоснованные учебные и методические пособия как средство, с помощью которых студент может выстроить индивидуальную траекторию самостоятельной деятельности. Для повышения качества самостоятельной деятельности студентов преподавателю необходимо учитывать ее психолого-педагогические аспекты (каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста). Ориентируясь на результаты образовательной программы, включающей формирование профессиональных и общекультурных компетенций преподавателям необходимо для каждой дисциплины произвести тщательный отбор фундаментальных заданий и специальных задач, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной деятельности.
Контроль самостоятельной деятельности организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей. Доля самоконтроля должна возрастать в ходе учебного процесса. Следует отметить, что позиция преподавателя во взгляде на самостоятельную деятельность студентов отражается в категориях «участие», «руководство», «управление». Отталкиваясь от конкретной позиции, преподаватель задает внешнюю плоскость реализации самостоятельной деятельности студентов, обусловленную системой связей между компонентами процесса обучения. Системообразующим признаком в данном случае является системное управление самостоятельной деятельностью обучающихся со стороны преподавателя. Оно, в частности, проявляется в создании или учете условий протекания самостоятельной деятельности, «через использование методических указаний (организация бесед, коллоквиумов, консультаций и др. )», через «целенаправленный процесс, организуемый и направляемый в структуре обучения для решения конкретных учебно-познавательных задач» и др. Роль преподавателя при организации самостоятельной деятельности студентов от уровня к уровню меняется по содержанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|