Мировоззрение, его виды и формы 14 глава
– реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств; – заключение договоров и соглашений с государствами – бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима; – выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев; – сотрудничество государств – бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов и др. Механизм реализации государственной национальной политики – обеспечение эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработка и выполнение государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, налаживание плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.
3.7. Социальный конфликт 3.7. Социальный конфликт Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Типология конфликтов 1. Исходя из субъектов конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой. 2. По сферам жизнедеятельности: политические; социально-экономические; национально-этнические. 3. В зависимости от способа конфликтного взаимодействия: конфронтация, соперничество, конкуренция. 4. В соответствии с объектом конфликта выделяются конфликты ценностей и конфликты интересов. 5. По последствиям конфликтов различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Субъекты (участники) конфликта: свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны); подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту); пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами); посредники (люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт). Предмет конфликта – это вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт. Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным. Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие из-за каких-то важных (политических, экономических, этнических) интересов. Виды противоречий: 1) внутренние противоречия (столкновение внутригрупповых, внутриорганизационных и др. интересов участников малых социальных групп); и внешние противоречия возникают между двумя или несколькими социальными системами; 2) антагонистические (непримиримо враждебные) и неантагонистические противоречия (данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок); 3) основные и неосновные противоречия; 4) объективные и субъективные противоречия. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении, выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт – открытый и динамический. Социальный конфликт – 1) высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов; 2) борьба индивидов или социальных групп с несовпадающими (разными и противоположными) интересами по поводу одного и того же блага (материальным – пища, одежда, нефть, лес и т. п.; экономическим – сырье, деньги, акции и т. п.; политическим – власть, должность и т. п.; юридическим – правовой статус и т. п.; духовным – национальным, религиозным, научным, эстетическим и т. п.).
Концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов 1) Г. Зиммель: сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры. 2) Г. Спенсер: социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов. 3) К. Маркс: постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, порождает социальные революции, в результате которых происходит смена способа производства и общество переходит на более высокий уровень развития. 4) М. Вебер: конфликт имеет ценностный характер; общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов; борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, в конечном счете, стабилизирует общество. Функции социальных конфликтов 1. Позитивные: информирование о наличии социальной напряженности; стимулирование социальных изменений; коммуникативно-информационная (люди в результате столкновения проверяют друг друга, получают новую информацию); созидания (конфликт часто помогает группе сплотиться); нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов); снятие социальной напряженности. 2. Негативные: создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; разрушение социальной системы. Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; религиозные различия; поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
Основные стадии социального конфликта: предконфликтная (конфликтная ситуация); непосредственно конфликт; разрешение конфликта (завершение инцидента, устранение причин конфликта). Типология и виды социальных конфликтов • По длительности: долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся. • По объему: глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные. • По источнику возникновения: объективные; субъективные; ложные. • По используемым средствам: насильственные и ненасильственные. • По форме: внутренние и внешние. • По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные. • По характеру развития: преднамеренные и спонтанные. • По сферам общественной жизни: экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые. • По типу отношений: внутри– и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни. Сторонами социальных конфликтов являются социальные субъекты: люди, социальные общности (групповые и массовые), социальные институты, народы, общественные формации, цивилизации. Этапы протекания конфликта: скрытая стадия (явное или неявное недовольство ситуацией); формирование конфликта (формирование противоречий, выдвижение требований); инцидент; активные действия сторон (способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль); завершение конфликта. По причине и характеру происхождения межнациональные конфликты могут быть: * социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.); * культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);
* этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т. е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев); * этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса); * историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.); * межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения); * сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством). Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона. Возможные пути выхода из конфликтов: реставрация (возвращение общества к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание); обновление (активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового). Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов: а) своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей. б) обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
3.8. Виды социальных норм 3.8. Виды социальных норм Система социальных норм – часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические (используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой); социальные. Социальная норма – 1) это пожелания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия; 2) общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей; 3) социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.
Социальные нормы подразделяются по: способу их формирования (создания); содержанию; способу обеспечения их действия (охраны, защиты). Классификация видов социальных норм 1. а) политические – правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.; б) нормы культуры, или этические нормы – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.); в) эстетические нормы – правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному, посредственному, безобразному; г) организационные нормы определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций (например, уставы общественных организаций). 2. а) Нормы морали – правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом, охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и другие. б) Нормы обычаев – правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи морального содержания называют нравами. Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев – ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах. в) Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.). Корпоративные нормы закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.), т. е. имеют письменную форму выражения. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями. г) Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими и деятельностью церкви. д) Политические нормы – нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них. е) Правовые нормы – формально определенные правила поведения, уставленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. 3. Нормы-ожидания (очерчивают рамки социально одобряемого поведения) и нормы-правила (определяют границы допустимого поведения и определяют виды неприемлемого поведения). Функции социальных норм: способствуют социальной интеграции; служат своеобразными эталонами поведения; способствуют контролю за отклоняющимся поведением; обеспечивают стабильность общества. Общие черты социальных норм: – представляют собой правила поведения общего характера, то есть рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц; – характеризуются такими признаками, как процедурность (наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации), санкционированность (отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний); – определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Социальные нормы существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), в реальном поведении проявляется доминирующая система социальных ценностей – наиболее общие представления о желательном типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Важнейшая функция социальных ценностей – играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.
3.9. Социальный контроль 3.9. Социальный контроль Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка; механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия; социальная практика использования средств и методов социального воздействия. Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); целевая. Виды социального контроля 1) Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля: – Формальный контроль основан на официальном одобрении или осуждении; осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях; направлен на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. К формальному социальному контролю может относиться доминирующая в обществе идеология. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. – Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах. 2) Внутренний социальный контроль – самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. Самоконтроль формируется в процессе социализации индивида и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых действий и поступков. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Выделяют: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным. Социальный контроль неразрывно связан с управлением действиями людей, социальных связей и социальных систем. Внутренними контролерами являются потребности, убеждения, а внешними – нормы, ценности, а также приказы и т. п. Механизмы социального контроля: психологическая поддержка конформной мотивации, ролевого поведения, статуса (материнская любовь, поддержка друзей и коллектива и др.); привычки, традиции, ритуалы; массовая молодежная культура; изоляция; обособление; реабилитация и т. п. Социальный контроль состоит из двух элементов – социальных норм и социальных санкций. Социальные санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм. Виды санкций: А) Формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами – формальные позитивные санкции: публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по служебной лестнице, материальное вознаграждение и т. п.); – формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные юридическими законами, нормативными актами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.). Б) Неформальные, выраженные неофициальными лицами – неформальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны неформального окружения, т. е. родителей, друзей, коллег, знакомых и т. д. (комплимент, дружеская похвала, доброжелательное расположение и т. п.); – неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества, но применяемые обществом (замечание, насмешка, разрыв дружеских отношений, неодобрительный отзыв и др.). Способы реализации социального контроля в группе и обществе: – через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе); – через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы); – через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все). В зависимости от применяемых санкций методы контроля: а) прямые: жесткие (инструмент – политические репрессии) и мягкие (инструмент – действие конституции и уголовного кодекса); б) косвенные: жесткие (инструмент – экономические санкции международного сообщества) и мягкие (инструмент – средства массовой информации); в) в организациях осуществляется контроль: общий (если руководитель дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения); детальный (такой контроль называют надзором). Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне. На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство (полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура). Элементы социального контроля: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное (контролируемое) действие; социальное (контролирующее) действие. Общая рассогласованность социальной структуры в области нормативно-ценностных параметров социального поведения называется аномия. Термин «аномия» (ввел Э. Дюркгейм) означает: 1) состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний, и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения (вплоть до суицида); 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, позволяющих оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практической недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения. Аномия обозначает любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. В результате аномии отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения.
3.10. Свобода и ответственность 3.10. Свобода и ответственность Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. В праве свобода связана не только с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности – степени вменяемости или невменяемости поступка. В истории: 1) у Сократа и Платона речь идет о свободе в судьбе; 2) у Аристотеля и Эпикура – о свободе от политического деспотизма; 3) в средние века подразумевалась свобода от греха; 4) в эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Стремление к свободе – естественное состояние человека. То или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д. В XVIII в. Б. Спиноза сформулировал тезис «свобода – есть познанная необходимость»: свободен человек, только когда познает; при этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий; но задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке задает определенные типы личности. Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости. Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Модели взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов: 1. Отношения борьбы за свободу (человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом); 2. Бегство от мира (эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, идет в монастырь, уходит «в себя», чтобы там обрести свободу самореализации); 3. Человек адаптируется к миру, добровольно подчиняется ему, жертвуя стремлением обрести свободу. Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности; социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регуляторами подобного поведения являются долг и совесть. Виды ответственности: а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; б) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Свобода и ответственность – две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.
3.11. Отклоняющееся поведение и его типы 3.11. Отклоняющееся поведение и его типы Девиантное (отклоняющееся) поведение: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Критерием девиантности поведения являются моральные и правовые нормы. Делинквентное (преступное) поведение – состоит в нарушении норм; подпадающее под категорию противоправного действия. Виды девиантного поведения 1) Первичная девиация (индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы и не считает себя девиантом) и вторичная девиация (на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми). 2) Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. Типы отклоняющегося поведения * Социально одобряемые – позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы (гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|