Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение, его виды и формы 17 глава




5) Органическая теория (вторая половина XIX в. – Г. Спенсер, Р. Вормс, Г. Прейс и др.): государство – это организм, продукт социальной эволюции; подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

6) Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) объясняет возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами (разделение труда; совершенствование орудий труда; рост производительности труда; возникновение избыточного продукта, возникновение частной собственности). Последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти и государства.

7) Психологическая теория (Л. И. Петражицкий, Г. Тард, 3. Фрейд и др.) связывает появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

8) Патримониальная теория (К. Галлер) объясняет происхождение государства из земельной собственности.

9) Ирригационная (гидравлическая) теория (К. Виттфогель) связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах, что сопровождалось большим ростом чиновничества, обеспечивающего эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Признаки государства

• Определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства.

• Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом.

• Суверенитет – верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями.

• Монополия на легальное применение силы. Государство имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы и т. п.;

• Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

• Обязательность членства в государстве: человек получает гражданство с момента рождения (в отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека).

• Принудительность – государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

• Законотворчество.

• Многообразие используемых ресурсов – государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т. д.) для осуществления своих полномочий.

• Стремление к представительству интересов всего общества – государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп.

• Наличие символики (государство имеет свои признаки государственности – флаг, герб, гимн; особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т. д.

• Единая оборонная внешняя политика.

• Единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

Атрибуты государства

Территория – определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Население – подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

Аппарат – система органов, наличие особого «класса чиновников», посредством которых функционирует и развивается государство; издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляемое государственным законодательным органом.

Функции государства – это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Классификация и виды функций

1) по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

– охранительные (деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.);

– регулятивные (деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

2) по важности для общества: основные и неосновные (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

3) по времени действия: постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация беспризорности);

4) по степени отражения интересов различных групп населения: ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

5) по объектам воздействия (по сфере деятельности): внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

Внутренние функции – это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Внутренние функции государства делятся на:

1) основные (может осуществлять только государство): обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан; установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений; валютно-финансовое регулирование; бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете;

2) неосновные: традиционные (управление транспортом и связью; управление образованием и здравоохранением; защита неполноценных лиц и помощь им; управление средствами массовой информации); «новые» (государственное предпринимательство; влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства; социальные услуги и т. д.).

* Политические функции: стратегическая направленность – создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.

* Экономические функции: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности и другие.

* Социальные функции: установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и пр.); поддержка инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.; обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

* Функция финансового контроля (фискальная): установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.); контроль за денежным обращением в стране и прочее.

* Правоохранительные функции: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и другие.

* Экологическая функция: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов; контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

* Функция развития культуры, науки и образования: государственная поддержка науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрана интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования; выдача лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

* Функция регулирования межнациональных отношений.

Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.

* использование вооруженных сил для решения внешнеполитических задач государства;

* реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности;

* стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом;

* защита экономического пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт);

* интеграция, сотрудничество и укрепление связей со странами в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ; обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

1) Правовые формы: правотворческая; правоприменительная; правоохранительная деятельность.

2) Организационные формы: регламентирующая; хозяйственная; идеологическая деятельность.

Методы осуществления функций государства – способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции: убеждение и принуждение, поощрение и наказание, и т. д.

Государство имеет сложную организационную структуру и включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Правительство – часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти.

Форма государства связана с его содержанием, обусловливаемым уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Форма государства включает три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим, составляющих единство целостной системы.

1) Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

* Монархия – форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически.

А) абсолютная (неограниченная) монархия: верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти (Бутан, Бруней, Катар, Бахрейн, Оман, Саудовская Аравия). Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер.

Б) ограниченная монархия: власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции. Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские. Дуалистическая монархия: монарх выполняет функции реального главы государства; наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство); некоторые члены парламента назначаются монархом; члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал. Парламентарная монархия: власть монарха ограничена парламентом; парламент избирается народом; правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте; правительство несет ответственность перед парламентом; действует принцип разделения властей; властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.). В настоящее время парламентарными монархиями являются: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и другие.

* Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями.

А) президентские республики: президент, будучи главой государства, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; правительство несет политическую ответственность перед президентом; действует принцип разделения властей (США, Аргентина, Бразилия). Президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние – президента).

Б) парламентские республики: исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте.

В) парламентско-президентские (смешанные) республики (Франция, Финляндия, Россия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления: главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

В Российской Федерации существует республиканская форма правления, главой государства является Президент, законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

2) Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

3) Государственно-территориальное устройство – организация территории государства, система взаимоотношений государства как целого со своими составными частями, урегулированная нормами права.

Основные формы государственно-территориального устройства

1. Унитарное государство – это территория, разделенная на административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают государственным суверенитетом, характеризующаяся полным политическим единством. Признаки унитарного государства: единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории на административно-территориальные единицы центрального подчинения; единое гражданство, единый бюджет и т. д.

Унитарные государства разделяют на централизованные (отсутствуют выборные органы на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы; функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы); децентрализованные (существует правовое разграничение по осуществлению власти между общегосударственными и территориальными властными органами); сверхцентрализованные унитарные государства (в которых произошел военный переворот и установлен военный режим; местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой). Унитарными государствами являются Франция, Финляндия, Япония, Турция, Монголия, Судан, Великобритания, Испания и т. д.

2. Федерация – союзное государство, добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований; форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Федерация возникает в результате: объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.); изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Признаки федеративного государства: территория федерации состоит из территорий ее субъектов; верховная власть принадлежит федеральным органам, но компетенции верховных органов и органов субъекта федерации разграничены конституцией федерации; субъекты федерации имеют право обладать собственными конституциями, своими органами исполнительной, законодательной, судебной власти; допускается двойное гражданство; наличие в парламенте палаты, представляющей интересы субъектов федерации; общесоюзная и внешнеполитическая деятельность осуществляется только федеральными (союзными) органами.

Классификация федераций: по национальному признаку; по национально-территориальной основе; по чисто территориальному принципу.

Децентрализованные федерации (тенденция расширения полномочий субъектов федерации в области экономики и социальной политики) и централизованные федерации (федерации, в которых парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. д.).

Симметричные федерации (субъекты которых равноправны между собой и в отношениях с федеральным центром) и асимметричные федерации (наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования: федеральные территории, округа и т. д.). Примером такой федерации является Россия, субъекты федерации которой делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономные области.

3. Конфедерация – форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических и др.) целей. Конфедеративный союз – явление временное и неустойчивое, имеющее тенденцию преобразования в федеративное государство или распада (Германский союз 1815–1867 гг., Швейцарский союз 1815–1848 гг., США 1781–1787 гг.).

 

4.3. Политическая система

4.3. Политическая система

Политическая система – упорядоченная совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть; комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти; совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Основные признаки политической системы: тесная связь с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление; выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп; наличие организационных форм выражения политических интересов; урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

Политическая система характеризуется: политической идеологией; политической культурой; политическими нормами, традициями и обычаями.

Структура политической системы включает подсистемы:

* институциональную: государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними; особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, оказывать давление на правительство, лидеров;

* нормативную: правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи;

* функциональную: методы политической деятельности, способы осуществления власти;

* коммуникативную: все формы взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других государств.

Функции политической системы

А) классификация функций политической системы Г. Алмонда и Дж. Пауэлла: политической социализации; адаптации; реагирования; экстракционная функция – мобилизация ресурсов из внешней или внутренней среды; дистрибутивная (распределительная) функция – распределение системой ресурсов, благ, статусов и т. д.; регулирующая функция.

Б) общепринятая классификация функций: конверсии (преобразования общественных требований в политические решения); адаптации (приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни); мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т. д.) для достижения политических целей; охранительная функция (защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов); внешнеполитическая (установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами); консолидирующая (согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп); распределительная (создание и распределение материальных и духовных ценностей).

Классификация политических систем

1) Характер взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.

2) По политическому режиму (способу осуществления политической власти): тоталитарные, авторитарные и демократические.

3) По содержанию и формам управления: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные.

4) По типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

5) По социально-экономической основе:

– тоталитарно-распределительные (в их основе лежит государственное распределение материальных благ);

– либерально-демократические (их основа – рыночная экономика);

– конвергенционные и мобилизационные (в их основе – сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком).

Кроме государства в политическую систему входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и другие.

В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером; она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии: деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной. Данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой – властность, жестокость и решительность. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворчество и т. д.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом. Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. Результативную часть либеральной политической системы образуют: политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; соблюдение прав человека и гражданина; возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; защищенность от внешних угроз; обеспечение внешней политической и экономической экспансии.

Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, действенным правом. По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной и авторитарной. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов.

Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим обоснованием власти.

В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций.

 

4.4. Типология политических режимов

4.4. Типология политических режимов

Политический режим – 1) совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей; 2) совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы; 3) совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

Институты политического режима: государство (способы формирования высшей государственной власти), партии, группы давления, неполитические структуры (церковь, СМИ и т. д.).

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, которое определяет степень социальной свободы личности, дает представление об основах системы власти.

Типы политических режимов:

1) Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1920-е гг. итальянским философом Дж. Джентиле, затем был использован лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В работе американских политологов К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956) сформулированы следующие основные признаки тоталитарного режима:

– Официальная идеология, т. е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование, претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни и общеобязательность. Интересы и свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано».

– Монополия на власть одной политической партии, сама партия – под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь); вождизм, культ личности. Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом.

– Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Государство становится неправовым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...