Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение, его виды и формы 18 глава




– Партийный контроль за средствами массовой информации, жесткая цензура любой информации.

– Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами, милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «железный занавес».

– Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью; плановая экономика как наиболее рациональная и эффективная.

Тоталитаризм отличается высочайшей степенью регламентации и контроля.

Предпосылками тоталитаризма являются: индустриальная стадия развития общества; нарастание рациональности и организованности в общественной жизни; появление монополий и их срастание с государством (тоталитаризм – всеобщая государственная монополия); этатизация (огосударствление) общества, особенно усиливающееся во время войн; массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитностью и одиночеством; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.

Власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Партийно-государственная организация общества отличается жесткой иерархической структурой. Запрещаются всякая политическая оппозиция и создание без санкции властей любых организаций. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

А) коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели.

Б) фашизм – правоэкстремистское политическое движение, впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. При всех своих национальных особенностях фашизм выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

В) национал-социализм возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

2) Авторитаризм – режим, характеризующийся монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института; одна из форм политической диктатуры. Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

– автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.);

– неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

– опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

– монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

– отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

– свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены;

– обширный государственный сектор жестко регламентируется государством, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

– цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

– рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Отличия от тоталитарного политического режима:

* авторитаризм допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;

* для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, слабая политическая информированность;

* при авторитаризме высшей ценностью является государство как средоточие властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра);

* авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, чуждые тоталитаризму, который разрывает традиционные социальные связи, превращает «классы в массы»;

* при авторитаризме используется практика избирательного террора.

Истоки авторитаризма, причины его сохранения и воспроизводства:

а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих; в) значительное влияние религиозных норм (ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; г) экономическая отсталость; д) неразвитость гражданского общества; е) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Виды авторитарных режимов

– партийные режимы (монопольная власть какой-либо партии или политической группировки): формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп; правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия);

– военно-диктаторский режим (большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция). Современные военные режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью; государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан;

– теократический режим (Иран с 1979 г.);

– национальный авторитаризм возникает в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп;

– конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы (современная Мексика);

– корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений;

– деспотический режим (высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры);

– персональная тирания (власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты: режим С. Хусейна в Ираке, режим М. Каддафи в Ливии).

Авторитарный режим обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Авторитаризм содержит в себе определенные реформаторские возможности. Достигая экономической и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских правах и свободах, потребность в свободе информации, независимости мышления, нетерпимости к произволу и насилию.

 

4.5. Демократия, ее основные ценности и признаки

4.5. Демократия, ее основные ценности и признаки

Демократический политический режим – способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Демократия – форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократия в этой связи выступает как форма государства. Термин «демократия» употребляют применительно к организации и деятельности других политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия) и для характеристики соответствующих общественных движений, политических курсов, течений социально-политической мысли. Термин «демократия» впервые был введен Аристотелем. Классическое определение демократии принадлежит американскому президенту А. Линкольну: «Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа».

Эволюция значения термина «демократия»

• В античности демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов и была признана «худшей формой» правления.

• Либеральная теория демократии рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.

• Теория прямой (идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.

• Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти и исходят из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.

• Последователи элитарной теории демократии (одним из них является И. Шумпетер) исходят из необходимости «политического разделения труда».

• Сторонники теории партиципаторной (соучастие) демократий исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах.

• Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства и имеет две традиции – ортодоксальную (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистскую (Э. Бернштейн, К. Каутский).

Принципы демократии:

• принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ;

• свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей;

• участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной);

• конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом;

• наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство;

• принцип разделения властей, в соответствии с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них;

• правовой характер и способ устройства и организации общества и власти; правовой характер демократического режима означает безусловное юридическое равенство людей перед законом;

• принцип большинства (подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства); уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти.

Основные формы и типы демократии

А) Исторически первой формой демократии была именно прямая (непосредственная) демократия: народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей (Афины, Спарта). Плебисцитная демократия – вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой.

Б) Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительная, когда народ опосредованно, через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т. п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Представительная демократия относится к массовой, или развернутой. Существуют два естественных ограничителя для включения в демократические отношения – совершеннолетие и состояние гражданства; некоторые дополнительные условия (определенный срок проживания, владение государственным языком) применяются в большинстве стран современного мира лишь к претендентам на некоторые высшие выборные посты в государстве. Подобный статус современной развитой демократии не исключает применение некоторых элементов прямой демократии: референдум, плебисцит, массовые манифестации, демонстрации, петиции и т. п.

Условия формирования и функционирования демократического политического режима: политические (развитое гражданское общество, политический плюрализм и др.), экономические (рыночная конкурентная экономика, плюрализм форм собственности и др.), внешнеполитические, социальные (социальный плюрализм, относительно высокий уровень благосостояния граждан и др.), культурные (демократические традиции, гражданская политическая культура), религиозные.

Характерные черты демократического политического режима: * Реализация принципа разделения властей; * Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; * Высокая степень развитости гражданского общества; * Правовое государство; * Политический и идеологический плюрализм; * Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство; * СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению; * Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой; * Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.

Полиархия – тип режима политического правления в современном обществе, который отличается от других политических режимов наличием двух характерных черт: относительно высокой терпимостью к оппозиции и относительно широкими возможностями влияния граждан на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами.

 

4.6. Гражданское общество и государство

4.6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и культурное пространство, производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы государственно-политического контроля и вмешательства.

В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. В узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства.

Эволюция понятия «гражданское общество»

либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк): понятие «гражданское общество» было введено для отражения уровня исторического развития человеческого общества от природного к цивилизованному существованию;

позитивно-либеральная трактовка (Г. Гегель) утверждает, что основой гражданского общества является частная собственность, а движущей силой исторического прогресса – государство, которое обеспечивает справедливость, защищает человека от случайностей, реализует всеобщность интересов;

марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс) представляет гражданское общество как фундамент человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития;

социал-демократическая традиция полагает, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, обязательно должно регулировать экономические, социальные и иные процессы, вводить гарантии прожиточного минимума и т. д.

Гражданское общество – наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся общности людей, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.

Признаки гражданского общества: экономическая свобода и частная собственность; социальная стабильность и гарантии; обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость и гражданская активность; конкуренция и плюрализм; свобода информации и общественного мнения; толерантность и открытость; легитимность власти; наличие правового государства.

Предпосылки становления гражданского общества

• законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;

• юридическая свобода человека, его материальное благополучие, свобода частного предпринимательства, наличие частной собственности;

• создание механизмов саморазвития и саморегуляции, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, выступать в качестве единственно законного источника власти.

В гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Структурные элементы гражданского общества:

А) В экономической сфере – негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Б) В социально-политической сфере: классы, различные слои и социальные группы, семья как социальная ячейка гражданского общества; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации.

В) В духовной сфере: культурные, этические идеалы и ценности, свобода мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

Г) Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство.

Гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках для всех законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Основные функции гражданского общества:

1) побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан;

2) защищает граждан и объединения, созданные ими, от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность;

3) способствует формированию демократических органов государственной власти, демократическому развитию всей политической системы.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима: при тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве; демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия как для функционирования и развития зрелого гражданского общества, так и для правового государства.

* Обязательными условиями существования гражданского общества являются: наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Конституционное, или правовое, государство отличается от внеправового, или полицейского, главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

* Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового государства:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона:

а) правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой.

б) приоритет права: правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) правовой закон распространяется на общество и на само государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета групповых интересов. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении.

4. Равенство всех перед законом.

5. Реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

6. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

7. Политический и идеологический плюрализм.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

1. Приоритет права: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

2. Правовая защищенность человека и гражданина: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

5. Верховенство закона.

6. Конституционно-правовой контроль.

7. Политический плюрализм и др.

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. там, где существует гражданское общество. Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей и правовой культуры. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества; предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства является наличие институтов гражданского общества.

 

4.7. Политическая элита

4.7. Политическая элита

Политическая элита – привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Элиты представляют в политике групповые интересы; создают оптимальные условия для их реализации и согласования; формируют цели и перспективы развития общества; принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Характерные черты: небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.

Причины образования элит: общество нуждается в профессиональном управляющем воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых; необходимость людей, обладающих специальными знаниями, навыками, опытом и способных осуществлять управленческие функции; политическое неравенство в обществе; управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе; пассивность широких слоев населения.

Классические теории элит

* теория «политического класса» (Г. Моска): развитие любого общества направляется руководящим политическим классом, вхождение в который предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей (военная доблесть, богатство, церковный сан, способность управлять);

* теория «круговорота элит» (В. Парето): социальные изменения являются следствием борьбы и «циркуляции» элит, что происходит, когда элиты становятся психологически непригодными для управления. Различаются два типа элит: «лисы» – находятся у власти, как правило, при демократических режимах («плутократиях») режимах, превосходно достигая согласия с помощью политических интриг; «львы» хороши для стабильных ситуаций, крайне консервативны; они смелы, решительны и отдают явное предпочтение насилию перед остальными методами управления.

* теория «железного закона олигархии» (Р. Михельс): олигархическая структура власти основана не только на тенденции вождей к укреплению своего личного авторитета и своему увековечиванию, но и на инертности масс, готовых полагаться на профессионалов, а также на структурных свойствах политической организации. Замена лидеров осуществляется двумя путями. Основной путь – это привлечение новых членов в существующую олигархию, а второй – смена элит целиком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...