Мировоззрение, его виды и формы 16 глава
2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи. Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком. Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей. Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.). Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом. Социальные функции семьи * Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества. * Социализация личности. * Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности. * Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия. * Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.
* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека. * Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру. * Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи. * Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п. Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством. Типы брака * групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества); * полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова); * моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные; * парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства); * экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;
* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д. Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие. Социальные функции, свойственные браку – социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям; – регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе; – регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи; – регулирование отношений между семьей и государством; – правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния). Типологизация семьи 1. По критериям доминирования в семейной организации: – Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии. – Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии. – Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями. 2. В зависимости от сложности семейной структуры: – Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.). – Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей. 3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).
Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная. Признаки патриархальной семьи • Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными. • Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи. • Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками. • Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения. • Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности). • Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье. • Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии. В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи. Признаки эгалитарной семьи • Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми). • Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся. • Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей. • Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации. • Индивидуальное планирование рождаемости. • Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства. • Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества. Основные признаки кризиса современной семьи
– Поздние браки. – Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода. – Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак. – Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы. – Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей. – Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности. – Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью. – Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей. Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы: 1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». 2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг. 3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.
4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг. 5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.». 6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.». 7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
Политика 4. Политика 4.1. Понятие власти Власть – 1) есть господство одного над другим или другими; право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства; 2) способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма и др. Трактовки и подходы к определению природы власти 1) социологический подход: телеологический (характеризует власть как способность реализовать намеченные цели – Б. Рассел); системный (рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств); структурно-функциональный (рассматривает власть как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения – Т. Парсонс); теория социальной конфликтологии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин утверждают, что природа господства и подчинения одного класса другим обусловлена обладанием собственностью и экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества); дуалистическая концепция (М. Дюверже; выделяет внутри власти два элемента: материальное принуждение и убеждение в том, что такое подчинение справедливо и законно). 2) поведенческий подход: теологическая концепция (божественное происхождение власти); биологическая концепция (власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа – Ф. Ницше); бихевиористская («воля к власти», «психологическая энергия» – Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин); психоаналитические концепции (З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Хорни – стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности); мифологическая концепция (Л. Дюги). Структура власти: субъект власти (отдельный человек, организация, общность людей, народ или мировое сообщество); приказ субъекта власти (выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения); объект власти (человек, общность людей, организация и др.); подчинение объекта власти приказу; ресурсы власти; общественные нормы. Ресурсы власти – совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта (в примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя, затем на богатство и силу; в индустриальных обществах преобладающим ресурсом власти становится организация: бюрократия, партии, движения; в современных обществах властные отношения в большой мере зависят от обладания информацией): 1) экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и пр.); 2) социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга); 3) культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т. д.): 4) силовые (оружие, аппарат физического принуждения, в государтве это: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура); 5) демографические (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы). Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую. Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, обладание собственностью. Социальная власть – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Политическая власть выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей. Отличительные признаки политической власти: верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; всеобщность, т. е. публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны («монополия на законное насилие» по М. Веберу); моноцентричность, т. е. существование общегосударственного центра принятия решений; многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других). Функции политической власти: а) управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.); б) формирование и оптимизация политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти; в) организация политической жизни и политических отношений, создание определенного типа правления; г) обеспечение стабильности в стране. Типологии политической власти • Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. • Общественная (партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение. • По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная. • По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень). • По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления): демократическая, авторитарная, тоталитарная. • По типам социального господства (М. Вебер): традиционная, легальная, харизматическая. Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Принцип легитимности (М. Вебер) связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Основные источники (основания) законности, правомерности политической власти: – традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. – рациональная (демократическая) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости процедур, на основе которых формируется система власти. – харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Люди некритически воспринимают стиль и методы правления, безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
4.1. Понятие власти 4.1. Понятие власти Власть – 1) есть господство одного над другим или другими; право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства; 2) способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма и др. Трактовки и подходы к определению природы власти 1) социологический подход: телеологический (характеризует власть как способность реализовать намеченные цели – Б. Рассел); системный (рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств); структурно-функциональный (рассматривает власть как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения – Т. Парсонс); теория социальной конфликтологии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин утверждают, что природа господства и подчинения одного класса другим обусловлена обладанием собственностью и экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества); дуалистическая концепция (М. Дюверже; выделяет внутри власти два элемента: материальное принуждение и убеждение в том, что такое подчинение справедливо и законно). 2) поведенческий подход: теологическая концепция (божественное происхождение власти); биологическая концепция (власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа – Ф. Ницше); бихевиористская («воля к власти», «психологическая энергия» – Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин); психоаналитические концепции (З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Хорни – стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности); мифологическая концепция (Л. Дюги). Структура власти: субъект власти (отдельный человек, организация, общность людей, народ или мировое сообщество); приказ субъекта власти (выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения); объект власти (человек, общность людей, организация и др.); подчинение объекта власти приказу; ресурсы власти; общественные нормы. Ресурсы власти – совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта (в примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя, затем на богатство и силу; в индустриальных обществах преобладающим ресурсом власти становится организация: бюрократия, партии, движения; в современных обществах властные отношения в большой мере зависят от обладания информацией): 1) экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и пр.); 2) социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга); 3) культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т. д.): 4) силовые (оружие, аппарат физического принуждения, в государтве это: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура); 5) демографические (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы). Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую. Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, обладание собственностью. Социальная власть – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Политическая власть выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей. Отличительные признаки политической власти: верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; всеобщность, т. е. публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны («монополия на законное насилие» по М. Веберу); моноцентричность, т. е. существование общегосударственного центра принятия решений; многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других). Функции политической власти: а) управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.); б) формирование и оптимизация политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти; в) организация политической жизни и политических отношений, создание определенного типа правления; г) обеспечение стабильности в стране. Типологии политической власти • Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. • Общественная (партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение. • По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная. • По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень). • По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления): демократическая, авторитарная, тоталитарная. • По типам социального господства (М. Вебер): традиционная, легальная, харизматическая. Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Принцип легитимности (М. Вебер) связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Основные источники (основания) законности, правомерности политической власти: – традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. – рациональная (демократическая) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости процедур, на основе которых формируется система власти. – харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Люди некритически воспринимают стиль и методы правления, безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
4.2. Государство, его функции 4.2. Государство, его функции В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка. В структурном плане государство – сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государство – 1) это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности; 2) основной социально-политический институт общества, ядро политической системы; обладая суверенной властью, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан; 3) политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Теории происхождения государства 1) Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.): государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема. 2) Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель, Р. Филмер, Н. К. Михайловский и др.): государство – результат исторического развития семьи (разросшаяся семья); глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.). 3) Договорная теория происхождения государства (XVII–XVIII вв. – Г. Гроций, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.): единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий; государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству, в итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и ответственность за невыполнение последних. 4) Теория насилия (XIX в. – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.): причина происхождения государственности – в военно-политических факторах (насилии, порабощении одних племен другими); для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|