Вопрос. СССР в 1965-1985 годах:основные направления внутренней политики и соц-экономическое развитие.
Проводимый Н. С. Хрущевым курс, его стиль и методы руководства вызывали растущее недовольство партийно-государственного аппарата, а также хозяйственных руководителей, директорского корпуса. Наконец, по отношению к Хрущеву оппозиционно настроены были кадровые офицеры и генералитет, а также многие авторитетные работники органов государственной безопасности, вследствие бездумных и многочисленных реорганизаций и сокращений силовых ведомств. В условиях отсутствия четкого законодательного механизма смены руководства страны смещение Хрущева тайно готовилось группой партийно-государственной элиты с самого начала 1964 г. Наиболее активную роль в организации заговора против партийного лидера играли секретарь ЦК КПСС А. Н. Шелепин, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Г. Игнатов, первый секретарь Харьковского обкома КПСС Н. В. Подгорный и руководитель КГБ В. Е. Семичастный. Ставший в 1960 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, одновременно являвшийся секретарем ЦК КПСС, занимал выжидательную позицию и непосредственно включился в подготовку заговора уже на заключительной стадии. 12 октября 1964 г., в тот момент, когда Н. С. Хрущев находился на отдыхе в Крыму, в Кремле состоялось расширенное заседание Президиума ЦК, где Суслов и Шёлепин поставили вопрос о смещении лидера страны со всех занижаемых постов. Срочно прибывшему в Москву на заседание Президиума Хрущеву были предъявлены жесткие обвинения в отходе от принципов коллективности руководства, волюнтаризме и грубом администрировании. Против Хрущева выступили почти все члены Президиума, кроме А. И. Микояна. 14 октября состоялся пленум ЦК КПСС, на котором Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК партии, Председателя Совета Министров СССР "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". На октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК было признано нецелесообразным дальнейшее совмещение обязанностей лидера партии и руководителя правительства. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев, а Председателем (Совета Министров СССР - А. Н. Косыгин.)
Новым политическим лидером стал Леонид Ильич Брежнев, но он признавался,, что он плохой экономист, поэтому окунулся во внешнюю политику, он «борец за мир». Он поставил Косыгина отвечать за экономку. Хозрасчёт или хозяйственный расчёт — термин, широко использовавшийся в условиях социалистической экономики, предполагавший такое ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объёма производства, улучшению качества продукции и увеличению заработной платы. Это можно назвать маленьким рыночным механизмом, т.к. он регулирует трудовые отношения в хозяйственной деятельности стимулирует работников, это не основная экономика, но это в своей степени механизм, комбинаты. Эти реформы были малоэффективны, не привели к успеху. В силу сопротивления номенклатуры, (Совокупность лиц, назначаемых на должность высшей инстанцией) которой эти реформы были не нужны, они и так жили хорошо, только чинили препятствия реформам. Смерть И.В. Сталина в марте 1953 года стала поводом для начала реформ, которые вошли в историю под названием «оттепель». Интересы и воля исторически ограниченного класса номенклатуры определят их узкую сферу и примитивный метод. Руководство страны не ставило под сомнение декларации об общенародном характере государственной собственности, не допускало мысли, что в СССР существует эксплуатация трудящихся, а выборы из одного кандидата на одно место в органы власти по-прежнему считало проявлением превосходства «советской демократии» над буржуазной.
Вынужденные считаться с изменением обстановки, чиновники развивали идеологию. В неосталинизме уже не было тезиса о возрастании классовой борьбы по мере построения социализма, зато включено положение о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. Во второй половине 1960-х к ним прибавится концепция «развитого социализма». Однако сложившиеся в СССР производственные отношения, которые номенклатура не подвергала сомнению, — государственная эксплуатация трудящихся — не могли обеспечить в должной мере развитие экономики и социальной сферы в эпоху НТР, коренного изменения социальной структуры. Идеология неосталинизма теряла авторитет среди все более образованных и информированных граждан по мере сокращения национального дохода СССР, роста дефицита и теневой экономики. Говоря о внутренней политике, нужно сказать, что Брежневское руководство ставило перед собой укрепительно руководящую роль партии. Роль партии в итоге закреплена в конституции 1977 год. Статья 6-я Конституции 1977 года гласила: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР ". Подводя итог, следует отметить, что эту 20- ю эпоху называют периодом застоя. СССР не добился успехов, наоборот, СССР увеличил отставание (пример-показатели экономического роста) Номенклатура превратилась в механизм торможения. Система отживших экономич форм, неэффективных методов управления, которые послужили препятствием для соц-эконом развития страны. Механизм торможения и его проявления. Начиная с 1987 года в нашу жизнь прочно вошло понятие "механизма торможения" в качестве категории, помогающей раскрыть причины застойных явлений в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни страны. Стремясь понять сущность механизма торможения, путь его формирования, структуру, действие, приведшие на рубеже 70-80-х годов к стагнации экономики, к нарастанию кризисных явлений в советском обществе, следует сказать, что формирование и действие такого механизма в СССР отнюдь не являются закономерными, а обусловлены конкретными историческими обстоятельствами. Так, после Октябрьской революции и установления советской власти рабочего класса и его союзников считалось, что итогом революционных преобразований переходного периода будет утверждение бесклассового социалистического общества, являющегося преддверием коммунизма. Однако на практике, завершая через 20 лет переходный период, страна имела не только новый строй, но и расцвет того, что впоследствии получило название "культ личности и его последствия".
Когда после определенной "расчистки почвы", произведенной XX съездом КПСС по преодолению сталинских негативных явлений, мы стали осуществлять "развернутое строительство коммунизма", а после уточнений совершенствовать "развитой социализм", то опять-таки оказались в ситуации, где сложился и сумел проявить себя "механизм торможения". В разных сферах возникли не только деформации социализма, но и опасность нарастания кризисных явлений в обществе. Как это случилось? Почему так произошло? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к 30-40-м годам. Дело в том, что и в тот и в другой период существовала одна и та же модель социализма, опирающаяся на государственно-партийную бюрократию. Именно тогда, в 30-40-е годы, все, с чем мы сегодня сталкиваемся, складывалось, формировалось. Следовательно, рассматривая механизм торможения как историческое явление, можно предположить, что это побочный продукт исторически сложившегося в обществе механизма административно-бюрократической узурпации классового господства со всеми присущими ему деформациями экономической и политической системы, а также идеологии и психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|