Вопрос. Россия в 1990е годы: реформы в экономике и политические процессы.
История России отдельно от Советского Союза началась в 1992 году. На тот момент страну возглавлял Борис Николаевич Ельцин. Премьер-министром в начале 1992 года стал Егор Гайдар, а с 1995года – Виктор Степанович Черномырдин. Председателем Верховного Совета был Руслан Имранович Хасбулатов, председателем конституционного суда был Валерий Зорькин. На тот момент в стране был конституционный кризис, так как по конституции вся власть принадлежала советам во главе с Верховным, но по законам о статусе президента, исполнительную власть возглавлял президент. Было непонятно, кому принадлежит исполнительная власть: советам или президенту. В 1992 году президент Ельцин еще не был готов управлять страной. До распада СССР власть фактически принадлежала партии КПСС, но в сентябре 1991 года КПСС была запрещена, а потому, кому должна была принадлежать власть в регионах, было не ясно. На президента обрушались миллионы вопросов, большинство из них требовали детальной проработки. Президент физически не мог за всем уследить, потому проводил попустительскую политику. Все вопросы он переложил на руководство региона и любимым его ответом в те времена был: «решайте сами». Потому регионы стали проявлять излишнюю самостоятельность, появились местные парламенты, президенты, они решали свои вопросы в своих местных интересах вопреки национальным интересам. Например, некоторые регионы стремились к выходу из России, некоторые вводили таможенные пошлины и сборы за ввоз товаров на свою территорию. Такая политика не устраивала депутатов Верховного Совета, они полагали, что президент ведет страну к развалу, потому между ними назрели конфликты. Хотя в 1992 году конфликт был еще в скрытой стадии, в открытую стадию он перерос с началом 1993 года, когда депутаты заблокировали несколько президентских инициатив. Единственное, что удалось президенту – это организовать референдум «О доверии президенту». Он состоялся в апреле 1993 года и 54% избирателей высказались за президента – это абсолютное большинство, то есть президент получил очень сильный аргумент – народ был за него. Поэтому он заявил о необходимости реформы конституции. Депутаты усматривали в этом ущемление своих полномочий и стали на своих заседаниях рассматривать вопрос о недоверии президенту. Когда же президент заявил о начале конституционной реформы, депутаты стали рассматривать вопрос об отстранении президента от должности, то есть конфликт перерос в острую стадию. 19 сентября Ельцин выступил с большим телеобращением. «Верховный Совет не позволяет эффективно руководить страной, блокирует президентские инициативы, а потому он издал указ «о роспуске Верховного Совета». Депутаты обратились за разъяснениями в конституционный суд. Зорькин ответил, что указ президента нарушает 19 статей конституции, поэтому депутаты проголосовали за решение об отстранении президента от должности и призвали народ к сопротивлению. Обстановка в Москве быстро вышла из-под контроля, по улицам шли многочисленные демонстрации: одни в поддержку, другие – против, начались потасовки и беспорядки, оживились криминальные элементы, в столицу стали пребывать вооруженные боевики из-за рубежа, погибли несколько человек, руководили беспорядками коммунисты. По приказам коммунистов толпа демонстрантов захватила и разгромила 1ый этаж Московской Мэрии. Из их среды поступило предложение захватить телецентр Останкино, но его своевременно взял под охрану ОМОН. Конфликт перерос в вооруженную стадию, поэтому 2 октября Ельцин ввел в Москве Чрезвычайное Положение, на улицы были выведены войска, в том числе бронетехника. Депутаты продолжали свои заседания, забаррикадировались в Белом Доме на Краснопресненской набережной и приготовились защищаться. Обстановка лишь накалялась, поэтому 4 октября по Белому Дому был сделан залп из танковых орудий, в здании был сильный пожар, погибли несколько человек из обслуживающего персонала. Только после этого депутаты приняли решение подчиниться указу президента и разойтись, то есть конфликт закончился победой Ельцина. К концу октября был составлен проект новой Конституции.В ноябре его вынесли на всенародное обсуждение. 12 декабря 1993 года состоялся референдум о принятии новой Конституции и большинством голосов проект получил одобрение. Самое крупное - про срок президента. По новой Конституции упразднялась советская власть, ликвидировались советы всех уровней от Верховного до сельских советов. Отныне законодательной властью обладало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совет Федераций и Государственная Дума, исполнительной властью обладала Правительство, а Президент стоит над обеими ветвями власти и является верховным арбитром. В случае конфликта между депутатами Думы и правительством президент решает, кто прав. Он может распустить Думу и отправить в отставку правительство. Поэтому РФ – это республика президентско-парламентского типа.
Рыночные реформы. В 1992 году начались реформы в экономике. Их целью считалось – создание в России социально-ориентированной экономической системы смешанного типа, где недостатки рынка восполнялись бы государственным регулированием. Сроки реформ поначалу не оговаривались, хотя подразумевалось, что за 5 лет будут созданы основы рынка, а за 15 лет – экономика России выйдет на уровень развитых государств. С момента начала реформ прошло 24 года, названная цель не позволяет считать реформу успешной. Можно назвать 3 группы причин, вызвавших неудачу: 1) Ошибочная оценка реформаторами возможностей советской плановой системы. 2) Ошибочный выбор методов и последовательности проведения реформ. 3) Подлинные интересы реформаторов отличались от тех целей, ради которых реформы были начаты. Первая группа причин (подробнее): В советские времена считалось, что действуют рыночные механизмы, на самом деле - это далеко не так. Советские предприятия никогда не были самостоятельными, они никогда не закупали сырье, не обновляли технику, не занимались наймом персонала, они не продавали свою продукцию. Всем этим занималось правительство, все эти вопросы решались 5-летним планом. В СССР не было банковского сектора, на всю страну был один единственный ТОС Банк, но он никогда не давал кредиты на развитие производства, он лишь учитывал: кто кому и сколько поставил, то есть никаких условий рынка не было.
Вторая группа причин (подробнее): прямое следствие первой. Рыночные реформы начались в 1992 году и включали 2 меры: · Либерализация или освобождение цен. Были отменены все государственные цены. Цены стали назначать продавцы, вследствие этого началась гиперинфляция: цены выросли за 1992 год в 60-80 раз, обесценились сбережения граждан. Мера эта была непроработанной и непродуманной. · Приватизация, то есть всем государственным предприятиям было рекомендовано сменить форму собственности. Приватизация была скоропалительной, непродуманной, потому многие предприятия достались случайным лицам, которые стали продавать имущество предприятий. Закончилось это гигантским спадом производства, массовыми увольнениями и безработицей. Третья группа причин (подробнее): В 1992 году возглавляли страну так называемые демократы, фактически это были коммунисты среднего и местного звена, а не высшего. В КПСС они не смогли сделать хорошую карьеру и приобрести крупную собственность. После распада СССР они пробрались в высшую власть, а потому, они рассматривали власть как возможность приобрести крупную собственность. Приватизацию они произвели для себя, а не для общества. Самые доходные предприятия и даже целые отрасли приватизировали члены правительства, возникла олигархия – власть крупных собственников. Подводя итоги, следует отметить, что за последние годы произошли определенные позитивные перемены: заработали рыночные механизмы (например, конкуренция), ликвидировали дефицит товаров и услуг, но отмеченные выше недостатки не позволяют расценивать реформы как успешные и к началу 25 года реформ Россия находится в начале своего рыночного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|