Задания, способствующие формированию навыков словообразования
Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов. «Скажи ласково». Какое слово получится, если к слову дочь добавить -енька? Чулки — чулочки, носки — носочки, копейка — копеечка, красный — красненький, белый — беленький. Образование сложных слов (существительных и прилагательных). Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход, снег убирает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет. Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-. «Я назову первую часть, а вы — слово». При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце —. .. (добросердечный). «Выбери нужное слово». Папа зашел — вышел из комнаты. Подскажи первую часть слова. Птицы.. .летели к кормушке. Каких два слова спрятались в одном? Каких два слова спрятались в слове добродушный?(Добрая душа) Чтение слов. Автоматизация звука в словосочетаниях Соединение слов по смыслу — сложное языковое явление. Словосочетания являются базой для составления предложений. Работа над словосочетанием может проводиться как самостоятельное занятие непродолжительное время, в основном эта работа включается в другие занятия. Вопросы: Можно ли так сказать? Почему нельзя так сказать? Какое слово лучше подходит? — будут способствовать усвоению детьми сочетаемости слов. Словосочетания могут состоять из прилагательного и существительного (зеленый автомобиль, кудрявый барашек, бабушкина шаль), причастия и существительного (скачущий всадник), числительного и существительного (пять овец), глагола и наречия (прыгнул высоко, бегает быстро), местоимения и существительного (мой карандаш, мои карандаши), глагола и местоимения (увидел его, увидел ее, увидел их). Используются также задания на подбор предметов к действиям (пишет...ручкой, карандашом, фломастером), действий к предметам (красками, карандашами, фломастерами... рисует). Целенаправленная отработка с детьми определенных грамматических форм приведет к последующему использованию их в самостоятельной речи.
Задания, способствующие усвоению сочетаемости слов Согласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным. Прилагательное Ответы на вопросы какой? какая? какое? какие? Подбери слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? Нахождение и называние предмета по определенному признаку: — по цвету (красный помидор); — форме (круглый стол); — размеру (огромный арбуз); — принадлежности (бабушкин, дедушкин, медвежий, лисий, волчий); — материалу (стеклянный, деревянный, глиняный). «Угадай-ка». Угадай, что это — спелый, сочный, красный, мягкий. Ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это. Вспомни и назови, какие бывают огурцы. Изменение прилагательных по родам и числам. (Спелое яблоко. Спелые яблоки. Много спелых яблок.) Правильно ли я сказала? Исправь мою ошибку. (Спелый яблоко.)Какие бывают яблоки? (Сладкие.)Сладкий лимон. (Лимон кислый.)Какие бывают лимоны? (Кислые.) Дополни третье слово со звуком [с]. Помидор... (красный, спелый,...). Согласование существительных с числительным. Сосчитай предметы. Сколько их? Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке? Для составления словосочетаний используются следующие задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь свое», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку». Местоимение Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?
Лексико-грамматические упражнения сочетаются с заданиями на развитие памяти и мышления. В работу над словосочетанием можно включать игры, уже использовавшиеся в работе над словом: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и повтори», «Послушай и повтори», «Сделай, как было» и др. Ребенок использует в своей речи не только существительные, но и прилагательные. Например, красный помидор находится между красной морковкой и красным перцем, не стало красного помидора и т. п. Кроме того, на этапе работы над словосочетанием в занятия включаются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ и синтез 2—3 слов с использованием цветовых символов должен являться неотъемлемой частью каждого занятия, так как это основа будущего успешного обучения в школе. Чтение слов будет способствовать выработке автоматизма произнесения того или иного звука. Конспекты занятий Конспект занятия 1 Автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях на основе лексической темы «Посуда» Оргмомент Релаксационные упражнения. Психогимнастика. «Чудесные превращения». — Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан. Развитие слухоречевого внимания. — Хлопни в ладоши, если услышишь слова — названия посуды. Развитие мелкой моторики Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.
Воду в чайник наливаем И заварку засыпаем. Сахар ложечкой берем И вареньице кладем. Будем пить чаек горячий У себя в саду на даче. Е. Еголаева Массаж или самомассаж Мимические упражнения — Выразите огорчение: разбили чашку. Артикуляционные упражнения Упражнения для мышц шеи «Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|