Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Жуем твердую морковь». — Что лежит на подносе? (Морковь.) «Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями. — Покажите, как грызет морковку зайка. Упражнения для щек и губ «Пузатый самовар». — Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар. Надувание обеих щек одновременно. — Покажи, как ворчит «чайник-ворчун». Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых. Упражнения для языка «Поднос». — Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос. «Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости. «Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка. «Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну. «Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе». Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса «Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай. «Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом. «Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз. — Какой сок ты будешь пить? В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий.) Развитие силы и высоты звучания голоса. Произнесение предложения «Какой сладкий сок!» от лица дедушки, сестренки и маленького братика.
Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда». Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка Вносится игрушка Незнайка. — Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать. Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда.) Определение позиции звука [с]. — Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова? Звуковой анализ слова миска. — Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове. Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков. Синтез слова стакан. — «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок.)«Разбросайте» звуки слова сок. Составь слово сок из букв. Согласование существительных с прилагательными — Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая). Какой нож?... (Острый, металлический.)Сервиз... (столовый). Чашки... (фаянсовые). Стакан... (хрустальный). Сковорода... (металлическая). Горшок... (керамический). Сухарница... (соломенная). Падежное управление «Подскажи слово в чистоговорке». Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан).
Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане). Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку). Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей). Словообразование
Посуда Я учу свою сестренку: Масло я кладу в масленку, В чайник чай я наливаю. И про соль, конечно, знаю: Я насыплю соль в солонку — Не просыпать бы тихонько. Мама кофе очень любит, Для него кофейник служит. А для супа — супница, Знаю все, я — умница. А детки догадаются, Как это называется? Н. Нищева
«Подбери слову пару». Выкладываются картинки с изображением продуктов (салат, суп, сухари, сок, соус, соль, масло, сахар). — Незнайка спрашивает, куда можно положить или налить эти продукты? Сахар — в... (сахарницу). Соус — в... (соусник). Салат — в... (салатницу), суп в... (супницу), сухари — в... (сухарницу), мясо в... (кастрюлю), сок в... (стакан). — Куда положить салфетки? Салфетки — в... (салфетницу). Развитие пространственного восприятия и памяти Выполнение заданий. — Поставь стакан рядом с термосом, тарелку — между ложкой и вилкой. Где стоит термос? Выполнение аналогичных заданий с использованием наречий и предлогов перед, справа, слева, за. Игры «Что где стояло?», «Что изменилось?». Итог занятия — Какой звук вы повторяли? Вы очень старались, мне и Незнайке понравилось, как вы красиво произносили звук [с]. Конспект занятия 2 Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях «Путешествие в Оранжевую страну» Оргмомент Сообщение темы занятия. — Сегодня мы с вами отправимся в сказочную Оранжевую страну. Покажите, достаточно ли у вас сил, чтобы добраться туда. Релаксационные упражнения. «Сильные и слабые». «Тренировка» в поднимании штанги. — Садитесь к зеркалу. Сделаем разминку для пальчиков. Развитие моторики пальцев рук — По дороге мы пойдем, в Оранжевую страну придем. (Прикасаются пальчиками к столу, имитируя ходьбу.) Труден будет путь у нас, я на корабль приглашаю вас. (Сложите из ладошек кораблик.) По волнам, по волнам плывем к далеким островам. (Дети рисуют пальцами обеих рук волны, произнося слоги ра-ро-ру-ры.) Массаж или самомассаж Легкий ветерок — бриз — ласкает ваши лица (поглаживание). Налетела туча, пошел дождь (постукивание подушечками пальцев), поднялись огромные волны (глубокое разминание, приподнимание углов рта и щек четырьмя пальцами). Опять выглянуло солнышко и ласкает ваши лица (поглаживание, расслабление).
Мимические упражнения Поднялся шторм. Покажите, как вам стало страшно. А теперь покажите, какие вы смелые, мужественные и храбрые. Артикуляционные упражнения (на усмотрение логопеда)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|