Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Показатели нервно-психического развития, контроль динамики по группам




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Центра развития ребёнка» детский сад № 11 «Матроскин»

городского округа Спасск-Дальний

    УТВЕРЖДЕНО Заведующим  МБДОУ ЦРР детский сад №11 «Матроскин» Савело Л. В.  

 

 

Аналитическая

справка

по результатам

диагностики нервно-психического

развития детей раннего возраста

 по методике авторов

Печора К. Л.; Фрухт Э. Л.

 

Ведущий составитель: воспитатель Пак Д. С

 

 

2021 г.

г. Спасск-Дальний

Содержание

№ п/п Наименование Страница
Введение
Показатели нервно-психического развития, контроль динамики по группам
Содержание показателей нервно-психического развития
3. 1 Возраст 1 год 3 месяца
  Понимание речи  
  Активная речь  
  Сенсорное развитие  
  Игры и действие  
  Игры с предметами  
  Навыки  
3. 2 1 год 6 месяцев Понимание речи
  Активная речь  
  Сенсорное развитие  
  Игры с предметами  
  Движения  
  Навыки  
3. 3 2-3 годы жизни
  Понимание речи  
  Сенсорное развитие  
  Игра  
  Навыки  
Определяющие показатели
Выводы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность любого образовательного учреждения можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, с точки зрения качества предоставления образовательных услуг, во-вторых, в контексте успешности, статусе удовлетворения родительской общественности предоставлением услуг.

Анализ качества предоставления образовательных услуг в рамках мониторинга адаптационного периода воспитанников раннего возраста на базе методики Печора К. Л.; Фрухт Э. Л. важен для полного понимания успешности профессиональной деятельности воспитателя, выявление причин мешающих быстрой адаптации воспитанников в группе сверстников воспитанию.

Критерии к педагогическому работнику представляется Федеральный Государственный Стандарт, Профессиональным стандартом воспитателя определяет умение формировать и осуществлять контроль и оценивание достижений текущих и итоговых, освоение образовательной программы дошкольного образования, разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии основанных на знаниях развития личности и поведения воспитанника, знать закономерности возрастного развития, стадии, кризисы, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей и основы психодиагностики.

Выстраивание индивидуализация образовательного процесса невозможно без применения психодиагностических методик.

 

 

2. Показатели нервно-психического развития, контроль динамики по группам

Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Это обуславливает дифференциацию на возрастные периоды и выделение в каждом возрастном периоде линии развития, формирующихся здесь впервые, более быстро и существенно влияющих на последующее развитие ребенка.

На 1-ом году жизни контроль осуществляется ежемесячно; на 2-м году – 1 раз в квартал; на 3-м году – 1 раз в полугодие; после 3-х лет 1 раз в год в дни, близкие к дню рождения ребенка.

Каждого ребенка тестируют по показателям его возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, используют показатели предыдущего или более старшего возрастного периода.

Уровень развития детей, воспитывающихся в семье и в дошкольном учреждении диагностируется одними и теми же методами (на 1-ом году жизни они могут быть дополнены методом опроса и наблюдения). При тестировании развития детей в поликлинике исключаются следующие показатели: социальные связи с другими детьми на 1-ом году жизни и развитие конструктивной и изобразительной деятельности на 3-м году жизни.

В периоде новорожденности определяют степень зрелости и формирование первых зрительных и слуховых реакций. На 1-ом году жизни в возрасте с конца периода новорожденности и до 5 – 6 месяцев проверяют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций и общения детей друг с другом, движений руки, общих движений (головы, ног, тела), подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления. В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируют развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, навыков в режимных процессах (кормление, туалет), общения детей друг с другом, сенсорное развитие (в 9 и 12 мес. ).

Наиболее значимым в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, положительные эмоции и движения руки (с 4 мес. ). Значение движения руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес. ). В этом же возрасте важную роль для развития функций играет понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг с другом, навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь, т. е. два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимосвязанными.

В дошкольном учреждении для диагностики в каждой группе детей 1-го года жизни должен быть набор материала, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности и методика тестирования по каждому показателю (тесты). Одновременно можно проверить развитие ребенка не более, чем по 2-3 показателям. В один отрезок бодрствования можно определить уровень развития 3-4 детей.

На 2-ом году жизни диагностируется дальнейшее развитие понимания и активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, движений, навыков.

Развитие активной речи – наиболее информативный показатель на 2 – 3 году жизни. Отставание в развитии активной речи обычно сигнализирует о каких-либо неблагоприятных условиях воспитания и требует особого внимания со стороны воспитателей.

Наиболее значимыми на 2-м году жизни являются показатели развития движений, действий с предметами, понимания речи.

В 1-ом полугодии 3-го года жизни проверяют развитие активной речи, дальнейшее развитие игры, движений, навыков, конструктивной деятельности, сенсорное развитие; во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры, изобразительной и конструктивной деятельности, движений, навыков, сенсорное развитие. Все эти показатели на 3-м году жизни приобретают одинаковую значимость.

За нормальное развитие на 1-ом году жизни принято формирование умений в пределах 15 дней от возраста, принятого за норму. На 2-м году жизни – в пределах квартала, на 3-м году жизни – одного полугодия. Формирование умений раньше установленной нормы на 1 эпикризный срок свидетельствует об укоренном или раннем развитии, опережение на 2 и более эпикризных сроков – об ускоренном (высоком) развитии. Овладение умений с задержкой на 1 эпикризный срок указывает на замедленный темп развития. Выяснив причину отставания, в данном случае достаточно применить дополнительные воспитательные и обучающие воздействия.

Развитие с отставанием на 2 эпикризных срока требует консультации педиатра, врачей-специалистов и осуществления дополнительных воспитательных воздействий. Отставание на 3 и более эпикризных срока свидетельствует о наличии пограничного состояния или патологии. Причиной глубокого отставания в нервно-психическом развитии может быть длительное заболевание ребенка, неблагоприятные условия жизни, педагогическая запущенность или скрытая патология центральной нервной системы. Дети, отстающие в развитии на 3 и более эпикризных сроков, нуждаются в консультации и лечении врачей – специалистов.

К. Л. Печорой разработан метод количественной оценки нервно-психологического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания детей.

С этой целью выделено 5 групп развития. В условиях яслей и яслей-садов преобладают дети с 1, 2 и 3-ей группой развития, дети с 4-ой группы составляют незначительной число, 5-я группа развития наблюдается у детей, воспитывающихся в семье и домах ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...