Схема оценки нервно-психического развития детей раннего возраста
(1 год 6 месяцев)
I. Речь
1. Восприятие речи
· Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 3 балла.
· Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 2 балла.
· Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи — 1 балл.
2. Активная речь
Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер — 3 балла.
Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2 балла.
Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.
Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов — 2 балла.
Плохо ориентируется в контрастных формах предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 3 балла.
Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.
С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки — 3 балл.
Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия — 2 балла.
Манипулирует предметами — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду — 3 балла.
Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2 балла.
Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.
№
Фамилия и имя ребенка
Речь
Сенсорное развитие
Моторные навыки
Игра и действие с предметами
Навыки самообслуживания
Итого
Восприятие речи
Активная речь
Общее количество баллов
Примечание: Схема оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10 – 15 баллов — Зона адаптации;
6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;
1 – 5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (3 года)
I. Речь
Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.
Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.
Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.
С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.
Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.
III. Моторные навыки
Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.
Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.
Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.
Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.
Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.
С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.
Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.
С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.
Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.