Сказки «Приключения Зайчишки-трусишки»
Материал: игрушки (Мишка-шалунишка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-попрыгушка, Мышка-норушка); предметные картинки (кукушка, шмель, вишни, ромашки, ландыши, кувшинки, кашка, волнушки, сыроежки, кубышки); изображения деревьев, избушки, символы звуков и слов, разрезная азбука. Ход занятия Оргмомент Психофизическая гимнастика. Показываются игрушки. — Это Мишка-шалунишка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-квакушка-попрыгушка, Мышка-норушка. Изобразите мимикой и жестами движения персонажей. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам — Какой одинаковый звук вы услышали в именах наших гостей? (Звук [ш].) Сегодня будем вместе с ними повторять звук [ш]. Какой это звук? Дети дают характеристику звука [ш]. Произношение звука [ш] в слогах. Анализ и синтез слова шум — Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши! (Зайчишка насторожился.)Шта-што-шту-шты! (Трусишка испугался.) » Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Зайчишка-трусишка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)«Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем? Произношение звука [ш] в словах — Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге. Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли... (ромашки, ландыши, кашка), на речке... (кувшинки, кубышки). Угадайте по звукам [ш], [м'], [э], [л'], кто сидел на ромашке? (Шмель.)На берегу речушки Зайчишка-трусишка увидел... (камешки), на сосне —... (шишки), на орешнике —... (орешки). Под кустом росли... (волнушки, сыроежки). Какую птицу увидел Зайчишка-трусишка на дереве? (Кукушку.)
Определение позиции звука [ш] в словах. Подбор рифм — Зайчишка-трусишка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина... (машина), кошка... (мошка), лягушка... (подушка), мушка... (пушка), мышка... (мишка). Где слышится звук [ш] в этих словах? (В середине слов.)А вот и Мишка-шалунишка. Он будет читать вам «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же исправляйте ошибки. С другом мы играли в чашки... (в шашки). Пили чай из белой шашки... (чашки). Вылезла из норки шишка... (мышка). На нее упала мышка... (шишка). Под кустом сидели шишки... (мышки). На сосне висели мышки... (шишки). В воздухе летала кошка... (мошка). Молоко лакала мошка... (кошка). На столе стояла кошка... (плошка). На полу сидела плошка... (кошка). Произношение звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения — Мишка-шалунишка напридумывал «путаниц» не только в стихах, но и в предложениях. «Рельсы лежат на лапше». На чем лежат рельсы? (Рельсы лежат на шпалах.)Чем похожи слова шпала, лапша?А теперь исправим и остальные его предложения-путаницы. «Наташа носит шлюпку». (Наташа носит шляпку.)«Дедушка играет на машине». (Дедушка играет на гармошке.) «Мышка ловит кошку». (Кошка ловит мышку.)Придумайте сами предложения-путаницы. Покажите Мишке-шалунишке, чем мы обозначим предложение, слова. Анализ предложения. Практическое усвоение приставочных глаголов — Послушайте рассказ Мишки-шалунишки о том, как он к нам шел. Логопед говорит от имени Мишки-шалунишки, а дети помогают вести рассказ. — Я по лесу шел и волнушку... (нашел). Дальше я в лес... (пошел), в чащу леса... (зашел)и к избушке... (подошел), потом в избушку... (зашел), ничего там не... (нашел), дальше... (пошел). К дереву я... (подошел), там я сладкий мед... (нашел). По дорожке... (пошел)и к вам на занятие... (пришел). Физминутка — А теперь слушайте стихотворение и выполняйте действия.
Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли. Дети дальше побежали и лягушку повстречали. Лягушка-попрыгушка — глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, комары да мушки!
Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек, а затем приглашают Лягушку-попрыгушку на занятие. Произношение звука [ш] в стихотворениях — Лягушка-попрыгушка решила рассказать нам о том, что недавно произошло с Мишкой-шалунишкой.
Белка с ветки в свой домишко. Перетаскивала шишку. Белка шишку уронила, Прямо в Мишку угодила. Застонал, заохал Мишка: На носу вскочила шишка!
Дети повторяют стихотворение совместно с логопедом. Чтение и преобразование слов. Звукобуквенный анализ слова мишка — Какие похожие слова вы услышали? (Мишка, шишка.)Обозначьте слово мишка кружочками. Сколько в нем слогов, звуков? Составьте это слово из букв разрезной азбуки. А теперь составьте новые слова, заменяя буквы в слове мишка. (Мышка, мушка, мошка, кошка.) Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил» — А вот и Мышка-норушка. С кем она? (С мышонком Мышей.) Она хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком [ш]. Чтение сказки. Развитие фонематических представлений — Кто запомнил слова со звуком [ш]? Назовите их. Ответы детей. Составление слов из букв разрезной азбуки по желанию детей Итог занятия Звук [р] Подготовительный этап Занятие 1 Развитие пространственного восприятия — Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя? Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха «Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот. «Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота». Мимико-артикуляционные упражнения Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|