Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие фонематического восприятия




Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки [л], [р], [ш], [р], [л'], [р']. Слоги ра, ла, ша, ра, лу, ру, ли, ры.

— Найди и отложи картинки, в названиях которых есть звук [р]. Картинки даны по теме «Фрукты».

— Определи позицию звука [р] в словах груша, хурма, гранат. Покажи на звуковой линейке, где живет звук [р] в слове хурма.

Занятие 4

Развитие пространственного восприятия

— Куда пойдешь, что найдешь? Направо пойду — подосиновик найду, налево пойду — масленок найду.

Упражнение на дыхание

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

Мимические упражнения

«Собираемся в отпуск». Изобразить грусть. Жаль расставаться с любимыми игрушками.

Упражнения для губ

«Поцелуй». Прощаемся с мамой. Вытягивание вперед сомкнутых губ.

«Шли-шли, к яме подошли». Втянуть губы «воронкой».

Упражнения для языка

«Поедем опять за грибами на лошадке». Лошадка цокает копытцами по мостовой. Цоканье с переменным темпом, язык вначале присасывается, а затем падает вниз.

— Широко открой рот, придержи рукой нижнюю челюсть, пощелкай языком. Останови лошадку.

Вибрация губ и языка.

«Белочка зовет бельчат».

— Увидели белочку. Послушай, как она зовет бельчат.

Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз и назад.

«Грибок».

— Поможем белочке собрать грибов на зиму. Соберем грибки и повесим на сучок.

Присасывание языка к небу.

— Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик (выкладываются картинки с изображением грибов).

«Сдуем листок с грибка». Сделать «грибок» и произнести звук [ц].

«Чашечка».

— Приготовь чашечку, я налью тебе чаю.

Округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки».

«Дятел».

— Нас снова встречает дятел.

Открыть рот, поднять язык за верхние зубы и постучать по альвеолам, произнося звук [т].

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

— Обратно поедем на электричке. Слышу стук колес.

Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д.

Произнесение слогов та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [р] в словах рысь, трава, бугор. Перемещение кружочка — символа звука [р] в нужное окошко «звукового домика».

Занятие 5

Психогимнастика

— Изобрази неуклюжего моржа на суше и грациозного — в воде, изобрази кита в ледовом плену.

Упражнения на дыхание

Выработка сильной воздушной струи.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка.

Мимические упражнения

— Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли.

Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр.

Упражнения для губ

«Морж». В Арктике увидели моржа. Опустить уголки губ вниз.

Чередование улыбки и «трубочки». Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке.

«Кашалот открыл рот и ловит планктон». Чередование широкой и узкой «трубочки».

«Полынья». Приоткрыть рот. Втянуть губы внутрь рта (губы напряжены). Вернуться в исходное положение и произнести несколько раз звук [п]. Губы расслаблены.

Упражнения для языка

«Киты подают сигналы». Цоканье с переменным темпом и со сменой положения губ. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев.

«Киты качаются на волнах». Широко открыть рот, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен.

Касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности резцов.

«Кит-нарвал пробивает лед своим длинным рогом». Прижать язык к верхним деснам, произносить звуки тттт, дддд, тд, тд, тд, тд.

«Киты плещутся». Они то поднимают, то опускают хвосты. Чередование «чашечки» и распластанного языка.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

«Пароход на волнах». Произнесение слогов пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо, пты-пту-пто, пты-пто-пту-пта в сочетании с волнообразным движением пальцев рук.

Развитие фонематического восприятия

— Есть ли звук [р] в словах морж, рак, кальмар?

Отстукивание ритмического рисунка слов кальмары, морж, нарвал.

Игра «Поймай звук». Различение слов, близких по звучанию: ровлов, жаркожалко, рожкиложки, рамалама.

Занятие 6

Релаксация

«Строители». Поднимаем ведро с краской (напряжение). Опускаем ведро (расслабление). Держим тяжелый молоток (напряжение). Положили молоток (расслабление).

Упражнения на дыхание

Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков.

Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

Упражнения для губ и щек

«Сердитый индюк». Надуть обе щеки. Попеременное надувание обеих щек.

Упражнения для языка

«Болтушка». «Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов.

«Смастерим качели».

— Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т.

Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.

«Качели».

— Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны. «Вверх — вниз, вверх — вниз, крепче, Оленька, держись!»

«Поставим чашечку на полку».

— Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку».

Чередование «чашечки» и распластанного языка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...