Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки [л], [р], [ш], [р], [л'], [р']. Слоги ра, ла, ша, ра, лу, ру, ли, ры. — Найди и отложи картинки, в названиях которых есть звук [р]. Картинки даны по теме «Фрукты». — Определи позицию звука [р] в словах груша, хурма, гранат. Покажи на звуковой линейке, где живет звук [р] в слове хурма. Занятие 4 Развитие пространственного восприятия — Куда пойдешь, что найдешь? Направо пойду — подосиновик найду, налево пойду — масленок найду. Упражнение на дыхание «Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше? «Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык. Мимические упражнения «Собираемся в отпуск». Изобразить грусть. Жаль расставаться с любимыми игрушками. Упражнения для губ «Поцелуй». Прощаемся с мамой. Вытягивание вперед сомкнутых губ. «Шли-шли, к яме подошли». Втянуть губы «воронкой». Упражнения для языка «Поедем опять за грибами на лошадке». Лошадка цокает копытцами по мостовой. Цоканье с переменным темпом, язык вначале присасывается, а затем падает вниз. — Широко открой рот, придержи рукой нижнюю челюсть, пощелкай языком. Останови лошадку. Вибрация губ и языка. «Белочка зовет бельчат». — Увидели белочку. Послушай, как она зовет бельчат. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз и назад. «Грибок». — Поможем белочке собрать грибов на зиму. Соберем грибки и повесим на сучок. Присасывание языка к небу. — Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик (выкладываются картинки с изображением грибов).
«Сдуем листок с грибка». Сделать «грибок» и произнести звук [ц]. «Чашечка». — Приготовь чашечку, я налью тебе чаю. Округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки». «Дятел». — Нас снова встречает дятел. Открыть рот, поднять язык за верхние зубы и постучать по альвеолам, произнося звук [т]. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата — Обратно поедем на электричке. Слышу стук колес. Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д. Произнесение слогов та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий. Развитие фонематического восприятия Определение позиции звука [р] в словах рысь, трава, бугор. Перемещение кружочка — символа звука [р] в нужное окошко «звукового домика». Занятие 5 Психогимнастика — Изобрази неуклюжего моржа на суше и грациозного — в воде, изобрази кита в ледовом плену. Упражнения на дыхание Выработка сильной воздушной струи. «Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Мимические упражнения — Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли. Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр. Упражнения для губ «Морж». В Арктике увидели моржа. Опустить уголки губ вниз. Чередование улыбки и «трубочки». Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке. «Кашалот открыл рот и ловит планктон». Чередование широкой и узкой «трубочки». «Полынья». Приоткрыть рот. Втянуть губы внутрь рта (губы напряжены). Вернуться в исходное положение и произнести несколько раз звук [п]. Губы расслаблены.
Упражнения для языка «Киты подают сигналы». Цоканье с переменным темпом и со сменой положения губ. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев. «Киты качаются на волнах». Широко открыть рот, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен. Касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности резцов. «Кит-нарвал пробивает лед своим длинным рогом». Прижать язык к верхним деснам, произносить звуки тттт, дддд, тд, тд, тд, тд. «Киты плещутся». Они то поднимают, то опускают хвосты. Чередование «чашечки» и распластанного языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата «Пароход на волнах». Произнесение слогов пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо, пты-пту-пто, пты-пто-пту-пта в сочетании с волнообразным движением пальцев рук. Развитие фонематического восприятия — Есть ли звук [р] в словах морж, рак, кальмар? Отстукивание ритмического рисунка слов кальмары, морж, нарвал. Игра «Поймай звук». Различение слов, близких по звучанию: ров — лов, жарко — жалко, рожки — ложки, рама — лама. Занятие 6 Релаксация «Строители». Поднимаем ведро с краской (напряжение). Опускаем ведро (расслабление). Держим тяжелый молоток (напряжение). Положили молоток (расслабление). Упражнения на дыхание Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Упражнения для губ и щек «Сердитый индюк». Надуть обе щеки. Попеременное надувание обеих щек. Упражнения для языка «Болтушка». «Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов. «Смастерим качели». — Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии. «Качели». — Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны. «Вверх — вниз, вверх — вниз, крепче, Оленька, держись!»
«Поставим чашечку на полку». — Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку». Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|