На основе сюжета «Поездка в Простоквашино»
Материал: изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье. Ход занятия Оргмомент Психогимнастика. — Дети, изобразите добродушного Кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина. Введение в тему занятия (Разговор по телефону с Котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.) — Алло, это детский сад «Колокольчик?» С вами говорит Кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (Звуки [р], [р'].) Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти... Связь прервалась. Сообщение темы занятия — Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [р], [р']. Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [р], [р'] в словах — Кто нас ждет в Простоквашино? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.)Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в посудохозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [р], [р']. Что купим? (Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.)Какое сейчас время года? (Весна.)Значит, дяде Федору нужны... (куртка, брюки)и на ноги... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся... (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку.)На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.)Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки [р], [р']. (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.)Галчонку купим... (крупу). Печкину подарим... (ручки и карандаши), Шарику —... (фоторужье), дяде Федору —... (грабли, мини-трактор).
Звуки [р], [р'] в предложениях. Падежное управление Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки. — А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.)(Дети здороваются.) Кому и что вы подарите? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье.) И т. д. Физминутка Поможем дяде Федору вскопать огород. Мы лопатки взяли, Грядки раскопали, Семена рядами Дружно мы сажали.
Грабли в руки взяли, Грядки разровняли, А потом водою Теплой поливали.
(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.) — Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.) Анализ предложения — Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу.)(Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.) Звукослоговой анализ и синтез слов — Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу». (Логопед говорит от имени дяди Федора) Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.)Продолжаем мы игру — где слова со слога ру?(Рука, рукавицы, ручей, рубашка.)Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но... (рано, нора), са, ро... (роса), ро, до, га... (дорога), ре, ка... (река), ки, ра... (раки). — А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак — (кот — танк — каша — арбуз...).
Творческие задания детей — Какое слово придумал Витя, если в нем первый звук [р], последний — [а]? (Радуга.) Аналогичные задания придумывают и загадывают друг другу дети. — А теперь, дети, отгадайте ребус (на рисунке нарисована рыба и буква к). (Рыбак.) Чтение стихотворения — Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке. В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала. — Здравствуй! — Здравствуй! — Как дела? — На рыбалке я была. Я удила рыбака — Дядю Федю — чудака. — Где же твой рыбак? Попался? — Нет, ушел хитрец! Сорвался! Чтение слов — Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке слова из трех букв. Кто живет в речке? (Рак.)Под ним — слово из четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это. (Рама.)Ниже — слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу? (Без ручки.)(Выкладывается слово ручка.)Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв. (Ракета.)(Слова составляются друг под другом и прочитываются.) Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашино. Итог занятия Занятие 4 На основе сюжета «Птицы» Материал: картинки с изображением птиц (воробей, сорока, ворона, свиристель, тетерев, куропатка, рябчик, журавль, грач, гагара, стриж, снегирь, скворец); зимний и весенний пейзажи; кормушка; цветовые символы звуков; Незнайка. Ход занятия Оргмомент Психофизическая гимнастика. — Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им крошек. Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах кошки. Покажите, как он страдал, вырывался. Сообщение темы занятия — Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять. Маленький мальчишка В сером армячишке. По дворам шныряет, Крошки собирает. (Воробей)
На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его... (Скворец)
— Какой звук услышали в слове вор-р-робей?(Звук [р].) В слове скворец?(Звук [р'].) Звуки произносятся утрированно.
Характеристика звуков по акустическим признакам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|