Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4 Административно-правовые отношения




Тема 4 Административно-правовые отношения

1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений.

2. Виды административно-правовых отношений, критерии их классификации.

3. Предпосылки возникновения административно-правовых отношений. Административная правосубъектность участников. Юридические факты.

Тема 5 Управление, государственное управление,

исполнительная власть

1. Государственное, муниципальное и общественное управление.

2. Государственное управление как институт административного права может изучаться, исследоваться с различных аспектов: политического, экономического, социального, исторического, демографического, организационного, социологического, информационного, этического, эстетического, конфессионного, юридического, идеологического и других.

3. Взаимосвязь и системность факторов воздействующих на управление, прогноз, программы, концепции, планирование и вероятность в управлении. Управление как функция собственника. Управление как необходимое условие стабилизации и консолидации в обществе. Разграничение управления, руководства и регулирования. Обеспечение управления в условиях устойчивого развития общества. Границы и объем государственного управления. Стратегия и тактика, искусство управления в современный период.

 4. Функции управления: информационное обеспечение (прогноз, предвидение изменений, факторов влияющих на управление, моделирование); планирование (стратегическое, перспективное, текущее); организация (формирование системы управления, ее звеньев и структуры, упорядочение взаимоотношений в управленческих коллективах, определение прав и обязанностей должностных лиц и специалистов, согласование); распорядительство (изучение, рассмотрение, направление); руководство (установление режима и правил деятельности); координация; контроль и учет; регулирование – установление общеобязательных правил, требований, процедур функционирования объектов управления, а также субъектов управления с целью обеспечения эффективной, продуктивной, рациональной исполнительно-распорядительной деятельности, укрепление общественного порядка, безопасности, реального участия граждан в народнохозяйственной и социальной жизни страны, соблюдение прав и свобод граждан. Сильное демократическое государство – правовое государство, принимающее необходимые законы и создающее надлежащие формы и способы защиты этих законов.

5. Принципы государственного управления (фундаментальные идеи, основные определяющие начала как выражение наиболее обобщенных устоев оптимального построения и функционирования системы госуправления; принципы облекаются в правовую форму).

6. Исполнительная власть и государственное управление (регулирование). Управление в социальных и экономических системах (административно-правовой аспект). Основы административно-правовой организации управления административно-политической сферой.  

Тема 6 История и наука административного права

1. Основные вехи становления, развития административного права в России.

2. Предмет, метод и система науки административного права.

3. Наиболее крупные представители науки административного права в прошлом и настоящем.

4. Актуальные проблемы отечественной науки административного права, стран ближнего зарубежья.

5. Наука административного права за рубежом (в странах континентальной, англосаксонской и латинской правовых систем, мусульманское административное право. Административное право Венгрии, Египта, КНР, Польши, Японии).

6. Студенческая научная работа по административно-правовой тематике. Курс аспирантской подготовки.

Тема 7 Понятие и система субъектов административного права

1. Все те, кто в соответствии с предписаниями административно-правовых норм наделен конкретным объемом прав и обязанностей в сфере государственного управления и регулирования, исполнительно-распорядительной, упорядочивающей, координирующей, организующей деятельности, реализации и обеспечение в этой сфере права и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечение законности и государственной дисциплины являются субъектами административного права. Субъект административного права обладает несколькими чертами (признаками): социальным статусом; юридическим статусом; административно-правовым статусом.

2. Виды субъектов административного права.     

3. Соотношение понятий и их юридическое и доктринальное толкование: орган государства, орган государственной власти, орган исполнительной власти, орган государственного управления, организация, предприятие и учреждение, общественное объединение, религиозная организация и др.

Тема 8 Гражданин как субъект административного права

    1. Несовершеннолетний как субъект административного права. История административного законодательства свидетельствует о перманентном характере необходимой защиты несовершеннолетних и практики закрепления минимального возраста, по достижении которого человек обретает полную правоспособность. Дети после 16 лет быстро созревают для осознания жизненной информации, во многих странах это привело к тому, что возраст совершеннолетия изменен в сторону уменьшения.

2. Общий (status Negetivis) право на жизнь, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность; право лица на разрешение судом вопроса о его задержании (habeus corpus), равенство перед законом и судом; равенство независимо от расы и национальности; равенство женщины и мужчины; право на защиту своей чести и доброго имени; право на физическую и психологическую свободу; тайна коммуникаций (вынуждение разглашение: борьба с преступностью, при защите здоровья граждан, ЧП и военное положение); особое отношение к персональным данным; право на передвижение, выбор места жительства и места пребывания, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения; культурную самоидентификацию, свободу совести. Административный статус может зависеть от желания гражданина (получение визы, поступление в ВУЗ), а может и не зависеть от его желания (досмотр перед таможней и т. д. ).

Социально-экономические права: частная собственность, свобода предпринимательства, свобода литературного, художественного и научного творчества, право на образование, свобода слова и мнений, цензура недопустима, отсутствие цензуры не есть вседозволенность, ограничения связанные с государственной и другими видами тайн (играют роль воспитание, здравый смысл, добропорядочность).

3. Status Positivus – обращение в судебные и иные государственные и общественные органы по защите прав человека и гражданина.

4. Status activus – политические права: принадлежность гражданина как субъекта политического сообщества; участие в госуправлении; право на госслужбу; внесение предложений; участие в политических партиях; на участие, помощь, содействие со стороны государственных организаций; право на защиту, подачу жалобы, заявления (ходатайство); право на профессиональную юридическую помощь; индивидуальные и коллективные обращения, анонимные обращения не подлежат рассмотрению (кроме случаев о терактах и других преступлениях); особенности жалоб, направляемых в вышестоящие органы и инстанции, когда жалоба направляется в орган, действие которого обжалуются; обращения военнослужащего подлежат рассмотрению по подчинению, жалобы могут направляться и в военный суд;

5. Обязанности граждан в сфере государственного управления (соблюдение законов и подзаконных актов, распространяется и на иностранцев и на лиц без гражданства); соблюдение государственной и служебной дисциплины; охрана природы; получение разрешений, лицензий; соблюдение специальных запретов; воинская обязанность (от 18 до 27 лет, не призываются прошедшие в/с, имеющие кандидатскую или докторскую степень, окончившие вузы, где имеются определенные военные кафедры, отсрочка при наличие 2 детей или 1 ребенка, если мужчина сам воспитывает, альтернативная гражданская служба).

6. Некоторые особенности обращений как элементы административно-правового статуса. Срок рассмотрения не более 1 месяца со дня поступления, не требующие проверки – безотлагательно, но не более 15 суток. Решения, принятые по обращениям могут быть обжалованы в вышестоящий госорган или суд. Жалоба может быть направлена жалобщиком и в орган принявшим решение.

7. Административные ограничения прав и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства (не могут избирать и быть избранными, принимать участие в общем референдуме, занимать государственные должности, посты, не несут воинской обязанности и некоторые другие). Они могут быть выдворены в строгом соответствии с административным законодательством за пределы РФ, может быть отклонено ходатайство о въезде на территорию Российской Федерации (защита государственных интересов России, если ранее ими были нарушены правила и сроки пребывания, нарушались нормы безопасности, не представлены необходимые документы). Они не могут выезжать за пределы места пребывания или жительства (возбуждено уголовное дело, осужден, не выполнены имущественные обязательства перед РФ).

8. Административно-правовые гарантии (экономические, политические, социальные, юридические). Гарантии - предусмотренные законом и подзаконными актами средства, способы, механизм обеспечения, осуществления прав и выполнения обязанностей.

9. Способы обеспечения прав и свобод: явочный порядок (сообщение); заявительный, разрешительный (лицензии), режим судебного обеспечения.

10. Субъекты защиты прав и свобод: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, Уполномоченный по правам человека, институты гражданского общества, прокуратура, суд, специальные службы органов государственного управления, профессиональная юридическая служба.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...