Произношение звуков в слогах. Развитие просодии
— Как можно назвать птенцов вороны? (Воронята.)Один вороненок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру». (Произносится тоненьким голосом.) Ворона пригрозила ему: «Кра-кру-кро-кры! » (Произносится низким сердитым голосом.) Произношение звуков [р], [р'] в словах. Падежное управление (Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц.) Мы кормушку смастерили. Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам в кормушку прилетели... (Появляется Незнайка.) — Незнайка хочет узнать, кто прилетел к кормушке. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук [р]. (Выставляются картинки — ворона, сорока, воробей, коростель.) На кормушке появились птицы со звуком [р']. (Свиристели, снегири.)К нам не могут прилететь... (куропатки, тетерева, рябчики). Кого мы увидели на кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, коростелей, свиристелей, снегирей.)Какие это птицы? (Зимующие.)Наступила весна. С юга вернулись... (грачи, жаворонки, журавли, гагары). Мы радуемся встрече с... (грачами, скворцами, жаворонками). Какие это птицы? (Перелетные.) Согласование существительных с прилагательными — Незнайка говорит, что воробей черный. Вы согласны с ним? (Воробей серый, пестрый.)Какой он? (Быстрый, юркий, шустрый.)О ком это говорится? Серая, хитрая... (ворона). Черный... (грач, скворец). Развитие памяти и внимания Игры «Кто улетел?», «Кого нет на кормушке?». Звукослоговой анализ и синтез Задания детям от имени Незнайки: — узнавание птиц по первому и последнему звуку в названии; — узнавание птицы, в названии которой всего четыре звука, второй звук [р] (грач); — звуковой анализ слова стрижи; — узнавание птиц, в названии которых три слога;
— узнавание птиц по перепутанным слогам: бей-во-ро (воробей), ли-жу-рав (журавли), на-ро-во (ворона). Физминутка Игра «Вороны». Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны. Из-за корочки подрались, Во все горло разорались: Кар-кар-кар! Вдруг собаки выбегают, Ворон крикливых разгоняют.
Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений. Звуки [р], [р'] в предложениях (Восстановление деформированных предложений.) — Послушайте, какие предложения о птицах составил Незнайка, и помогите исправить допущенные им ошибки. Юркий воробей «собирать» крошки. (Юркий воробей собирает крошки.)«Хитрый» ворона «размочить корка черствый хлеб». Черный скворец «поселиться» в скворечник. Тетерева «жить» в лес. Словесный анализ одного-двух предложений. Развитие мелодико-интонационной стороны речи — Тетерев тетерева в лесу встретил. Послушайте, о чем они говорят. — Тетерев, тетерев, Как твои тетеревята? — Мои тетеревята — Хорошие ребята. Твоим тетеревятам От них привет.
Дети произносят чистоговорку подгруппами. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов — Покажите Незнайке, как мы умеем читать и составлять слова. Чтение слов гагара, воробей. Составление слов по желанию детей. Итог занятия Занятие 5 На основе сюжета «Поездка на дачу» Материал: картина «Если бы художниками были мы» из серии Т.А. Тумаковой; изображения города, деревни; предметные картинки (ягоды, овощи, фрукты); куклы (девочка, мальчик). Ход занятия Оргмомент — Где мы с вами живем — в городе или деревне? Кто из вас был в деревне? Изобразим, как можно шагать по чистым улицам города. Сейчас весна, на проселочных дорогах — грязь. Покажите, как шагают люди по раскисшей дороге. По выражению ваших лиц и движениям я должна догадаться, где вы шагаете. Сообщение темы занятия Выставляются куклы, им даются имена (Рома, Ирина). Выделение звуков [р], [р'] из слов Рома, Ирина, город, деревня.
— Сегодня Рома с Ириной приглашают нас в деревню. Вместе с ними будем повторять звуки [р], [р']. Развитие фонематического восприятия Игра «Поймай звук». — Мы с Ромой будем называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [р], поднимите руку, если услышите звук [р']. Слова дорога, тротуар, деревья, рука, озеро, трактор, троллейбус. Произношение звуков в словах (Выставляется картина «Если бы художниками были мы».) — Это дом, в котором живут Рома и Ирина. Из чего он построен? (Из бревен, дерева.)Какой он? (Бревенчатый, деревянный?)Он покрыт... (черепицей). Крыша у него... (черепичная). Рассмотрите все части дома. Назовите те части дома, в которых есть звук [р] и звук [р']. (Дети называют.) Ирина приглашает нас погулять вокруг дома. Какие цветы она вырастила? Что растет на огороде? Какие фруктовые деревья растут в саду? А по двору мы гуляем с... (Ромой). (Дети называют деревья, животных и предметы с заданным звуком.) Развитие фонематических представлений. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных — Каких фруктовых деревьев нет в их саду? (Абрикосовых, персиковых.)Чего еще нет? (Винограда, смородины, крыжовника.)Каких овощей вы не увидели на грядке? (Редиса, редьки, репы, картошки.) Если дети затрудняются ответить, то выставляются картинки отсутствующих овощей и фруктов. Развитие функции языкового анализа и синтеза — Рома предлагает вам игру «Угадай-ка». Предлагаемые задания: 1) узнавание слов по первому и последнему звуку, например: первый звук [к], последний [о] (крыльцо); 2)узнавание слов с перепутанными слогами; 3) составление слов укроп, груша из «разбросанных» звуков; 4) «разбрасывание» звуков слов астры, конура. Дети сопровождают проговаривание звуков действием руки влево, вправо, вперед; 5) составление схем по указанному количеству кружочков (выкладываются два синих, затем один красный кружок, еще один синий и последний — красный). Какие слова подходят к этой схеме? (Труба, крыша.)Объяснения детей. Физминутка — Помогаем Ирине и Роме. Дети придумывают, какую работу они могут выполнить. Действие сопровождается речью. Например:
Оры-оры-оры, собираем помидоры. Ец-ец-ец, кладу в корзину огурец. Ур-ур-ур, мы кормим кур. Ор-ор-ор, подметаем двор. Ру-ру-ру, мастерим мы конуру. Цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо.
Произношение звуков [р], [р'] в предложениях — Расскажите, что вам понравилось в деревне. В предложении должны звучать слова со звуками [р], [р']. Анализ словесного состава одного, двух предложений. Произношение звуков [р], (р'] в стихах. Развитие логического мышления — Послушайте, какие стихи прочтет нам Ирина. Приготовим вкусный суп Из картошки и из круп, Из моркови и петрушки, Из деревьев и игрушек. — Из чего нельзя приготовить суп? (Из деревьев и игрушек.) Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет? Рассуждения детей, почему такого не может быть. Повторение стихотворения хором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|