Кибернетическая модель организационной системы. Характеристика групп переменных.
Модель – некоторый объект, имеющий определенное соответствие с оригиналом и заменяющий оригинал на определенных этапах деятельности. Группа X: X=(x1,x2,..,xn) - вектор вводных переменных (или так называемых управляемых факторов). Группа Y: Y=(y1,y2,..,ym) - вектор выходных параметров или характеристик. этот набор - количественные характеристики по которым мы оцениваем деятельность организации. При РУР, некоторые из этих хар-к превращаются в критерии. Группа W: W=(w1, w2,..,wk) - наблюдаемые, но неуправляемые факторы. Мы можем их измерить, но не можем ими управлять. Группа Z: X=(z1,z2,..,zq) - вектор неуправляемых и ненаблюдаемых факторов. На них мы как не можем влиять, так и не можем их измерить. УР, с позиции этой модели, это опр-ый набор управляемых факторов Х(), таких, что выходные рез-ты Y = F (X,W,Z) при изменении Х стремятся к наилучшему набору. Выходная переменная становится критерием, если мы решили ее использ-ть для сравнения альтернатив, или судить по ней достигнута ли цель. Критерии м/б: Независимыми - определенные входные факторы влияют на определенные выходные параметры; Поддерживающими - одни факторы влияют на несколько параметров, и при изменении фактора, улучшение одних параметров ведет к улучшению и другого; Противоречивыми - одни факторы влияют на несколько параметров, и при изменении факторов с улучшением одного параметра происходит ухудшение другого. Существуют проблемы, связанные с показателями: 1. Проблема противоречивости показ-лей, выступающая в 2х формах: прямая противоречивость – улучшение одних показ-лей одновременно приводит к ухудшению других; несмотря на то, что оба показ-ля улучш-ся, своих наилучших значений они достигают при разных значениях управляемых факторов.
2. Проблема сопоставимости показ-лей. Нужно сопоставлять разные по сфере деятельности показ-ли, к-е имеют разные единицы измер-я. Частный случай сопоставимости показ-лей – сопоставление качеств-х и колич-х показателей. Для уменьшения числа противоречивых критериев существует 2 подхода: 1. Принятие реш-я на основе скалярного показ-ля (однокритериальное реш-е). Принимается волевое реш-е, и выбирается один показ-ль, к-й считается самым важным единственным для сравн-я альтернатив, остальные переводят в ограничения, и для них устанавл-ют некоторые нормативные значения. Процедура выбора альтернативы состоит из этапов: 1. выбор приоритетного показателя; 2. наложение ограничений на остальные показ-ли; 3. проверка всех альтернатив на выполнение ограничений и исключение из рассмотрения тех, к-е не удовлетворяют; 4. рассчитать ожидаемое значение критерия основного показ-ля для каждой оставшейся альтернативы; 5. выбрать ту альтернативу, к-я обеспеч-ет наилучшее значение критерия (методом простого перебора). 2. Принятие реш-я по векторному критерию (многокритериальное решение). Формир-е комплексного критерия. Сущ-ет неск-ко подходов к формир-ю комплексных показ-лей. Пij – значение j–го показателя, к которому приводит i–я альтернатива.!! Предварительно необходимо введенные значения показателя привести к сопоставимому виду, путем шкалирования или нормирования (показатели должны быть не в натуральном выражении). 4 метода формирования комплексного показателя: 1. Метод равномерной компенсации. Закл-ся в суммировании значений показ-лей по каждой альтернативе. Выбираем альтернативу, к-я приводит нас к макс-му значению комплексного показателя. 2. Метод справедливого компромисса. Для каждой альтернативы определяется произведение значений показ-лей. Выбирается альтернатива, максимизирующая критерий.
3. Метод свертывания критерия (аддитивная сверстка, суммарный взвешенный рейтинг). Для кажд частного показ-ля устанавл-тся коэф-т приоритетности (вес) на основе экспертных оценок. Показ-ли неравноценны по своей важности. Сумма весов=1. Затем по каждой альтерн-ве высчитыв-ся сумма произведений значений показ-лей на веса показателей. 1-й метод – частный случай 3-го (показатели в 1 считаются равнозначными). 4. Метод идеальной точки. Реализуется по процедуре равномерного сжатия. Кi=maxj(maxПij-Пij)-»min !!!!!Главная задача – установление приоритетности (ранжирование) для: для включения показателей в оценочную систему; для выбора наиболее важного критерия, при использовании метода единственного критерия; установления весов; пригодно и для выбора альтернатив. Пример: Имеется цель – снизить себестоимость. Снизить себестоимость возможно за счет увеличения объемов производства, для чего требуются капиталовложения, которые в свою очередь лягут на себестоимость и повысят ее. То есть имеется два противоречивых показателя: объем производства и себестоимость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|