Толковый словарь понятий и терминов 6 страница
⇐ ПредыдущаяСтр 179 из 179
[997] Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 5.
[998] Там же, глава I.
[999] Короткевич Вл. Дикая охота короля Стаха. Минск. 1984. С. 412—413.
[1000] Червленая Русь — Галиция.
[1001] Грамота папы Иоанна XII (1325). Цит. по: Шабульдо М. Ф. Земли юго-западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987. С. 31—33.
[1002] Славянское слово «языцы» — перевод греческого термина «этнос». Следовательно, «язычество» — культ племенных богов. При таком толковании в это «общество» попадает и «Бог Израелев» — Яхве, но не Элоим — культ, предшествующий почитанию еврейского племенного бога.
[1003] Трайчевский А. Учебник русской истории. Ч. 1. СПб., 1900. С. 146—147.
[1004] Там же. С. 146.
[1005] См.: Гумилев Л. Н. // Вестн. ЛГУ. 1966. № 18. С. 87.
[1006] На карте 1500 г. показан остров Чечень (см.: Аполлов Б. А. Колебания уровня Каспийского моря // Труды Ин-та океанологии. Т. XV. М., 1956. С. 227).
[1007] Цит. по: Соловьев С. М. История России… Кн. 1. Т. II. С. 646—647; также см.: Платонов С. Ф. Лекции… С. 94.
[1008] См.: Колесник С. В. Еще несколько слов о географической среде // Изв. ВГО. 1966. № 3.
[1009] См.: Сергеевич В. И. Древности русского права. Т. III. СПб., 1909. С. 65 и 72.
[1010] Там же. С. 69.
[1011] Покровский М. Н. Русская история. Т. I. С. 173.
[1012] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 399.
[1013] См.: Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв. ). М., 1986. С. 61.
[1014] Там же. С. 125.
[1015] См.: Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане… С. 11—23.
[1016] См.: Хорошев А. С. Указ. соч. С. 36—41.
[1017] Там же. С. 94.
[1018] См.: Покровский М. Н. Указ. соч. С. 186—187.
[1019] Хорошев А. С. Указ. соч. С. 108.
[1020] Там же. С. 136.
[1021] Там же. С. 98.
[1022] Алексей (в отрочестве — Елеферий Плещеев) был сын черниговского боярина Федора Бяконта, поступившего на московскую службу в конце XIII в.
[1023] ПСРЛ. Т. IX. С. 33. Цит. по: Хорошев А. С. Указ. соч. С. 109.
[1024] RoublevMichel. The periodicity of the mongol tribute as paid by russian princes during the fourteenth and fifteenth centuries // Forschungen zur osteuropдischen Geschichte. Band 15. Berlin, 1970. S. 7.
[1025] Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. Киев, 1957. С. 23—26.
[1026] См.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. M., 1985. С. 51.
[1027] Покровский М. Н. Указ. соч. Т. I. С. 180—181.
[1028] См.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Л., 1978. С. 51.
[1029] См.: Хорошев А. С. Указ. соч. С. 111. Приведены цитаты из В. О. Ключевского, А. Е. Преснякова, С. В. Бахрушина, М. Н. Тихомирова, Д. С. Лихачева и Л. В. Черепнина, не расходящихся в оценке заслуг владыки Алексея.
[1030] Митяй умер по дороге в Константинополь. Посвященный в митрополиты Пимен, переяславский архимандрит, не был принят на Москве. Великий князь сослал Пимена, а в 1381 г. пригласил Киприана, которого поддерживал Сергий Радонежский (см.: Прохоров Г. М. Указ. соч. С. 137 и след. ). Дмитрий, подозревая Пимена в отравлении Митяя, снял с него белый клобук и заточил его (см.: Трайчевский А. Учебник русской истории. Ч. 1. С. 161).
[1031] Хорошев А. С. Указ. соч. С. 112.
[1032] Там же. С. 112; ср.: Прохоров Г. М. Указ. соч.
[1033] Хорошев А. С. Указ. соч. С. 115.
[1034] Там же. С. 114.
[1035] Там же. С. 121.
[1036] См.: Толстов С. П. По следам исчезнувших цивилизаций. М.; Л., 1948. С. 318—319.
[1037] См.: Трайчевский А. Указ. соч. С. 120.
[1038] Насколько неприятна чехам была немецкая экспансия, показала гуситская война, вспыхнувшая в 1419 г. Об ожесточенности войны говорит тот факт, что население Чехии за 200 лет сократилось с 3 млн до 800 тыс. (Трайчевский А. Указ. соч. С. 120).
[1039] См.: Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. С. 10.
[1040] Там же. С. 38.
[1041] Там же. С. 9, 55.
[1042] Там же. С. 66.
[1043] Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 275.
[1044] В 1251 г. Батый послал в Монголию для поддержки своего двоюродного брата Мункэ-хана 30 тыс. воинов, а во время битвы между Тохтой и Ногаем в 1299 г. сражались якобы около 900 тыс. воинов (Рашид-ад-Дин. Т. II. С. 86) — это явное преувеличение (в 9–10 раз). См.: Мункуев Н. Ц. // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 370—371.
[1045] Половина регулярного войска находилась в ставках ханов Белой Орды (Орды-Ичэна) и Синей Орды (Шейбана).
[1046] Халиков А. Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978. С. 90.
[1047] Там же. С. 90—91.
[1048] Там же. С. 23.
[1049] Тизенгаузен. Т. II. С. 151.
[1050] См.: Халиков А. Х. Указ. соч. С. 99.
[1051] Эквивалентно нынешнему «щеголь», точнее, «пижон».
[1052] Сапунов Б. В. Книга в России в XI—XIII вв. Л., 1978.
[1053] См.: Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси XI—XVII вв. М., 1964. С. 11; ср.: Розов Н. Н. Книга Древней Руси XI—XIV вв. М., 1977.
[1054] Русских мечей XI—XIII вв. сохранилось доныне всего 183, а шлемов — еще меньше, хотя их очень берегли (см.: СапуновБ. В. Указ. соч. ).
[1055] См.: Свирин А. Н. Указ. соч. С. 12—13.
[1056] Начальная фраза показывает, что русский переводчик дал не буквальный, а смысловой перевод, скорее пересказ, что понятно, ибо язык подлинника крайне сложен и малоизучен. Но откуда такие познания были у русского переводчика — неясно.
[1057] Плерома — полнота всего сущего, эманирующая эоны — частицы света, облекаемые «низкой материей», не имеющей самостоятельного бытия и по мере воспарения эонов обратно в Плерому превращающейся в ничто — мэ он.
[1058] Праджня — запредельная интуиция; учение, возникшее в рамках буддизма в I в. н. э. и широко использованное в махаяне, постулирующей иллюзорность мира, включая познающего субъекта.
[1059] Манихейство — вариант антиохийской школы гностицизма, признававшей две стихии: Свет и Мрак. Мир, по Сатурнилу и Мани, — разорванное тучами мрака тело Первочеловека (вероятно, Ормузда), страдающее в тенетах мрака. Свет приравнивается к Духу, Мрак — к материи; обе стихии безличны.
[1060] Все три учения пессимистичны, т. е. жизнеотрицающи, и атеистичны.
[1061] Атман, согласно философской системе Веданты, — бессмертная душа, подвластная карме — закону причинности.
[1062] Учение о сатане как о возмутившемся ангеле идет из книги Еноха и распространилось как попытка связать строгий, примитивный монизм с духовным опытом христиан и мусульман.
[1063] Шуньята — пустота, которую можно увидеть лишь в момент смерти, как «ясный свет чистой реальности», — учение тантрического буддизма.
[1064] В древности люди не считали себя «венцом творения» и «царями природы». Предполагалось, что они занимают промежуточное положение, а выше и ниже их есть существа, которых они называли «демоны». Существа на порядок ниже ныне обнаружены — это микроорганизмы и вирусы. Те, которые на порядок выше, не открыты и потому считаются несуществующими. Сведения о них присутствуют только в фольклоре и фантастической литературе.
[1065] См.: Вернадский В. И. Химическое строение биосферы… § 200.
[1066] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 388.
[1067] Там же. С. 390—391.
[1068] См.: Гумилев Л. Н. Гуманитарные и естественные аспекты исторической географии. Л., 1984. С. 42—57.
[1069] См.: Буниятов З. М. Государство хорезмшахов — Ануштегинидов, 1097—1231. М., 1986. С. 137.
[1070] GroussetR. L’Empire des Steppes. P. 448—451.
[1071] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… С. 508.
[1072] См.: Очерки истории Китая с древности до «опиумных войн» / Под ред. Шан Юз. М., 1959. С. 382.
[1073] Там же. С. 388.
[1074] См.: Боровкова Л. А. О борьбе китайского народа против монгольских завоевателей в середине XIV в. // Татаро-монголы в Азии и Европе. С. 426.
[1075] Очерки истории Китая… С. 398.
[1076] Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия… Т. II. С. 510.
[1077] Моголы — условное название тюрок Джагатайского улуса, предков казахов Старшего джуса. Могулистан располагался в северо-восточных степях улуса: в Притяньшанье, Восточном Туркестане и Семиречье.
[1078] GroussetR. L’Empire… P. 414.
[1079] Ibid. P. 414—415.
[1080] Грумм-Гржимайло Г. Е. Указ. соч. С. 515.
[1081] У К. Э. Босворта (мусульманские династии. С. 197) смерть Тоглук-Тэмура ошибочно датирована 1370 г.
[1082] См.: Якубовский А. Ю. История Узбекистана. Ташкент, 1950. С. 337.
[1083] GroussetR. Op. cit. P. 500—501.
[1084] К сожалению, в западной историографии принято деление не на три, а только на две орды: Синяя Орда необоснованно опущена (см.: Grousset R. Op. cit. P. 470).
[1085] Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. II. СПб., 1891. С. 405.
[1086] Там же. С. 408.
[1087] Там же. С. 104.
[1088] Синяя Орда, располагавшаяся между Тюменью и Мангышлаком, была менее затронута влиянием мусульманской культуры, нежели Золотая и Белая. Воины в ней сохранили древнюю свирепость и выступали как ревностные защитники традиционной степной культуры. Последним ханом Синей Орды был Тохтамыш.
[1089] Экземплярский А. В. Указ. соч. С. 405.
[1090] Там же.
[1091] Грумм-Гржимайло Г. Е. Джучиды: Рукопись // Архив ГО.
[1092] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. С. 104.
[1093] В земле камских болгар правил Пулад-Темир; в земле мордвы — Тагай; в Сарае — Шейбаниды; в Астрахани, Сарайчике и Крыму — самостоятельные князья; в Причерноморье — Мамай, который попытался наладить через генуэзские колонии в Крыму контакт с Западом.
[1094] См.: Якубовский А. Ю. Тимур и его время // История народов Узбекистана. Ташкент, 1960. С. 353.
[1095] Захватив власть, эмир Тимур стал носить титул «его величество султан — воитель за веру» (Тизенгаузен. Т. II. С. 131. Примеч. 3).
[1096] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 66 (разобраны расхождения в датировках).
[1097] Там же. С. 60—62.
[1098] ПСРЛ. Т. XV. С. 89—90.
[1099] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 107.
[1100] См. там же. С. 105—106.
[1101] См. там же. С. 115.
[1102] Повесть о Куликовской битве / Под ред. Д. С. Лихачева, пер. О. П. Лихачевой. Л., 1980. С. 9.
[1103] Там же. С. 12.
[1104] Там же. С. 26.
[1105] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 134.
[1106] См. там же. С. 129.
[1107] См.: Бегунов Ю. К. Об исторической основе «Сказания о Мамаевом побоище» // Слово о полку Игореве и памятники Куликовского цикла. М.; Л., 1966. С. 506—509; Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 586—587.
[1108] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 132.
[1109] См. там же.
[1110] ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 141.
[1111] См.: Комарович В. Л. Китежская легенда. М.; Л., 1936. С. 83 и след.
[1112] См. там же. С. 84.
[1113] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 415.
[1114] См. там же. С. 588, со ссылкой на В. Татищева.
[1115] «Тюфяк» — от персидского слова «тупанг» (трубка) — железный ствол, запаянный с казенной части; заряжался с дула пороховым зарядом, который был запыжен осколками железа. Содержал до пяти зарядов, сквозь которые был пропущен фитиль, поджигаемый с дула и стрелявший последовательно 5 раз, как картечь. Дальность поражения была мала, но для ближнего боя достаточна. «Тюфяк» был вытеснен пушкой (гарматой) в 1389 г.
[1116] Цит. по: Покровский М. Н. Указ. соч. Т. I. С. 177.
[1117] Там же. Указ. соч. Т. I. С. 176.
[1118] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 586—587.
[1119] Комарович В. Л. Указ. соч. С. 84.
[1120] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 416—419.
[1121] Покровитель Дионисия князь Борис Константинович был женат на дочери Ольгерда, но и это не помогло.
[1122] См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 109. Слово «талба» оставлено без перевода.
[1123] Там же. С. 151.
[1124] Там же. С. 110.
[1125] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 416—417, 419.
[1126] См. там же. С. 589.
[1127] См. там же. С. 419.
[1128] Тизенгаузен. Т. II. С. 156.
[1129] За это митрополит Алексей отлучил Святослава (см.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 107).
[1130] Стихотворение Хафиза: «Если ширазская турчанка понесет руками мое сердце, за ее индийскую родинку я отдам и Самарканд, и Бухару». Взяв Шираз, Тимур велел найти Хафиза и грозно ему сказал: «О несчастный! Я потратил жизнь на возвеличение моих любимых городов — Самарканда и Бухары, а ты хочешь отдать их своей шлюхе за родинку! » Хафиз ответил: «О повелитель правоверных! Из-за такой моей щедрости я и пребываю в такой бедности». Тимур расхохотался, велел дать поэту халат и отпустил его. В Тимуре странным образом сочетались жуткая жестокость с великодушием и храбростью. Деятельность его была такова, что породила очередной зигзаг истории, распрямившийся только через 100 лет.
[1131] См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 154.
[1132] См. там же.
[1133] См.: Мюллер А. История ислама. Т. III. 1896. С. 319.
[1134] GroussetR. L’Empire… P. 500—503.
[1135] См.: ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859; ср.: Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 11. С. 121); Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Изд. 2. Вып. 1) и Симеоновская летопись (ПСРЛ. Т. 18. под годом).
[1136] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Джучиды.
[1137] Цит. по: Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 660.
[1138] Тизенгаузен. С. 160.
[1139] «Того же лета (1391. — Л. Г. ) поиде князь великий Василий Дмитриевич в орду, позван царем» (ПСРЛ. Т. III. 1841 — Новгородская I летопись).
[1140] Тизенгаузен. Т. II. С. 164. Примеч. 2; имеющуюся разноречивость текстов я понимаю так, что с прибытием подкреплений войско Тохтамыша было бы вдвое многочисленнее, чем у Тимура. Но подкрепления опоздали. «Князь Василий Дмитриевич отъехал от царя Тохтамыша за Яик (Ик. — Л. Г. )» (ПСРЛ. Т. IV. Ч. 1. 1925 — Новгородская IV летопись).
[1141] Тизенгаузен. Т. II. С. 15.
[1142] Софийский временник (ПСРЛ. Т. V. Ч. VI. СПб., 1851).
[1143] В опубликованном тексте — Яик, но это неверно (см.: Тизенгаузен. Т. II. С. 294, комментарий).
[1144] Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950. См. под 1390 г. (6898): «Того же лета на Тактамыша приде ин царь силен ис Шамархийския (Самаркандской. — Л. Г. ) земли, и бысть им сеча велика. Того же лета князь великий Василеи Дмитриевичь бысть во Орде в ту сечу у Тактамыша и за малым утече у сечи и за Волгу. И бежа за Дон, блюдяся погони, и вожи облудилися, и прибеже на Киев» (Архангелогородский летописец).
[1145] Тизенгаузен. Т. II. С. 171—172.
[1146] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. Т. II. С. 420—421.
[1147] См.: Тизенгаузен. Т. II. С. 118.
[1148] Там же. С. 173. Примеч. 2.
[1149] Там же. С. 178, 212, 214.
[1150] Две конфедерации туркмен, оттесненных вторжением монголов (см.: Босворт К. Э. Мусульманские династии. С. 221).
[1151] См.: Джанашиа С. Н. и др. История Грузии. Тбилиси, 1946. С. 293.
[1152] Цит. по: Грумм-Гржимайло Г. Е. Джучиды. С. 35.
[1153] Тизенгаузен. Т. II. С. 174.
[1154] Там же. С. 212, 214.
[1155] Там же. С. 178.
[1156] Там же. С. 37. Примеч. 17.
[1157] Принято считать, что фанатичные мусульмане Золотой Орды в конце XIV в. приняли имя узбеков в честь хана, обратившего их предков в ислам, что подтверждается сообщениями Шереф ад-Дина о большом числе «неверных» в окружении Тохтамыша. Это указывает на внутренний раскол улуса Джучиева, так как в это же время появляются «ногаи» — сторонники Едигея, а немного спустя — казахи, противники «узбеков». Современные узбеки — разноплеменные тюрки Средней Азии, принявшие имя своих завоевателей и слившиеся с ними в единый этнос.
[1158] Елец был единственным русским городом, разрушенным войсками Тимура.
[1159] Тизенгаузен. Т. II. С. 180, 121.
[1160] Там же.
[1161] Там же.
[1162] Там же. С. 187.
[1163] Там же. С. 187—188.
[1164] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 142.
[1165] Там же. С. 145.
[1166] Там же. С. 147.
[1167] Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 357.
[1168] Там же. Т. III. С. 364—365.
[1169] Там же. С. 365.
[1170] См.: Шенников А. А. Княжество потомков Мамая // Депонировано в ИНИОН. № 7380. Л., 1981. С. 20—22.
[1171] См.: Шабульдо Ф. М. Указ. соч. С. 150.
[1172] Тизенгаузен. Т. II. С. 188.
[1173] Экземплярский А. В. Указ. соч. С. 426.
[1174] ПСРЛ. IV. С. 108; цит. по: Комарович В. Л. Китежская легенда. С. 67.
[1175] См.: Экземплярский А. В. Указ. соч. С. 591.
[1176] См.: Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 369.
[1177] Полотнище держалось на девяти копьях, причем на каждом висело по бунчуку (конскому хвосту).
[1178] Соловьев С. М. История России. Кн. II. Т. IV. С. 635.
[1179] См. там же. С. 658—659.
[1180] Краткость и обобщенность изложения хода событий отчасти восполнены синхронистической таблицей 1402—1461 гг.
[1181] В XV—XVI вв. ногайцы обитали и в Причерноморье (см.: Шенников А. А. Жилые дома ногайцев Северного Причерноморья // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 46).
[1182] См.: Шенников А. А. Червленый яр. Л., 1987. С. 44.
[1183] См.: Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 493.
[1184] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на восточных и западных?
[1185] См.: Владимирцов Б. Я. Турецкие элементы в монгольском языке.
[1186] См.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Указ. соч. С. 177.
[1187] О терминах «орда» и «племя» см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 177.
[1188] Этногенез — процесс, идущий по ходу времени: от пассионарного толчка к гомеостазу при рассеянии энергетического заряда. Поэтому движение «вперед» вовсе не означает постоянного улучшения и потому не может быть названо прогрессивным. Ведь на организменном уровне последовательное развитие системы ведет к старости и распаду на элементы для очередного обновления. На этническом уровне закономерность та же.
[1189] Ожесточение против великороссов в Литве было столь сильно, что при разрыве Витовта с Василием Дмитриевичем все москвичи, гостившие в литовских владениях, были перебиты (см.: Соловьев С. М. История России… Кн. II. Т. IV. С. 599).
[1190] См. там же. С. 428—429.
[1191] См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. II. С. 102—104.
[1192] Западная половина империи тоже сменила самоназвание: с принятием христианства она стала именоваться Гесперия.
[1193] См.: Соловьев С. М. Указ. соч. С. 414—415.
[1194] См. там же. С. 409.
[1195] См. там же. С. 429.
[1196] См.: Голобуцкий В. А. Указ. соч. С. 3—9.
[1197] См.: Симоновский Л. Краткое описание о казацком малороссийском народе. М., 1841. С. 4.
[1198] О трех смысловых вариациях термина «козак» см.: Шенников А. А. Червленый яр. С. 98 и след.
[1199] См.: Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени.
[1200] См.: Гумилев Л. Н. Внутренняя закономерность этногенеза (ландшафт и этнос. XIV) // Вестн. ЛГУ. 1973. № 6. С. 94–103.
[1201] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[1202] Там же. С. 449.
[1203] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. I. ВИНИТИ, 1979. С. 4.
[1204] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. 3. ВИНИТИ, 1979.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|