Закон Витгенштейна-Рош. Члены класса
Неравноправны, среди них есть Более и менее типичные Первым дерзнул не согласиться с мнением Аристотеля Л. Витгенштейн. А. Вежбицкая заявляет даже так: «Своей популярностью это направление мысли обязано в первую очередь интеллектуальной харизме Витгенштейна»'. Экспериментальное подтверждение позиции Витгенштейна получила Э. Рош. В серии её исследований было показано, что о равноправии членов одного класса говорить не приходится. Она обнаружила, что среди членов класса обычно удаётся найти наиболее типичные члены. Назовём это утверждение законом Витгенштейна-Рош. Сказанное означает, в частности, что внутри диапазона классообразования одни члены класса могут находиться в центре (быть более типичными), другие — дальше, на границе этого диапазона. Сам этот диапазон становится относительным, поскольку он не является зоной абсолютного неразличения, так как члены одного класса всё-таки отличаются друг от друга. Класс может определяться как множество, члены которого отличаются по заданному параметру от центральных, наиболее типичных представителей данного класса не более, чем на некоторую заданную величину. Когнитивисты этих наиболее типичных представителей обычно называют прототипом. Э. Рош как раз и доказывает существование прототипов как «наилучших примеров класса». Рассмотрим эксперименты, подтверждающие точку зрения Э. Рош и её последователей: • Испытуемым предлагают оценить по какой-либо шкале (например, от 1 до 7), насколько хорошо соответствуют некоторому классу различные его представители. Оказывается, что ВОЛК более соответствует классу ЖИВОТНЫХ, чем, скажем, ЧЕЛОВЕК, который, в свою очередь, более ЖИВОТНОЕ, чем ПИНГВИН. Д. Норман утверждает, что для учащихся средней школы в Северной Каролине прототип животного оказывается чем-то вроде ВОЛКА или СОБАКИ2. Дж. Лакофф приводит примеры типичных фруктов [окончание cтраницы 420]
__________________ 1 Вежбицкая А, Язык, познание, культура. М., 1996, с. 212. 2Норман Д. Память и научение. М., 1985, с. 76-77.
Законы отождествления (ЯБЛОКИ и АПЕЛЬСИНЫ), инструментов (ПИЛЫ и МОЛОТКИ)'. Люди устойчиво оценивают типичность (т. е. близость к прототипу) отдельных представителей класса. • Измеряется время реакции подтверждения или опровержения ис • Ещё в 1950 г. Н. Н. Волков заметил, что, вопреки непрерывному • Существует асимметрия при сравнении членов одного класса друг с другом 5. Это поясняется, например, так: для жителей Соединенных Штатов прототипом СТРАНЫ является их собственная, поэтому они могут легко сравнить МЕКСИКУ с СОЕДИНЁННЫМИ ШТАТАМИ, но не сравнивают США с МЕКСИКОЙ. Приведу собственный пример. Мой БРАТ для меня в большей степени соответствует моему представлению о БРАТЕ, чем я сам, хотя я, разумеется, тоже брат — своему брату. Отсюда, оценивая кого-либо другого как БРАТА, я буду сравнивать его поведение с поведением [окончание cтраницы 421]
___________________ 1 Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. // Новое в зарубежной Лингвистике, XXIII, М„ 1988, с. 34. 2 См. Лакофф Дж. Когнитивная семантика. //Язык и интеллект. М, 1995-96, с. 157 4Хофман И. Активная память. М., 1986, с. 75-76. 5Rosch E. Cognitive reference points. // Cogn. Psychol., 1975, 7, p. 328-350. Раздел шестой своего брата, а не со своим поведением. (Добавлю: в любом учебнике по социальной психологии можно найти много примеров асимметричных социальных отношений). • Некоторые исследователи уверяют: то, что случается с прототи • Очевидна несимметричность лингвистических синонимов (т. е.
•В разнообразных экспериментах было продемонстрировано, как испытуемых можно спровоцировать на создание прототипа. В ис следовании Р. Солсо и Дж. Маккарти, например, при помощи фоторобота был нарисован ряд лиц. Эти лица служили для самих экспериментаторов прототипами для создания другого набора лиц- образцов, имеющих различную степень сходства с придумаными прототипами. Сами прототипы испытуемым не показывались, им на первом этапе предъявлялись лишь лица-образцы. На следующем этапе эксперимента испытуемые знакомились уже с другим набором изображений, содержащим как некоторые из ранее [окончание cтраницы 422] _________________________ 1См. Лакофф Дж. Когнитивная семантика. II Язык и интеллект. М., 1995-96, с. 157 2См. Словарь ассоциативных норм русского языка, (под ред. А. А. Леонтьева)- М., 1977.
Законы отождествления предъявленных лиц-образцов, так и новые лица, ранее не предъявлявшиеся, а также лица-прототипы. Испытуемые должны были опознать те изображения, которые были им показаны на первом этапе. Основной результат эксперимента: испытуемые принимали все прототипы за безусловно виденные ими ранее и даже выставляли наивысшую оценку уверенности в собственном ответе (что они, разумеется, делали отнюдь не для всех ранее предъявленных им образцов). Эффект уверенного опознания до этого не предъявленных прототипов, т. е. смещение воспоминания в направлении прототипа Р. Солсо называет псевдопамятью '. • Своеобразной формой псевдопамяти является память о самом себе в прошлом. Представление о себе у каждого человека имеет свой естественный прототип — представление о себе в данный момент времени. Поэтому воспоминание о самом себе (т. е. о своей прошлой Я-концепции, а не о фактах жизни) смещается в сторону этого прототипа. Молодые американцы заполняли анкету, где высказывали свои мнения и оценки по разным вопросам. Через 10 лет они повторно отвечали на эту же анкету, заодно припоминая, как они отвечали 10 лет назад. Припоминаемые оценки первого опроса были ближе к результатам второго опроса, а не реального первого 2.
Описанные эксперименты соответствуют исходному утверждению о неравноправии членов класса. Поэтому нет ничего удивительно го, что это неравноправие проявляется, в частности, и в пороговых экспериментах. Выбор ответа в зоне неразличения соответствует закону Витгенштейна-Рош: стимулы неравноправны друг другу — одни из них чаще осознаются, чем другие. В итоге при предъявлении одних сигна лов испытуемый не ошибается почти никогда, а при предъявлении дру гих — почти всегда. Всё дело в том, что чаще осознаваемые стимулы являются более типичными членами класса. Этот класс включает в себя только те стимулы, которые подлежат осознанию. [окончание cтраницы 423] ______________________________________________ 1 Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996, с. 97-98. гМайерсД. Социальная психология. СПб, 1997, с. 124-125.
Раздел шестой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|