Закон Ланге. Постепенное возрастание требований к точности соответствия
Хотя обсуждаемый тезис невозможно доказать непосредственно, но из него можно вывести экспериментально проверяемые следствия. Принятая идеализация позволяет полагать, что сенсорная система способна очень быстро и предельно точно отражать характеристики объекта, а значит, воспринимать поступающие раздражители с абсолютным совершенством. Однако сознание, в соответствии с выдвинутой гипотезой, должно начинать свою работу с применения таких слабых требований к точности соответствия, которые позволяют на первом этапе отождествить между собой почти всё, что угодно. Только постепенно требования к точности изменяются (критерии ужесточаются), и осознаваемый образ становится похож на предъявленный стимул со всё возрастающей точностью. Сказанное тесно связано с законом перцепции, открытым блестящим русским психологом Н. Н. Ланге. Закон перцепции характеризует динамику осознания предъявленного стимула (обычно говорят: динамику становления перцептивного образа). В 1894 г. Ланге установил: при последовательном увеличении времени экспозиции перцептивный образ проходит несколько стадий до ясного осознания конкретного изображения. На первой, начальной стадии, происходит «толчок в сознании» и воспринимается «нечто» весьма неопределенной структуры, а не конкретный стимул (термин «нечто» употребляет сам Ланге)'. [кончание cтраницы 403] __________________ 1 Ланге Н. Н. Закон перцепции. Одесса, 1894.
Раздел шестой Следовательно, на этой первой стадии восприятия любой стимул легко отождествляется с ожидаемым «нечто». На каждой следующей стадии перцептивный образ уточняется и доходит до ясного осознания конкретного стимула. Этот закон (назовём его законом отождествления Ланге) легко переносится с перцептивных на все осознаваемые явления: вначале осознаётся нечто, отождествлённое с точностью до самых слабых критериев соответствия, а затем образ уточняется путём последовательного ужесточения этих критериев. Впрочем, ещё Т. Рибо сформулировал в общем виде: ум идёт от неопределенного к определенному; вначале появляется не частное и не общее, а неясное '. Заслуга Ланге в том, что он не умозрительно обсуждал эту проблему, а установил эмпирический закон.
Взглянем на известную эмпирику. • Л. М. Веккер обобщил различные, в том числе и собственные, • Р. Грегори так описывает первые зрительные впечатления 52-лет • М. Е. Киссин обнаружил, что при предъявлении наклонной пря
_____________________ 1 Рибо Т. Эволюция общих идей. М., 1898, с. 46. 2Веккер Л. М. Психические процессы, 1. Л., 1974, с. 186. 3 Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970, с. 213.
Законы отождествления времени предъявления, равном 70 мс, уже все 100% испытуемых видят чёткую линию '. • Существует описание стадий восприятия короткого (от 3-4 мс до • При болевом восприятии выявляется восходящая лестница ощу • Использование языка начинается с аморфного гуления, затем пере • Отмечается, что при решении задач в условиях неполной информации испытуемый также начинает с опробования самых общих гипотез. Пусть задача испытуемого — обнаружить одно и то же пропущенное слово в серии из четырёх предложений. Например: а) Дядя Элиот обожает...; б) Эта страна всё ещё достаточно отсталая, чтобы делать спиритизм нежелательной темой для...; в) Когда репутация женщины начинала ухудшаться в [окончание cтраницы 405]
_______________________ 1См. Шехтер М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М, 1981, с. 63-64. 2Соловьёва А. И. Основы психологии слуха. Л., 1972, с. 87. 4Кларк Е. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов и значениях первых слов, усваиваемых детьми.//Психолингвистика. М., 1984, с. 227-233.
Раздел шестой результате..., любой предлог служил основанием для её преследования; г) Среди других..., слишком многочисленных и интересных, чтобы их рассказывать, миссис Септимус Смолл упомянула, что Соме и Ирен не уезжали. Вначале предъявляется одно предложение, потом другое и т. д. Какие гипотезы в первую очередь строит испытуемый? Л. Л. Гурова утверждает: «В процессе решения обязательно используются гипотезы общего характера, позволяющие очертить широкую, ещё недостаточно определённую область поиска». При этом, добавляет Гурова, даже если испытуемый предлагает конкретные гипотезы, то они являются как бы вариантами более общей гипотезы для проверки искомой гипотезы '. • Даже научная концепция, по мнению историков науки, «начинает своё • Впечатление, возникающее при встрече с незнакомым чело
Предлагаемый подход к интерпретации данных означает: на протяжении своей работы механизм сознания вообще не делает и не может делать никаких ошибок. Испытуемый в эксперименте заранее знает, что ему будет предъявлено нечто. Механизм сознания услужливо устанавливает такие критерии точности соответствия, чтобы то, что будет предъявлено, соответствовало ожиданиям (так сказать, [окончание cтраницы 406] ____________________ 1 Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задачи. Воронеж, 1976, с. 163, 2 Левченко Е. В. Идей of ношения в отечественной психологии конца XIX — пер
Законы отождествления с точностью до «нечто»). На следующем шаге (за счёт уже полученной информации) ожидания сознания корректируются, и требования к точности соответствия возрастают. Однако они возрастают последовательно: чем больше возможностей у сознания для уточнения своих ожиданий (например, чем больше времени), тем жёстче требования к соответствию. Мешающее влияние сходства Обычно в эксперименте испытуемому предъявляются какие-нибудь стимулы, а также указывается, что он с ними должен делать. Если сознание начинает работу с отождествления и, следовательно, со слабых требований к точности соответствия, то при кратковременной экспозиции в экспериментах возможно появление ответов испытуемых, которые могут не замечать каких-либо существенных, с точки зрения экспериментатора, различий между стимулами. Например, испытуемому предъявляют на короткое время какое-то слово, а он убежденно видит другое. Очевидно, что эта ошибка не может быть ошибкой сенсорного аппарата: глаза видят (лучше или хуже) только то, что им предъявлено: они могут (если мозг не идеален) не увидеть предъявленного слова, но они не могут увидеть другое слово. Такая ошибка возможна, только если в сознании оба эти слова оказались тождественными. Отождествление оказывается возможным за счёт слабых требований к точности сличения. Но тогда отождествляться должны и многие другие стимулы, которые становятся не различимыми между собой с точностью до этих критериев. Сознание, иначе говоря, должно отождествлять сходные в каком-либо отношении объекты. Это хорошо известно в классической психологии, во всех разделах которой обычно говорят о мешающем влиянии сходства стимулов на решение тех или иных задач. Перепутывание сходных стимулов возможно только потому, что они отождествляются в результате работы сознания. Правда, само понятие «сходство» не имеет строгого определения. Оно зачастую отражает лишь интуитивное чувство наблюдателя (экспериментатора), что стимулы в каком-то смысле соответствуют друг другу (во времени или в пространстве, по смыслу или по форме).
Рассмотрим подробнее влияние сходства. • Открытый И. П. Павловым условный рефлекс (или, по терминологии независимо открывшего этот феномен В. М. Бехтерева, [окончание cтраницы 407]
Раздел шестой сочетательный рефлекс) первоначально является недифференцированным. В школе Павлова был введён специальный термин, характеризующий эту недифференцируемость, — генерализация: на начальной стадии условный рефлекс возникает не только в ответ на определенный (условный) сигнал, но и на другие физически сходные стимулы. Собака, у которой выработали пищевой условный рефлекс на стук метронома, реагирует слюноотделением и на звонок. При этом, утверждает К. Ховланд, величина условной реакции на сходные раздражители может быть такой же, как и на условный сигнал '. Если выработать сочетательный двигательный рефлекс, замечает Бехтерев, на какой-либо определенный тон (или цвет), то первоначально любой тон (и всякий другой цвет) вызовут тот же рефлекс 2. Фактически это значит, что если какому-либо раздражителю придаётся, по терминологии Павлова, сигнальное значение, т. е. он запускает условную реакцию, то первое время группа сходных физических раздражителей воспринимается животными и человеком как имеющее тождественное сигнальное значение. • Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон провёл в 1920 г. вместе со своей сотрудницей эксперимент (отражающий, в том числе, гуманистические идеалы собственного учения) с шестимесячным Альбертом. Альберт был в восторге, когда ему показывали белую лабораторную крысу. Однако исследователи стали сочетать предъявление крысы с резким неприятным звуком. На это ребёнок реагировал плачем и криком. После нескольких сочетаний уже один вид крысы стал вызывать у Альберта испуг. Этот условный рефлекс страха вскоре распространился на все предметы с белым мехом, включая Санта Клауса 3. Экспериментатор произносит набор слов. После конкретного слова (например, «доктор» или «здание») испытуемому дается чувствительный удар током, резкая вспышка света в темноте или что-нибудь подобное, вызывающее регистрируемую автоматическую реакцию организма. После выработки условного рефлекса выраженная генерализованная реакция наблюдается на слова, сходные с этим словом по смыслу («врач», «строение»), а не по звучанию («диктор», «задание»). Впрочем, у нормальных людей в сонном [окончание cтраницы 408] ___________________ 1 Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека. // Экспериментальная психология (под ред. С. Стивенса), 2. М., 1963, с. 128. 2Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991, с. 222. 3 Годфруа Ж. Что такое психология, 1. М., 1992, с. 328.
Законы отождествления состоянии или у умственно отсталых генерализованная реакция наблюдалась и на слова, сходные по звучанию. Сами испытуемые обычно не осознавали проявляющуюся в таких экспериментах существующую у них семантическую связь со словом, ставшим условным раздражителем '. • При тахистоскопическом (т. е. при кратковременном, обычно не более 300-500 мс) предъявлении букв или неосмысленных трехбуквенных сочетаний (типа КРИ, ДЕС, НИВ и т. п.) часто наблюдается смешение одних букв с другими, наблюдается даже в тех случаях, когда испытуемый уверен в том, что он узнает эти буквы правильно. Часть таких смешений обусловлена графическим сходством отдельных букв (буква Б, например, часто смешивается с В, Р, Е)2. Почему происходят ошибки смешения, если в данных условиях предъявления буква Б почти всегда правильно воспринимается сознанием? Вспомним упомянутый ранее эффект Марсела: испытуемый способен правильно узнавать слова всего за 10 мс, хотя при этом не способен осознавать сами эти слова. Для того чтобы при предъявлении буквы Б в течение 200-300 мс уверенно увидеть непредъявленную букву Р, испытуемый должен в сознании отождествить буквы Б и Р, т. е. так изменить критерии соответствия, чтобы Б и Р не различались относительно этих критериев. 1 При воспроизведении зрительно предъявленного набора букв наблюдаются ошибки смешивания по акустическому сходству: при тахистоскопическом предъявлении буквы Д в ответах испытуемого может появиться буква Т, а буква 3 чаще будет смешиваться не со зрительно похожей буквой В, а с буквой С. Это обычно объясняется повторением во внутренней речи. Впрочем, можно показать и непроизвольное зрительное смешивание в памяти акустически предъявленного материала. Так, я предъявлял испытуемым на слух названия игральных карт и их масть (например, «дама пик») и обнаружил зрительное смешение сходных мастей: при правильном воспроизведении названия самой предъявленной карты чаще перепутываются такие масти, как черви и пики (сходная форма), черви и бубны (обе масти красные), пики и [окончание cтраницы 409] _____________________ 1См. Лурия А. Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семан 2 Муравьева Е. Н. Некоторые данные о распознаваемости букв (на материале тахи-стоскопических опытов с триграммами). // Вероятностное прогнозирование в речи. М., 1971, с 109-111.
Раздел шестой крести (обе масти чёрные), чем перепутывание трёх других комбинаций этих же мастей (червей и крестей, бубей и крестей, пик и бубей). Т. е. при акустическом предъявлении происходит перепутывание мастей по их форме или цвету. (Следуя предшествующей логике, следует признать, что непроизвольное повторение осуществляется как при переводе во внутреннюю речь, так и при переводе во внутренние образы '). • Многократно показано: задачи на различение решаются тем труднее, чем больше сходство различаемых стимулов. Возрастание сходства раздражителей только ухудшает показатели эффективности различения. • Более того: чем сложнее задача различения, которую решает испытуемый, тем больше сходство мешает её решению. В частности, сходство больше мешает решению задачи на последовательное различение по сравнению с задачами на одновременное различение. Дело в том, что различение стимулов осуществляется быстрее при одновременном предъявлении стимулов, чем при их последовательном предъявлении2. • Задача идентификации (определение соответствия стимула заданному эталону с использованием ответов испытуемых: «да»-«нет») решается с тем большим числом ошибок и тем медленнее, чем меньше стимул отклоняется от эталона. Правда, данная зависимость не действует в зоне очень малых отличий от эталона и в зоне очень больших различий 3. • При воспроизведении текста, как ранее уже указывалось, человек путает слова и предложения, сходные по смыслу. • Число проб, необходимых для безошибочного заучивания, возрастает с увеличением сходства между элементами материала. Это было показано для бессмысленных слогов и бессмысленных изображений, для прилагательных, для согласных букв и т. д.4 [окончание cтраницы 410] -------------------------------------------------------------------- 1Клацки Р. (Память человека. М., 1978, с. 87) только ставит вопрос: может ли повторение принимать форму «внутреннего видения» образами? Данное исследование отчасти на него отвечает. 2См., например, Спайкер Ч. Гипотеза о взаимодействии раздражителей и объяснение образования сложного раздражителя. // Изучение развития и поведения детей. М., 1966, с. 305. 3См. Щехтер М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981. с. 31-33. 4Флорес Ц. Память. // Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже), 4. М., 1973, с. 230-231.
• Величина интерференции существенно возрастает при сходстве • В экспериментальной парадигме, изучающей феномен Струпа, 1 В задаче запоминания с дистрактором обнаружено: чем более сходен дистрактор с материалом, подлежащим запоминанию, тем хуже воспроизведение. Однако в этой экспериментальной [окончание cтраницы 411] ___________________ 1Klein G.S. Semantic power measured through the interference of words with color naming. // Amer. J. Psychol., 1964, 77, p. 576-588. 2 Cm. Neumann O. Informationsselektion und Handlungssteuerung. Inaug.-Diss. Воchum, 1980.
парадигме фактор сходства менее существенен, чем фактор слож- ности • В экспериментальной парадигме дихотического прослушивания оказалось, что помехи, вызванные отвергаемым сообщением, тем больше, чем выше сходство отвергаемого сообщения с основным. Так, по данным А. Трейсман, когда между двумя сообщениями было заметное физическое различие (например, музыка и речь), испытуемые без затруднений повторяли одно сообщение, и им не мешало другое. Если на оба уха подавалась речь на разных языках, успехи испытуемых уменьшались. Самая большая трудность для испытуемых возникала тогда, когда оба сообщения были речевыми, читались одним и тем же голосом и на одном языке 2. Подведём итог. При слабых критериях соответствия существует огромное количество разнообразных вариантов ответов испытуемого. Ужесточение критериев последовательно отсекает целые классы ответов. В каждый момент времени всегда остаётся много вариантов, соответствующих данному стимулу с точностью до выбранных критериев. Эти варианты относятся к некоторому ограниченному множеству, включающему вариант, адекватный стимулу с точки зрения внешнего наблюдателя. Само это множество на языке внешнего наблюдателя выглядит как в чём-либо сходное со стимулом. Таким образом, все варианты ответа, которые кажутся внешнему наблюдателю ошибочными (т. е.только сходными с правильными), для сознания вообще неразличимы между собой. Ибо просто такова точность принятых на данный момент критериев соответствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|