Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права





 

В условиях современной рыночной экономики изучение вопросов частного права приобретает особую актуальность. Рассматривая на уроках права юридические нормы гражданского, семейного и других областей частного права, учитель должен обратить внимание на прочное закрепление четких теоретических представлений обучаемых о главных юридических понятиях, используемых в данной сфере. Например, ребята должны запомнить, что представляют собой диспозитивные нормы права (данную дефиницию можно вводить только на старшей ступени обучения), в чем заключается свобода выбора модели поведения субъектов в этой сфере общественной жизни. Ученикам необходимо разъяснить схему о равенстве партнеров в договорных отношениях.

Несомненным успехом пользуются интегрированные уроки, где школьники показывают свои знания и в области экономики, и в области политики, и даже в области истории.

На уроках по изучению вопросов частного права следует организовывать работу с документами. Это могут быть извлечения из Гражданского кодекса, подзаконных нормативно-правовых актов и т. д. При этом необходимо дать образец разбора документа, помочь школьникам проанализировать его, а затем предложить ученикам самостоятельно проработать документы в классе и дома.

Методика работы на уроке при знакомстве с нормами частного права может включать в себя уже рассмотренные выше методы, приемы и средства обучения праву.

При этом важно знать, что, в отличие от материала по теории права, юридическое содержание параграфов о нормах гражданского, предпринимательского и др. отраслей права быстро устаревает, вводятся новые законы, отменяются старые нормы права. Учитель права должен постоянно отслеживать эту информацию.

Методика изучения конкретной темы в области частного права позволяет обратить внимание на:

а) формирование таких понятий, как гражданское право, договор, сделка, предприниматель, и т. д. (Их можно изучать различными способами.);



б) выявление внутрикурсовых связей (с теорией права и т. д.);

в) применение средств обучения в зависимости от уровня подготовленности и т. д.;

г) выявление основных трудностей темы.

В рамках изучения обществоведческих дисциплин рассмотрение вопросов различных отраслей права можно интегрировать в один—два урока. Например:

ТЕМА: ЧАСТНОЕ ПРАВО

Разъяснить учащимся правовые основы взаимодействия людей в сфере частного права, сформировать потребность уважительного отношения к законам в области трудового, семейного, гражданского права.

После изучения темы учащиеся должны:

— знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности;

— разъяснять сущность правоспособности и дееспособности лиц-участников правоотношений;

— знать особенности регулирования трудовых правоотношений (уметь составлять трудовые контракты, знать, в каких случаях происходит их расторжение, и т. д.);

— разъяснять сущность института брака и его правовое регулирование, знать права и обязанности супругов, а также родителей и детей.

ПЛАН УРОКА:

1. Предпринимательство и закон.

2. Трудовые права российских граждан:

а) Как заключить трудовой контракт?

б) В каких случаях прекращаются трудовые правоотношения?

3. Семья и право:

а) брак и его правовое регулирование;

б) правовые взаимоотношения родителей и детей.

1. В начале изучения темы учитель использует прием актуализации знаний, попросив ребят вспомнить, что такое система права и какие отрасли права известны.

Чем схожи между собой нормы гражданского, предпринимательского, семейного права? Ученики заметили, что такие нормы защищают интересы частных лиц, а участники таких правоотношений равны между собой, никто из них не обладает властью над другим.

В рамках гражданского права зародилось и стало особенно бурно развиваться в последние годы предпринимательское право. В него объединились нормы, регулирующие взаимоотношения юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, порядок их создания и функционирования, а также взаимоотношения с органами государственной власти.

Учитель разъясняет, что участников правоотношений называют субъектами права. К ним относят и различные объединения людей (фирмы, заводы и т. д.), и каждого человека в отдельности. Последние называются физическими лицами и обладают правоспособностью и дееспособностью. Виды юридических лиц можно показать по схеме (их дееспособность и правоспособность возникают одновременно, с момента государственной регистрации).

Правоспособность — способность иметь права и обязанности, а дееспособность — это способность распоряжаться правами и нести обязанности. Для закрепления темы используем схему на с. 155.

Ребятам предлагается принять участие в деловой игре.

«НА ПРИЕМЕ У ЮРИСТА»

Класс делится на 4 группы, каждая из которых готовит вопрос экспертам. Эксперты изучают материал ГК РФ (ст. 21, 26, 27, 28, 29, 30).

Затем учащиеся инсценируют возникшую проблему и обращаются за помощью к экспертам.

Примерные проблемы, над обсуждением которых может работать класс.

I. Пятнадцатилетний Сергей получил гонорар за использование своего произведения и решил положить свои деньги в банк. Но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом возрасте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Разрешите ситуацию с правовой точки зрения. (Эксперты руководствуются ст. 26 УК РФ.)

II. Коля (16 лет) работает в фирме «N» курьеров по трудовому контракту. В его собственности находится квартира. Может ли Коля продать квартиру? Ему срочно понадобились деньги, и молодому человеку требуется юридическая консультация. (Эксперты руководствуются ст. 27 ГК РФ.)

III. Десятилетнему Максиму подарили на день рождения дорогой компьютер. Было решено, что этой вещью он будет пользоваться самостоятельно. Может ли Максим продать свой подарок, ведь он является собственником этой вещи? (Эксперты руководствуются ст. 28 ГКРФ.)

Ученикам предлагается прочитать закон: ГК РФ (извлечение)

Ст. 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителями.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ.

По достижению шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с п. 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим кодексом.

4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами...

Ст. 27. Эмансипация.

1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства: с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя; либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

2. Родители, усыновители или попечитель не несут ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Ст.28.Дееспособностьмалолетних.

1.3 а несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или попечитель...

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами/предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или попечители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетним.

Правовые основы организации предпринимательства учащиеся изучают самостоятельно по учебнику. Прочитав материал, ребята делятся на группы, где:

— разрабатывается пошаговая модель деятельности тех, кто хочет заняться предпринимательством. (С чего следует начать? Куда можно обратиться? В какой форме выгоднее организовать бизнес?)

— предположим, что ребята решили организовать юридическое лицо. Пусть они разъяснят это понятие, охарактеризуют вид коммерческой организации и т. д. (Такой прием носит игровой характер; возраст ребят, их деятельность условна; ученикам можно поручить познакомиться с конкретными документами юридических лиц и т. д.)

2. Рассмотрение второго вопроса можно начать юмористической страничкой. Учитель просит выслушать ситуацию и пояснить, к какой отрасли правы мы обратимся в случае конфликта: «На корабле плыли цыгане. Команда судна решила заставить их трудиться по покраске корабля. Стороны заключили договор: «Цыгане, с одной стороны, а капитан корабля «Вихрь», с другой, обязаны покрасить корабль. Цыгане получают за работу N рублей. Дата. Подписи сторон». Через два дня цыгане работать прекратили, покрасив судно только с одной стороны. Капитан недоумевал. Цыгане пояснили, что свою сторону корабля они покрасили, следовательно, условия договора выполнили, в срок уложились. Результат достигнут».

Рассматривая ситуацию, ученики должны пояснить, что отношения сторон регулировались областью гражданского права, в рамках которой заключаются договоры подряда. Безусловно, цыгане не поняли смысловую нагрузку фраз, обозначенных в соглашении.

В случае конфликта мы не станем обращаться к трудовому законодательству, ибо трудовое право регулирует взаимоотношения работников в процессе труда и по поводу труда. В данной ситуации сторонам был важен результат, а не организация самого процесса труда.

Важным документом, скрепляющим отношения работодателя и работника, является трудовой контракт.

На доске вывешивается схема.

ТРУДОВОЙ КОНТРАКТ

Учитель просит прочитать обучаемых в книге, что означают следующие слова:

Профессия — это вид трудовой деятельности, определяемый характером и целью трудовых функций : юрист, врач, строитель.

Специальность — это более дробное деление профессии, одна из ее разновидностей. Например, врач может быть терапевтом, хирургом, окулистом, педиатром и т. д.

Строитель: плотник, каменщик, маляр. Юрист: нотариус, юрисконсульт и т. д.

Квалификация степень и вид профессиональной обученности, т. е. уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности и т. д.

Так школьники усваивают смысл понятий.

Класс делится на несколько групп, каждая из которых решает задачу.

Группа 1

Подскажите, как следует вести себя Иванову Алексею, которому исполнился 21 год, при приеме на работу во время собеседования.

Группа 2

Кузнецов Николай заключил контракт с директором фирмы «N» сроком на 1 год. Но через месяц нашел себе новое место работы. Подав заявление об уходе за 2 недели, он был удивлен тем, что директор не отпускает его. Разгорелся конфликт. Николай пояснял, что он не крепостной и соблюдает все нормы трудового права. Как урегулировать конфликт?

Группа 3

Михайлов Виктор заболел, взяв на неделю больничный лист. Но работодатель возмутился: выполнять работу оказалось некому. Пришлось пригласить Сидорчука Ивана, который встал на место прежнего работника. Возвратившись после болезни, Виктор узнал, что он уволен по производственной необходимости. Теперь его рабочее место занято.

Возник серьезный конфликт.

3. Из курса «Обществознание» для 8—9 классов учащиеся знают, что многие взаимоотношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми регулируются нормами семейного права.

Учащимся предлагается рассмотреть институт брака и пояснить, пользуясь материалом учебника, СК РФ, какие юридические правила нарушены в следующих ситуациях:

 
а) Игорь женился в первый раз 10 лет назад. Прожив вместе 1 год, супруги разъехались в разные города и фактически забыли о друге. Спустя 10 лет Игорь решил зарегистрировать брак с Инной, с которой он познакомился 3 года назад. Игорь и Инна любили друг друга и ждали ребенка. Чтобы не травмировать близких, Игорь решил один подать заявление в ЗАГС, и брак был зарегистрирован на том основании, что мужчина и женщина уже ведут совместное хозяйство и ожидают появления ребенка.

б) В субъекте федерации установлен брачный возраст — 14 лет, достигнув которого молодые люди могут официально регистрировать свои отношения. Однако их родители категорически возражают, поясняя, что создание семьи в этом возрасте рановато. Невеста вскоре согласилась с мнением родителей. Однако заявление в ЗАГС уже было подано. Жених пояснил, что отказываться от свадьбы нельзя. Угрожая ответственностью за неявку в день регистрации в ЗАГС, жених заставил девушку прийти насильно. Брак зарегистрировали.

в) Поясните, как может быть разделено имущество супругов в случае развода, если жена не работала и на деньги мужа были куплены: дача, квартира, дорогая шуба жене, костюмы мужу, машина, зарегистрированная на мужа.

Что можно было бы предусмотреть в брачном договоре?

г) Как может быть расторгнут брак, если у супругов нет детей и оба согласны на развод?

В конце урока ученики могут поработать с документом

«Конвенция ООН о защите прав ребенка». Ученики должны составить наглядную схему, поясняющую основные права детей в нашей стране.

Пусть ученики попытаются привести примеры правовых и неправовых отношений между родителями и детьми, сделав анализ конкретных ситуаций.

Итоги. (Многие нормы, регулирующие нашу жизнь, относятся к сфере частного права, затрагивая интересы частных лиц, обеспечивая их равенство в правоотношениях, представляя некую свободу в их поведении в силу диспозитивности правовых норм.) В конце урока учитель поясняет задание на дом.

Рисунки к уроку

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Право жить и воспитываться в семье

Право общаться с родителями и родственниками

Право на защиту

Право выражать свое мнение

Право иметь имя, отчество, фамилию

Право иметь собственность, получать содержание от родителей

Обязаны воспитывать детей

 
Обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей Обязаны защищать права и интересы детей Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

Обязаны содержать своих детей

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

 
Соглашение сторон

Истек срок договора

Призыв на военную службу

 
Перевод с согласия в другую организацию

Вступление в силу приговора суда

При ликвидации организации, сокращении штата

При несоответствии работника должности, выполняемой работе, из-за недостаточной квалификации, здоровья

Систематическое неисполнение обязанностей

Прогул

Восстановление работника, ранее выполнявшего работу

Появление в нетрезвом состоянии, наркотическом, токсическом опьянении

 
Совершение хищений, установленное приговором суда, компетентными органами

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

 

 

Изучение вопросов семейного права всегда вызывало интерес у обучаемых. Отдельные технологии обучения семейному праву связаны с рассмотрением других важных сторон общественной жизни. Они разработаны специалистами Молодежного Центра прав человека и правовой культуры:

ТЕМА. ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА

ЦЕЛИ:

1. Показать роль семьи в жизни общества.

2. Рассмотреть различные типы взаимодействия государства, общества и семьи.

3. Познакомить учеников с основными положениями Семейного кодекса РФ.

4. Разъяснить юридические права и обязанности членов семьи.

СИСТЕМА УРОКОВ

Урок 1. Семейные отношения в различных типах государства. Урок 2. Правовое регулирование семейных отношений: я и моя семья с позиции права.

 
 
 
Права человека. Книга для чтения. Часть 2; 3. 5—9 кл. — Молодежный Центр прав человека и правовые культуры. 2000.

Данная тема позволит познакомить учащихся с проблемами взаимодействия государства и семьи как общественного и правового института. На первом уроке предлагается игровая деятельность с обсуждением проблемы (создание мотивации), а на втором уроке разбираются, также в игровой форме, конкретные проблемы российского законодательства, регулирующего семейные отношения.

УРОК 1. СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПА Х ГОСУДАРСТВА

ЗАДАЧИ УРОКА

Учащиеся должны:

— осознать взаимосвязь семейных отношений с определенным типом государства;

— научиться анализировать семейные проблемы;

— учиться преодолевать возникшие конфликтные ситуации.

ПЛАН УРОКА

1. Что такое семья?

2. Права и обязанности членов семьи.

3. О взаимоотношениях в семье.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА

Описание четырех стран на карточках-фигурках, изготовленных из цветной бумаги (Приложение 1), карточки с описаниями персонажей (Приложение 2).

ХОД УРОКА

1. Данный урок начинается с игры «Семейное путешествие». Учитель раздает детям элементы цветных фигурок. Если элементов больше, чем участников, он предлагает взять два элемента, но обязательно одного цвета.

2. Участники игры разбиваются на команды по цветам карточек.

Каждая команда из элементов собирает фигурку и читает на ней название и описание своей страны.

3. По очереди каждая команда вытягивает карточку с судьбой героя фильма или литературного произведения и читает ее для всех вслух. Дается несколько минут для совещания в командах, далее от каждой команды выбирается глашатый, и он объявляет, какая судьба ожидает данного героя в его государстве.

4. На следующем этапе игры участникам сообщается, что после всемирного потопа им чудом удалось выжить и они оказались на необитаемом острове. Теперь им предстоит жить вместе и нужно сообща выработать законы, по которым они будут жить. В частности, сегодня их задача создать Семейный кодекс. Участники вспоминают все ситуации, которые они обсудили в классе, им важно понять, что, так как они уже не принадлежат к своему государству, а создают новое, им вовсе не обязательно придерживаться обычаев своей родины. Каждая команда, посовещавшись, предлагает свой свод законов (можно ограничить количество законов или дать ограниченное время на обсуждение). Законы команд, понравившиеся всему классу, выносятся на доску, и совместными усилиями вырабатывается общий свод законов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По своему усмотрению учитель может приготовить ксерокопии фрагментов Семейного кодекса и раздать их учащимся для самостоятельного чтения и изучения дома.

УРОК 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: Я И МОЯ СЕМЬЯ С ПОЗИЦИИ ПРАВА

ЗАДАЧИ УРОКА

Учащиеся должны:

 познакомиться с основными правовыми нормами Семейного кодекса РФ;

 научиться применять их при анализе конкретных жизненных ситуаций.

ПЛАН УРОКА

1. Какие законы регулируют взаимоотношения в семье?

2. Учимся анализировать семейные проблемы.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА

Карточки с отдельными статьями из Семейного кодекса РФ; карточки с ситуативными примерами для анализа семейных проблем.

ХОД УРОКА

1. Учитель напоминает, что на прошлом уроке учащиеся совершили путешествие в разные станы и познакомились с семейными проблемами различных людей, а затем сами смогли разработать Семейный кодекс. Теперь им предстоит ознакомиться с реальными законами страны, в которой они живут. Для этого учащиеся разбиваются на команды по 45 человек, и в каждую команду дается одинаковое количество карточек с отдельными статьями из Семейного кодекса РФ.

2. Учащиеся в течение нескольких минут читают и внимательно изучают карточки (можно так распределиться, чтобы каждый рассматривал несколько ситуаций).

3. По очереди команды вынимают из мешочка или шапки, приготовленных учителем, карточки с ситуациями, рассмотренными на прошлом уроке, и напоминают их одноклассникам. Все команды пытаются найти на своих карточках те правовые нормы, которые, по их мнению, подходят в данной ситуации. Поскольку выигрывает та команда, у которой не осталось карточек, все слушают очень внимательно и судят, действительно ли карточка подходящая.

4. Команда, которая первой вытянула карточку с ситуацией, забирает себе все подходящие карточки со статьями из кодекса и через очень короткое время выносит решение что может произойти с героем в нашей стране.

5. Если карточки с ситуациями кончатся раньше, чем карточки со статьями Кодекса, выигрывает та команда, у которой карточек со статьями кодекса осталось меньше.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.