Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Принцип детерминизма.




Тема №4. Основные принципы психологии

Учебные вопросы:

1. Сущность и содержание понятия принцип.

Принцип детерминизма.

3. Принцип развития в психологии.

Системный характер научного психологического знания.

Принцип активности в психологии.


ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М. 1999.

2. Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологические основы. М. СГУ. 2001.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс.1995.

4. Зинченко ВП, Смирнов СД. Методологические вопросы психологии. М.: МГУ. 1983.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., МГУ. 1976.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ., 1988.

7. Философия. Ростов-на-Дону. Феникс. 2001.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1,2. М., 1989

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984.

10. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.1978.

11. Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука. 1988.


1 вопрос. Сущность и содержание понятия принцип.

Отметим, что ряд категорий выступали на разных этапах оте­чественной психологии как принципообразующие. В первую очередь это категория личности. Так, разными авторами формулировался «лич­ностный подход как принцип психологии». В настоящее время прин­цип личностного опосредствования неразрывно связан как с деятельностным подходом, что закреплено в названии книги А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», так и с принципом активности, развиваемым в психологии познания и психологии личности с разных теоретических позиций (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Д. Смирнов и др.).

Проведение психологического исследования, разработка и применение его методов зависят не только от особенностей предмета, целей и задач исследования, но и от методологических позиций науки, от лежащих в ее основе принципов.

Принцип (лат. principium - основа, первоначало) - это:

· Первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.

· Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

· Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.

В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

В современной литературе наряду с общим толкованием принципа используется термин «объяснительные принципы психологии».

Принципы объяснения - это основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.

К основным принципам психологии А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский относят всего 3 объяснительных принципа: принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития. В разных источниках число принципов варьирует от 3 до 9.

Так, например, можно встретить описание таких принципов как:

- единства сознания и деятельности,

- системно-деятельностный принцип,

- взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, целостности, личностного и даже

- принцип личностно-социально-деятельностного подхода (А.В.Барабанщиков, Н.Ф.Феденко).

Мы подробнее рассмотрим принцип детерминизма, принцип системности, принцип активности и принцип развития.

вопрос. Принцип детерминизма.

Детерминизм (от лат. determinare - определять) - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Принцип детерминизма заключается в причинной обусловленности психических явлений. При постановке и решении проблем детерминации психического так или иначе встает вопрос о философско-методологической трактовке причин­ност и.

В досократовский период в философии античного мира понятия при­чины и начала не были разведены.

Так, Анаксагор (первая половина V в. до н. э.) предполагал, что Вселенной движет Ум («нус» по-гречески). Ум и организует порядок в мире, и движет миром, и познает мир.

Д уали­стиче ская позиция этого философа проявилась в предположении, что как субстанция нус входит в состав только живых существ, устройство которых позволяет ему в разной степени проявляться, и движения ду­шевного и телесного не следует смешивать.

Сократ (470-399 до н. э.) разочаровался в Анаксагоре, потому что увидел, что «умом он не пользу­ется вовсе и не указывает настоящих причин упорядоченности вещей, а ссылается на всякие там воздухи, эфиры, воды и множество других не­лепых вещей» (цит. по кн.: Соколова, 1995, с. 49).

То есть, Ум как причи­на появляется там, где неизвестной оказывается естественная причина.

А нтично сть дала ряд вариантов в понимании детерминизма (ато­мистическ ий, т елеологически й и др.), из которых линии Демокрита, автора первых психологических сочинений (вторая половина V в. до н. э.), и Аристотеля (384-322 до н. э.), автора трактата «О душе», оказались наиболее тесно связанными.

В эпоху античности действо­вал постулат о нераздельности души и тела. Тем самым не было необ­ходимости строить отдельно представление о детерминации для мира внешнего и мира психических реалий.

В материалистической трактовке устройства Вселенной Демокрито м не нашлось места даже сверхъестествен­ным силам, поскольку все подчинено необходимости, понятой как цепь причинно-следственных отношений. У Демокрита на организм механически действовали потоки атомов.

Ощущения же происходили благодаря истечению от предметов тонких пленок, отражаемых влажной частью глаза благодаря встречным атом­ным потокам.

Ученик Демокрита Протагор ввел идею относительности познания. В идеалистической трактовке Платоном начал бытия, необходимость имела иной источник — идею как принцип вещи, как смысловую модель ее бесчисленных чувственных проявлений. Творит же идеи мировая душа, или ум-демиург, не выво­димый из материальных начал.

Для Платона познание должно было стать не чувствен­ным, а только умственным; рациональность его задана возможностью использования универсальных схем мышления, но эта «рациональность» заключалась в «припоминании» душой истинных сущностей, которые не представлены в видимом мире.

В период до оформления классической картины мира, принявшей форму механистического детерминизма, разрабатывались варианты предмеханистического детерминизма.

Так, в XIII в. возник так назы­ваемый «оптический» детерминизм, связанный с исследованиями зрительных восприятий и оформивший законы зрения как подчиненные законам оптики, что в европейской философии связано с именем Род­жера Бэкона (1214-1294). Причинный ряд физических явлений в за­конах оптики получал математическое выражение, а психических — соответствующую причинную детерминацию.

Механистический детерминизм превалировал в принципах научного познания в Новое время — с XVII до середины XIX в., — сменившись формами биологического детерминизма. Механистический, или линейный, детерминизм не обладает таким важнейшим свойством, как необратимость во времени, поскольку классическая механика, изучая статику или динамику объектов и их взаимоотношений, не обладает теоретическим аппаратом для описания их развития и эволюции (И.С.Пригожин, И.Стенгерс).

Представление о цели (будущем состоянии среды) как о причине противоречит тому, что цель будет достигнута в результате целенаправленного действия на среду, и в данной паре событие является следствием. Порядок причины и следствия в этих случаях инвертирован, что приводит к очевидному временному п арадоксу. Парадокс легко разрешается, если направленность на цель понимать не как влияние будущего на прошлое, а как реализацию моделей совершившихся ранее целостных взаимодействий, зафиксированных в специальных структурах.

Детерминизм включает причинность к ак совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно:

- системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого),

- детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину),

- детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности),

- целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.

Абсолютизация формы причиннос ти ведет к фатализму, вульгаризации детерминизм а.

Положенная в основу классической картины мира причинность на­зывается физикалистской причинностью, поскольку отражает взаимо­действия в физическом мире, причем понятом в рамках классического естествознания, где господствовала ньютоновская картина мира.

Физикалистская причинность предполагае т влияние одних мате­риальных условий (факторов) на другие исходя из предположений о законах, отражаемых в обобщенных или так называемых универсаль­ных высказываниях, проявление которых и служит основанием при­чинных высказываний.

При этом в Новое время произошло удвоение в понимании причин­ной детерминации.

С одной стороны, причина заложена в необходимо­сти, связываемой с проявлением закона как логической координации, в рамках которой находят свое детерминистское объяснение эмпириче­ские закономерности.

С другой стороны, проявление этой необходи­мости реализуется в связи с причинно-действующими условиями, где в качестве воздействия выступает фактор, названный позже причин­но-действующим условием (и впоследствии — «независимой перемен­ной»).

Позже соотношение индивидуального — частного и общего — зако­номерного было переосмыслено в представлении о вероятностном де­терминизме. Учитывая множественность понимания детерминизма и вероятности, ограничимся наиболее представленным в классических картинах мира понятием лапласовского детерминизма. Забегая не­сколько вперед, обратимся к идеям великого французского математи­ка, написавшего «Опыт философии теории вероятностей» (вышел в 1814 г.).

В подходе П. С. Лапласа (1749-1827) вероятность рассматривалась как связанная с неполнотой знания, т. е. в качестве характеристики познания, а не мира. Вхождение вероятностных методов в науку стало стимулом для изменения понимания детерминизма, а также фило­софского представления о самих вероятностях.

В XVIII в. появились первые работы по использованию статисти­ческого материала в сфере описания социальных явлений. Немецкий военный пастор И. Зюсмильх так определил предмет в названии своей работы, вышедшей в 1761 г.: «Божественный порядок в изменениях человеческого рода, т. е. основательное доказательство Божественного провидения и промысла по отношению к роду человеческомуиз срав­нения родившихся и умерших, бракосочетавшихся и родившихся, в осо­бенности же из постоянного соотношения родившихся мальчиков и де­вочек, и т. д.».

Он впервые подошел к статистике не как к описательной дисциплине, как это было принято в университетах тогдашней Герма­нии, а как к средству выявления причинных связей.

X. Вольф написал в предисловии к этому труду, что он является «опытом, показывающим, как теория вероятностей может применять­ся к явлениям человеческой жизни» (цит. по кн.: Купцов, 1976, с. 55).

В последующем причинность, причем в лапласовском ее понимании, стала распространяться на социальные явления. В XIX в. исследования по социальной статистике продемонстрировали возмож­ность раскрытия законов как эмпирически устанавливаемых статисти­ческих закономерностей.

Это положило начало пониманию закона как закона-тенденции, против которого выступил в последующем приме­нительно к регуляции поведения человека немецкий психолог К. Ле­вин (1890-1947), а продолжил это обоснование в понимании психоло­гических законов советский психолог Б. Ф. Ломов (1927-1989).

Для XIX в. завоеванием стало утверждение о том, что действия чело­века не произвольны в том смысле, что они причинно обусловлены, хотя их причины гораздо труднее раскрыть, чем в мире физическом. Так, в концепции свободы воли французского интуитивиста А. Бергсона де­терминированность поступка при свободе выбора была связана со всем предшествующим личностным развитием челов ека.

Таким образом, человек, будучи свободным от законов внешнего мира, не может оказать­ся свободным от самого себя — его действия внутренне детерминирова­ны всей линией его жизни.

Современная психология дает другие трак­товки самодетерминации. Но мы останавливаемся на методологическом значении вероятностных представлений для науки.

В работах английского биолога Ч. Р. Дарвина (1809-1882) было по­ложено начало причинному объяснению как достижению целесооб­разности. Последующая смена лозунга на «Да здравствует эволюция!» изменило отношение к случаю (и случайности). «Теория, в которой ставится задача описать закономерный процесс эволюции, объяснить удивительную гармонию живой природы, по мнению многих, принци­пиально не могла опираться на вероятностно-статистическую основ у» [Купцов, 1976, с. 118]. Нас в данном случае интересовал только один аспект — вклад признания объектив­ной вероятности и случайности как не противоречащих картине мира с однозначной детерминированностью явлений.

Биологический детерминизм был связан с развитием представлений о живом организме. Он включил предположение о развитии, о взаи­модействии в системе «организм—среда», о механизмах стабилизации биологических процессов на определенном уровне, о детерминации бу­дущим и т. д. То есть здесь уже не представляется возможным гово­рить об одном типе детерминации.

Остановимся, однако, на позиции Фрэнсиса Гальтона, пионера в области применения вариационной ста­тистики к индивидуальным особенностям человека, английского пси­холога и антрополога. Он рас­пространил принцип статистического закона на умственные способ­ности. Однако если в «социальной физике» отклонения от среднего полагались на «игру случая», то у Гальтона они строго детерминиро­ваны фактором наследственности.

В этом он полагался на идеи своего двоюродного брата Ч. Дарвина, развитые в гипотезе о происхождении видов путем естественного отбора. Став основателем дифференциаль­ной психологии, он наиболее полно реализовал идею биологического детерминизма в своем построении объяснений.

Развивавшееся па­раллельно ассоцианистское учение до работы Дж. Милля обходилось принципами механистического детерминизма, а после его работ — хи­мического.

В научных школах, пришедших на смену психологии сознания, био­логический детерминизм стал одним из объяснительных принципов. Им утверждались,

во-первых, роль адаптации, приспособления орга­низма к среде в целях выживания и,

во-вторых, вероятностный харак­тер реакций как принцип естественного отбора.

Зависимость психических явлений не от нервной системы, а от сре­ды обитания организма — вот тот основной тезис, который был поло­жен в «Основы психологии» Г. Спенсером.

Эти принципы были четко представлены, в частности, в концепции научения, разработанной американским психологом Э. Торндайком (1874-1949) в его опытах с животными, который разработал новый тип ме­тодического оснащения экспериментов: так называемые «проблемные ящики», освобождение из которых или вход в которые мог осуществ­ляться только путем проб и ошибок. Если же случайно — по вероятно­стному принципу — животное выполняло нужное движение, то воз­никала связь между этим движением и ситуацией. Но эта связь должна была быть подкреплена, чтобы возник инструментальный условный рефлекс.

Закон эффекта, введенный Торндайком, предполагал, что если реакция животного подкрепляется наградой, то она закрепляется в поведении. Итак, связи закрепляются в нервной системе благодаря пе­реживанию удовлетворения.

Пока укажем только на следующую линию влияния биологическо­го детерминизма, которая не стала прошлым в истории и методологии психологии. Апелляция к детерминации, связанной с развертыванием процессов в нервной системе, — один из основных путей редукциониз­ ма в психологии.

Существенным направлением реализации биологического детерми­низма было решение проблемы отношения психики и деятельности мозга, прослеживаемое в XX в. в отечественной психологии в ходе ряда дискуссий [Шорохова, 1968]2.

Вышли также книги, закреплявшие методологическое обоснование путей решения психофизиологической проблемы в сторону раскрытия все более глубоких механизмов связи психического и психофизиологического как якобы снимающих эту проблему [Ломов, 1984].

Особую линию в развитии биологического детерминизма следует связать с концепцией П. К. Анохина (1989-1974). Благодаря его тео­рии функциональных систем понятие акцептора действия ввело но­вое понимание целевой причины в схемы научного познания. И не случайно рядом психологов эта теория продолжает рассматриваться в качестве психофизиологического основания детерминистского по­нимания целевой регуляции поведения.

Еще раньше в принципах физиологии активности Н. А. Бернштейном (1896-1966) были разработаны уровневые представления о регуляции движений и действий, где цель связывалась с понятием двигательной за­дачи и понятие образа потребного будущего было включено в психологи­ческую регуляцию, а не только в психофизиологическую.

В постнеклассический период развития физики роль вероятности возросла до фундаменталь­ного принципа: «Нам необходимы не только законы, но и события, которые привносят в описание природы элемент радикальной новиз­ны...» [Пригожий, 2000, с. 12]. Но уже и в предшествующие периоды вероятность не отождествлялась с незнанием, о чем можно говорить применительно к разным способам включения статистики, основан­ной на вероятностных представлениях, в научные исследования при­роды.

Принцип детерминизма особенно важен для периода накопления и обобщения информации о раскрываемой теме.

Описание явления без выяснения причин его возникновения является типичным случаем несоблюдения этого принципа, что может привести к грубейшим ошибкам.

Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономер но.

Детерминизму противостоит теологическое учение (от гр. теос - бог), индетерминизм.

Детерминация, или причинность, - генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия), поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).

Причинная связь асимметрична - она приводит к порождению нового и как процесс развития необратима. Именно отношение генерации, порождения между причиной и следствием, является отличительной чертой причинно-следственной связи, тогда как их последовательность во времени - лишь результат такого отношения.

Важно отметить, что причинно-следственные отношения могут быть установлены лишь в эксперименте.

Для дисциплин, исследующих живые организмы, и для психологии в том числе, важную роль играет целенаправленность, т.е. направленность на достижение результата или заранее предполагаемого события. Существует традиция объяснения этого явления через специальные виды детерминации (целевой детерминации или детерминизма типа обратной связи у А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского).

Следует различать принцип детерминации как реализацию отношения порождения (детерминация лежит в основе развития, возникновения новых объектов, явлений и их свойств) и концепцию детерминизма, при помощи которой описывают взаимодействия объектов в классической механике.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...