вопрос. Принцип активности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Принцип активности - принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира. Человек как субъект деятельности может по-разному к ней относиться - он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником. Принцип активности реализовывался в ряде концепций: в теории онтогенетического развития А. Валлона он направлял выделение особого предмета изучения — эмоционально-тонической активности, действующей в единой системе с предметно-направленными действиями [Анцыферова, 2004]; в вюрцбургской школе выделяли активность мышления как основание несводимости его регуляции к ассоциативным механизмам; в культурно-исторической концепции активность субъекта выступила как активность в преобразовании собственной психики на основе орудийного использования стимулов-средств. Активность в субъектно-деятельностном подходе и в подходе, вводящем понятие надситуативной активности [Петровский, 1992], в свою очередь, отличается от названных направлений реализации общего принципа. Роль принципа активности в общепсихологическом знании была обоснована именно в отечественной культурно-деятельностной школе (этот термин А. Г. Асмолов ввел для указания на преемственность общепсихологической теории как развивающей взгляды Выготского — Леонтьева — Лурии). Таким образом, принцип активности можно рассматривать как связанный именно с реализацией принципа деятельностного подхода (и субъектно-деятельностного) в психологии. В то же время, как мы покажем далее, в психологии принцип активности развивался и в иных контекстах. А. Г. Асмолов назвал формулой активности слова А. Н Леонтьева «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет» [Асмолов, 1983, с 123], включив в принцип активности положения о самодвижении, саморазвитии деятельности.
При анализе перехода от стимульной парадигмы к деятельностной при построении образа было выделено три параметра проявления активности (Смирнов С. Д., 1985): 1) инициировани е действия субъектом; 2) направленност ь на изменение внешней действительности (уничтожение определенности внешней действительности); 3) отставленность во времени и пространстве акта деятельности от окончательного результата, с одной стороны, и от инициировавших его событий — с другой, а также наличие между ними многих опосредствующих действий (если так можно выразиться, их удаленность друг от друга в пространстве структурных элементов деятельности, которая может прямо не коррелировать с их пространственной и временной отставленностью). Реализация принципа активности применительно к познавательным психическим процессам шла в советской психологии именно по пути их деятельностной трактовки. В физиологии активности Н. А. Бернштейном были открыты законы регуляции действия как законы порождения и построения, а в работах А. Н. Леонтьева — особенности двойной детерминации построения образа (свойствами объекта и задачами субъекта). Целевая регуляция при исследованиях восприятия, памяти и мышления также понималась как регулирующая роль активности субъекта в их актуалгенезе. Наконец, исследования активности субъекта как внутренних моментов его саморазвития и самодетерминации стали реализацией принципа активности в области исследований личности. Обычно различают активность ситуативную, произвольную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть устойчивой, эпизодической, кратковременной и т.д.
Применительно к психологии понятие активности используется двояко с выделением его специфического и неспецифического значения. Неспецифическое (по отношению к собственному психологическому уровню анализа), более широкое значение этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида. В этом своем значении психическая форма активности противопоставляется всем другим, допсихическим формам, как б олее ограниченным, менее развитым и содержательно бедным. Активность психического раскрывается здесь, прежде всего через такие специфические механизмы и функции, как регуляция, целеполагание, антиципация (предвидение), задержка, объективация, а также связывается с такими проявлениями психического мира личности, как сознание, воля, установка, отношение, мотивация, направленность или с определенными действиями и внешними актами, и, наконец, с особыми потребностями в активности, в развитии, в самореализации и т. д. Специфическое значение понятия активности в психологии связано с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью - пассивностью. По параметру активность—пассивность достигается более содержательная, более качественная характеристика психических явлений в различных областях современной психологии, особенно в психологии личности, мышления, деятельности. С понятием пассивности связываются в них не просто представления об отсутствии какой-либо активности, или об ее меньшей интенсивности, а идеи о качественно другом, более низком уровне функционирования психическог о. В этом своем специфическом значении психологическое содержание понятия активности отражает не столько количественные, сколько качественные характеристики психических явлений. В соответствии с этими двумя значениями понятие активности в системе современного психологического знания имеет не только общепсихологический статус, но и выступает в качестве принципа исследования.
Методологическое значение понятия активности в психологическом исследовании раскрывается, прежде всего, в принципе активности субъекта деятельност и. В этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного отношения к стоящим перед ним задачам, но и отношения, которое исходно требует от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения новых творческих задач. Реализация этого принципа выводит психологическое исследование на уровень анализа высших, наиболее зрелых, качественно более богатых форм активности личности, с вязанных с творческой деятельностью, инициативой, гражданской смелостью, с оптимизацией всех возможностей и способностей, благодаря которым личность становится субъектом собственного и одновременно социально-исторического развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|