Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Принцип развития в психологии.




Развитие — это разрешение противоречий между внеш­ним и внутренним, между причинами и условиями, между системами и подсистемами, между уровнями и т. д.

Принцип развити я связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. Генетический путь рассмотрения при этом связывается не только с содержательными основаниями, представленными в теории, но и с ме­тодом построения исследования. Так, метод лонгитюда претендует на проверку гипотез о развитии [Бурменская, 2004].

Становлению этого принципа способствовали труды отечественных психологов. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что развитие психики является «не только более или менее интересной частной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии».

Он считал, что проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется.

Исследуя способности, Б.М.Теплов утверждал, что развитие реализуется в процессе деятельности, а сама способность «не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

Л.С.Выготский констатировал, что обучение формирует психическое развитие и считал, что при этом создаются новые, совершенно особые формы сознательной деятельности. Он называл свой метод экспериментально-генетическим «в том смысле, что он ис­кусственно вызывает и создает генетически процесс психического раз­вития» [Выготский, 1983, с. 95]. Здесь речь шла о том, чтобы предста­вить всякую высшую форму поведения «не как вещь, а как процесс».

Соответствующий методический прием, реализованный в принципе по­строения методик двойной стимуляции, позволял анализировать ста­новление высших психических функций как процесс их опосредство­вания (и тем самым преобразования).

Более широкое понимание предполагает принцип развития, исполь­зуемый как методологическая опора в рамках любой теории, где об­суждаются его движущие силы и влияющие на него факторы. В отече­ственной психологии разработана концепция ведущей деятельности, в рамках которой в онтогенезе происходит становление основных но­вообразований психического развития.

В некоторых зарубежных тео­риях продолжает проявляться «конечная» причина, предуготавливающая движение психического развития к некоторому финальному состоянию. Таким конечным состоянием в эпигенетической концеп­ции Э. Эриксона выступает этап индивидуальности, в концепции когнитивного развития Ж. Пиаже — стадия операционального интеллек­та (формальное завершение структуры группировок).

Анализ динамики регуляции процесса может давать свидетельства о его развитии. Однако не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие.

Переструктурирование психологических систем — важный критерий развития. Так, Л. С. Выготский демонст­рировал этот принцип в книге «Мышление и речь», говоря о перестрой­ке процессов в переходе от младшего школьного возраста к старшему и соотношении процессов обучения и развития. В ходе освоения науч­ных понятий меняется не только внутренняя структура мышления ребенка, но и системная организация сознания в целом; в частности, это выражается в изменении взаимоотношений между мышлением и памятью.

Л. И. Анцыферова дает такое определение этого принципа: Под развитием в широком смысле обычно понимается изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением но­вого качества (возникновением качественных новообразований).

Л. И. Анцыферова выделяет следующие особенности такого процесса, важные для психологии и педагогики [Анцыферова, 1978]:

А. Необратимость. Любая деградация, обратное развитие, не явля­ется зеркальным отражением поступательного развития; возвра­щение системы на исходный уровень функционирования воз­можно лишь по одному или нескольким показателям — полное восстановление того, что было раньше, невозможно. Любое развитие включает в себя две диахронические структу­рыпрогресс и регресс. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие дру­гие (за все надо платить, гласит житейская мудрость).

Б .Неравномерность развития. Периоды резких качественных скач­ков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.

В .Зигзагообразность развития. Неизбежным во всяком развитии яв­ляется не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема. Этот фе­номен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в не­которых отношениях хуже, чем старые. Когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья.

В такого рода переходах обычно выделяются три фазы:

фаза дезор­ганизации и кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры;

сензитивный период быстрого развития и реализа­ции новых возможностей;

критический период — снижение темпов раз­вития, повышение уязвимости системы.

Г. Переход стадий развития в уро вни. При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с не­которыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы.

Так, первые две стадии развития мышлениянаглядно-действенное мышление и образное мышление — не исчезают с появлением понятийного, но сохраняются в качестве особых форм для решения задач определенного типа.

Д. Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохране­нию достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.

Одна из недостаточно освещенных проблем — смена одних законов и одних факторов детерминации развития другими, так как п сихические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии.

Это развитие может рассматриваться в двух планах:

* в плане исторического развития человека вообще и

* в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни.

Изучая данную сторону проблемы А. Н. Леонтьев сфор­мулировал следующую основную закономерность; законы биологиче­ской эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-исторического развития. Развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта.

Взаимосвязь и развитие - два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа.

Неразделимость взаимосвязи и развития проявляется в том, что

взаимосвяз ь реализуется в развитии,

а развити е - это «способ существования... систем, связанный с образованием качественно новых... структур... за счет развивающего эффекта» (Я.А.Пономарев).

Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем.

Таким образом, принцип развития (психики) предлагает рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. Т.е. психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее р ассматривают статично, вне движения и развития.

Сложность понимания принципа развития в психологии связана с тем, что развитие выступает и как предмет изучения, и как базовая категория, и как объяснительный принцип.

Психология развития (и акмеология) выделена в отдельную предметную дисциплину, взаимодей­ствующую с общей психологией, психогенетикой, психологией лично­сти.

Анализ развития как актуалгенеза психических явлений происходит с совершенно разных теоретических платформ в рамках разных пси­хологических школ. В самом же принципе развития необходимо, види­мо, выделять смены его интерпретаций не только в психологических теориях, но и в разных парадигмах, что еще не стало предметом специ­альных работ. Сегодня совершаются новые открытия, и применительно к принципу развития возможны из­менения его понимания. Все чаще говорят о саморазвитии и о самоде­терминации как о новых тенденциях в понимании детерминации раз­вития будущим.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...