Вопрос. Принцип развития в психологии.
Развитие — это разрешение противоречий между внешним и внутренним, между причинами и условиями, между системами и подсистемами, между уровнями и т. д. Принцип развити я связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. Генетический путь рассмотрения при этом связывается не только с содержательными основаниями, представленными в теории, но и с методом построения исследования. Так, метод лонгитюда претендует на проверку гипотез о развитии [Бурменская, 2004]. Становлению этого принципа способствовали труды отечественных психологов. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что развитие психики является «не только более или менее интересной частной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии». Он считал, что проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется. Исследуя способности, Б.М.Теплов утверждал, что развитие реализуется в процессе деятельности, а сама способность «не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности». Л.С.Выготский констатировал, что обучение формирует психическое развитие и считал, что при этом создаются новые, совершенно особые формы сознательной деятельности. Он называл свой метод экспериментально-генетическим «в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетически процесс психического развития» [Выготский, 1983, с. 95]. Здесь речь шла о том, чтобы представить всякую высшую форму поведения «не как вещь, а как процесс». Соответствующий методический прием, реализованный в принципе построения методик двойной стимуляции, позволял анализировать становление высших психических функций как процесс их опосредствования (и тем самым преобразования).
Более широкое понимание предполагает принцип развития, используемый как методологическая опора в рамках любой теории, где обсуждаются его движущие силы и влияющие на него факторы. В отечественной психологии разработана концепция ведущей деятельности, в рамках которой в онтогенезе происходит становление основных новообразований психического развития. В некоторых зарубежных теориях продолжает проявляться «конечная» причина, предуготавливающая движение психического развития к некоторому финальному состоянию. Таким конечным состоянием в эпигенетической концепции Э. Эриксона выступает этап индивидуальности, в концепции когнитивного развития Ж. Пиаже — стадия операционального интеллекта (формальное завершение структуры группировок). Анализ динамики регуляции процесса может давать свидетельства о его развитии. Однако не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем — важный критерий развития. Так, Л. С. Выготский демонстрировал этот принцип в книге «Мышление и речь», говоря о перестройке процессов в переходе от младшего школьного возраста к старшему и соотношении процессов обучения и развития. В ходе освоения научных понятий меняется не только внутренняя структура мышления ребенка, но и системная организация сознания в целом; в частности, это выражается в изменении взаимоотношений между мышлением и памятью. Л. И. Анцыферова дает такое определение этого принципа: Под развитием в широком смысле обычно понимается изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований). Л. И. Анцыферова выделяет следующие особенности такого процесса, важные для психологии и педагогики [Анцыферова, 1978]:
А. Необратимость. Любая деградация, обратное развитие, не является зеркальным отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям — полное восстановление того, что было раньше, невозможно. Любое развитие включает в себя две диахронические структуры — прогресс и регресс. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие (за все надо платить, гласит житейская мудрость). Б .Неравномерность развития. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. В .Зигзагообразность развития. Неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема. Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые. Когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья. В такого рода переходах обычно выделяются три фазы: фаза дезорганизации и кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры; сензитивный период быстрого развития и реализации новых возможностей; критический период — снижение темпов развития, повышение уязвимости системы. Г. Переход стадий развития в уро вни. При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. Так, первые две стадии развития мышления — наглядно-действенное мышление и образное мышление — не исчезают с появлением понятийного, но сохраняются в качестве особых форм для решения задач определенного типа. Д. Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.
Одна из недостаточно освещенных проблем — смена одних законов и одних факторов детерминации развития другими, так как п сихические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: * в плане исторического развития человека вообще и * в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. Изучая данную сторону проблемы А. Н. Леонтьев сформулировал следующую основную закономерность; законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-исторического развития. Развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта. Взаимосвязь и развитие - два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимосвязи и развития проявляется в том, что взаимосвяз ь реализуется в развитии, а развити е - это «способ существования... систем, связанный с образованием качественно новых... структур... за счет развивающего эффекта» (Я.А.Пономарев). Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем. Таким образом, принцип развития (психики) предлагает рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. Т.е. психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее р ассматривают статично, вне движения и развития. Сложность понимания принципа развития в психологии связана с тем, что развитие выступает и как предмет изучения, и как базовая категория, и как объяснительный принцип. Психология развития (и акмеология) выделена в отдельную предметную дисциплину, взаимодействующую с общей психологией, психогенетикой, психологией личности.
Анализ развития как актуалгенеза психических явлений происходит с совершенно разных теоретических платформ в рамках разных психологических школ. В самом же принципе развития необходимо, видимо, выделять смены его интерпретаций не только в психологических теориях, но и в разных парадигмах, что еще не стало предметом специальных работ. Сегодня совершаются новые открытия, и применительно к принципу развития возможны изменения его понимания. Все чаще говорят о саморазвитии и о самодетерминации как о новых тенденциях в понимании детерминации развития будущим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|