Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Максимизация прибыли на основе применения предельных величин




В данном случае основной принцип максимизации состоит в том, что прибыль максимизируется в точке, в которой любое даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

                            (3)

где Mn(q) — предельная прибыль от объема продукции;

MR(q) — предельный доход (выручки) от объема продукции;

MC(q) — предельные издержки от объема продукции.

Рисунок 1 Схема

Из формулы (3) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному до­ходу:

MR (q)= MC (q).                              (4)

Поясним это на условном примере работы одного из предприя­тий. Данные о выпуске количества изделий, валовых постоянных издержках, относимых на соответствующее производство, валовых переменных издержках, относимых на соответствующий выпуск продукции, валовых издержках производства и обращения, а также результаты расчета средних и предельных издержек, на единицу изделия, приведены в табл. 1 (цифры для удобства округлены).

Вторая графа таблицы содержит данные о цене спроса, соответ­ствующие количеству возможной реализации изделий. Функция спро­са от цены получена на основе линейного уравнения:

q = -4,78р+13 712,1.

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения цены для разного количества продаж исчисляется по формуле:

В количестве 3000 шт.:

Таблица 1

Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек

Коли­чество изделий   Цена руб./ шт.   Валовой доход (выруч­ка), тыс. руб. Валовые издерж­ки, тыс. руб.   При­быль, тыс. руб.   Предель­ный доход, руб./шт.   Предель­ные издержки, руб./шт. Предель­ная прибыль, руб./шт.  
Р Вп(ТР) ТС М=(3)-(4) MR МС Мп
Пl 2 3 4 5 6 7 8
1000 2659 2659 2630 29 2659 2630 29
2000 2450 4900 3340 1560 2241 710 1531
3000 2241 6723 4020 2703 1833 880 1143
4000 2031 8124 4540 3584 1401 520 881
5000 1822 9110 5025 4085 986 485 501
6000 1613 9678 5600 4078 568 575 —7
7000 1484 9828 6420 3408 150 820 -670
8000 1195 9560 7615 1945 -268 1195 -1463
9000 986 8874 9310 -436 -686 1695 -2381
10000 777 7770 13675 -5905 -1104 4365 -5469

 


В количестве 6000 шт.:

В количестве 8000 шт.:

При больших объемах продаж спрос становится неэластичным.

Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5) соответствующих значений из преды­дущей строки. Например, предельная прибыль равна:

для объема продаж 5000 шт. —

для объема продаж 7000 шт. —

Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (прирост­ные) показатели определяются в расчете на единицу продукции, услуги или работы.

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной кон­куренции или монопольного рынка. Так, например, пищевые пред­приятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях сво­бодной конкуренции. Это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.

Из этого следует, что для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при ко­тором предельные издержки предприятия в производстве и реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

Р = MC (q).

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках. Данные о производ­стве, издержках, прибыли, а также предельных величин приведены в табл. 2.

Таблица 2 Экономические показатели и расчеты предельных величин

Выпуск банок

 

Цена, тыс. руб. шт.

 

Валовой доход (выручка), тыс. руб. Валовые издержки тыс. руб.   Прибыль, млн руб.   Предельный доход, тыс. руб./шт. Предельные издержки, тыс. руб./шт. Предельная прибыль, тыс. руб./шт.  
Вр ТС Вр-ТС MR = P МС (6) - (7)
1 2 3 4 5 6 1 8
0 135     -7200
35 135 4725 9240 -4515 135 54 77
150 135 20250 13200 7050 135 34 101
210 135 38350 15840 12510 135 44  
250 135 33750 18000 15750 135    
270 135 36450 19680 16770 135    
288 135 38880 21312 17586 135   44
305 135 41175 22920 18255 135 95 40
316 135 45525 24360 18165 135 144 -9
316 135 42660 24510 18150 135 150  
317 135 42795 24672 18123 135 162  
318 135 42930 24852 18078 135 180  
319 135 43065 25056 18009 135 204  
320 135 43200 25269 17904 135 240 -105

 

Из таблицы следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных раз­мерах (сравним графу 6 и 2). Иными словами, рыночная цена зада­ется рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой до­ход выражается линейным уравнением с нулевым свободным чле­ном и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:

Вр=135000 q.

Максимальная прибыль получается при объемах реализации око­ло 310 банок. По данным таблицы, она составляет 18255 тыс. руб. при реализации 305 банок.

В интервале 105—315 банок предельная прибыль равна нулю.

При дальнейшем росте объема реализации она становится отри­цательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли.

Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в раз­мере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реали­зацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.

Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена — прибыль» (табл. 3).

Таблица 3 Взаимосвязь «цена — прибыль»

Изменение прибыли

 

Изменение цены

 

 

Повышается

 

Понижается

 

 

1

 

2

 

3

 

 

Прибыль увеличивается

 

Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос)

 

Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли

 

 

Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит)

Эластичный спрос

 

 

 

Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия

Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился

 

 

Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя

Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена

 

 

Повышение цен конкурентами в отрасли

Более низкие цены открывают выход на новые рынки

 

Уход с рынка ряда конкурентов

 
 

Прибыль

уменьшается

 

Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)

Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)

 

 

Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)

Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)

 

 

 

 

Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей

 

Уход с рынка

 

 

 

Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке

 

 

 

Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов*

             
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...