Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат
В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты). Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем peaлизации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле: (33) Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле: (34) Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такойформуле: (35) где Мвн — новая валовая маржа, руб.; Мо — желаемая прибыль, руб.; а — исходный процент валовой маржи к выручке от реализации; Мви — исходная валовая маржа, руб.; а — новый процент валовой маржи к выручке от реализации. Рассмотрим характер этих изменений на примере условного предприятия, который имеет следующие показатели: • годовое производство изделий — 100 000 шт.; • цена одного изделия — 2860 руб./шт.; • средние переменные расходы — 1 800 руб./шт. При таком объеме реализации, цене и переменных затрат предприятие имеет следующие показатели: • выручка от реализации — (2 860 • 100 000) = 286 млн руб.; • переменные расходы — (1 800 • 100 000) = 180 млн руб.; • валовая маржа — 106 млн руб.; • постоянные расходы — 53 млн руб. Прибыль равна 53 млн руб. Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли. Итак: новая цена — (2860 + 286) = 3146 руб./шт.; новая выручка — 3146 руб./шт. • 100 000 = 314,6 млн руб.; переменные расходы — (1800-100 000) = 180 млн руб., или 57% в выручке;
валовая маржа — 134,6 млн руб., или 43%; постоянные расходы — 53 млн руб., или 17%. Прибыль равна 81,6 млн руб., или 26% от выручки. Как видим, прибыль увеличилась с 53 млн до 81,6 млн руб., или на 53%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле (35), составит: Все это можно оформить так, как показано в табл. 7. Таблица 7 Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10%
Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.). Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допустим, предприятию в результате модернизации удалось снизить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,3 млн руб. и составить (53 + 5,3)=58,3 млн руб., а постоянные издержки —(53 млн руб. + +47,7 млн руб.)=100,7 млн руб. Объем реализации, на который может пойти завод при сохранении прежней прибыли (53 млн руб.), показан в табл. 8. Таблица 8 Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%
Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага. Это означает, что если завод увеличивает объем реализации на 10%, то выручка также возрастает на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага увеличится на (М= 10-2) = 20%. Проверим полученный результат: новая выручка при увеличения объема на 10% составит: (286 + 28,6) = 314,6 млн руб; переменные расходы — (180 + 18) = 198,0 млн руб.; валовая маржа равна 116,6 млн руб.; постоянные расходы равны 53,0 млн руб.; Прибыль равна 63,6 млн руб. Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 — 53), т.е. на 20% (10,6:53- 100). На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влиянияна прибыль, получаемую предприятием. Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 53%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 88%; 10%-е изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%. В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации. где Ипост — постоянные расходы, тыс. руб.; Rп — пороговая рентабельность, млн руб. Qп — пороговый объем реализации, шт.; апр — процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реализации, %; Ц — цена изделия, руб. Запас финансовой прочности в этом случае составляет: Зпр= (Вр-Rп)=286 млн. руб. - 156,8 млн. руб.=129,2 млн. руб. или почти 45% выручки (129,2: 286). Как видим, предприятие имеет большой запас финансовой прочности, позволяющий ему свободно оперировать факторами, влияющими на ее величину. В данном случае руководство предприятия должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли. Предельные издержки и предельный доход. Большую роль играют предельные величины. Предельные издержки - это издержки, которые необходимы для обеспечения прироста производства продукта. Предельные издержки можно определить как дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. При этом дополнительные единицы продукта должны быть обеспечены наиболее дешевым способом. Обычно предельные издержки представлены переменными издержками, т.к. в коротком периоде постоянные издержки не меняются.
Для вычисления предельных издержек надо знать, как изменяются издержки при возрастании количества продукции на единицу. Обратимся к табл. 2. В колонке 5 представлены предельные издержки, которые получены путем вычитания из валовых издержек последней единицы валовых издержек предыдущего количества. Например, чтобы получить сумму предельных издержек при выпуске трех единиц продукции, нужно из валовых издержек этого количества вычесть валовые издержки производства двух единиц (355-340=15). Полученные 15 долл. являются предельными издержками для производства трех единиц продукции. Общий, средний и предельный доходы. Различают общий (валовый), средний и предельный доходы. Общий доход - это сумма доходов, поступающая от продажи определенного количества блага. Этот доход вычисляется умножением количества произведенного продукта на его цену. Средний доход - это доход на единицу продукции, которые равен частному от деления валового дохода на количество проданного блага, т.е. он равен рыночной цене самого блага. Предельный доход - это такое приращение дохода, которое образуется за счет продажи предельной единицы товара. В условиях совершенной конкуренции (цена продукта не зависит от ее производства) предельный доход равен цене блага. В условиях несовершенной конкуренции (производитель может сам устанавливать цены) положение меняется. Соотношение предельного дохода и цены, методику вычисления предельного дохода в условиях несовершенной конкуренции проследим по таблице 3.
Как видно из табл. 3, фирма уменьшает цены по мере увеличения количества производимой продукции. Сопоставление 2-й и 3-й колонок показывает, что наибольший валовый доход обеспечивается не самой высокой ценой. Цена в 134 долл. обеспечит самый высокий доход на единицу произведенной продукции, но поскольку будет продана всего одна единица, то фирма получит наименьший валовый доход. Наивысший валовый доход фирма получит, продав 7 ед. продукции по цене 74 долл. Это будет для фирмы оптимальная цена и оптимальное количество продаж. Для вычисление предельного дохода при продаже одной дополнительной единицы продукции, которое дается в колонке 4, надо взять последовательно каждые два соседних числа в колонке 3 и вычесть из второго первое (например, 134-0=134, 248-134=134 и т.д.). Сравнение 2-й и 4-й колонок показывает, что в условиях несовершенной конкуренции предельный доход всегда меньше цены. Теперь объединим таблицы 2 и 3, чтобы определить прибыль предприятия, которая равна разности между валовым доходом и валовыми издержками. В табл. 3 мы предполагали, что издержки равны нулю.
Анализ табл. 4 показывает, что максимальная прибыль (104 долл.) имеет место при выпуске 6 ед. продукции и цене 84 долл. за единицу, хотя наивысший валовый доход обеспечивает производство 7 ед., но прибыль в этом случае падает, т.к. увеличиваются валовые издержки. Второй способ определения оптимального выпуска продукции, который дает максимально возможную прибыль - это сравнение предельного дохода и предельных издержек, т.е. сравнение данных колонок 6 и 7. С ростом производства до определенного момента предельный доход превышает предельные издержки. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, необходимо сокращать производство, т.к. прибыль будет уменьшаться. Точка оптимального выпуска продукции для получения максимальной прибыли будет находиться там, где предельный доход будет равен предельным издержкам. Итак, фирма обеспечивает себе максимальную прибыль в том случае, когда предельный доход от продажи последней единицы продукции будет равен предельным издержкам на ее производство. Таким образом определяется оптимальный выпуск продукции для предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|