IV. История и исторические науки. Вспомогательные исторические дисциплины.
Стр 1 из 31Следующая ⇒ Билет 1I. Предмет истории История (с греческого от historia) - рассказ о прошлом. 1) объективный процесс развития вселенной, природы, человечества и общества; 2) наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходящих событий, понять и оценить ход исторического процесса. История и историк изучает факты и их интерпретирует (дает объяснение, толкование) Факт - установленное событие, истина. Факты могут быть как абсолютными, так и гипотетическими и даже ложными. Функции истории: 1. Познавательная 2. Интеллектуально-развивающая 3. Практически-политическая 4. Мировоззренческая 5. Прогностическая 6. Воспитательная (форм. патриотизм) Проблемы объективного изучения: 1. Трудность проверки выводов 2. Затрагивает интересы разл. социальных слоев, партий, групп II. История как наука. Основные направления исторической науки. · Всемирная история с точки зрения исторического времени делится на древнюю, средних веков, новую и новейшую; · История регионов и территорий: континенты, страны, области, города и т. д. · История наций, государств и народов; · Изучение истории по отраслевым или тематическим признакам: история политических институтов, партий и церквей; история культуры, науки и техники; история экономическая, политическая, международных отношений и военная; история математики, физики; исторические биографии и история повседневности; · Философия и методология истории. III. Методологические основы истории История как наука появилась с формированием определенных принципов и методов, позволивших привести знания о прошлом в определенную систему. Со времен Геродота (5 век до н. э.) сложились основные исторические методы и принципы.
Основные принципы: · Материализм или идеализм; · Объективность или субъективность; · Историзм (оценка фактов в их совокупности, подлинности и процессе развития) или метафизичность (сверхчувственный опыт достижения бытия). Методы: · Описательный; · Хронологический; · Проблемно-хронологический; · Сравнительно-исторический. Совокупность методов и принципов, которыми пользуются ученые, составляют методологию. Методология, которой руководствуется большинство исследователей, называется господствующей (пример - коммунистическая теория). Пароли той или иной методологии в истории исторической науки можно выделить три этапа: 1. До 17 века, в России до 18 века, развитию истории определял провиденциализм, с позиции которого прошлое рассматривалось как череда событий, происходящих по воле Бога. Исторические труды: анналы, летописи, хроники. 2. С 17 века до первой половине 19 века господствовал рационализм, с позиции которого прошлое рассматривалось как череда событий, происходящий по воле великих людей. 3. С середины 19 века основой исторической науки стал позитивизм, когда прошлое рассматривается как объективное закономерное прогрессивное развитие общества, идущее под влиянием определенных факторов (социально-экономических, географических, природно-климатических). Формационный и цивилизационный подходы к истории С середины 19 века в рамках позитивизма возникло 2 подхода к истории: формационный и цивилизационный. >Формационный подход - это взгляд на прошлое как процесс, единый однолинейный прогрессивный, идущий по определенным закономерностям и ступеням. Классическим его примером является марксистская теория формации. С точки зрения Карла Маркса, история человечества - история развития и смены общественно экономической формации. Ведущий фактор развития экономики - совершенствование орудий труда. Маркс и Энгельс разделили общество на 5 общественно экономических формаций:
1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Переход от одной формации к другой осуществляется путем революции Однако у этой теории много неясностей, а именно все народы на заре человечества стартовали от одной черты. Почему же одни вырвались далеко вперед, а другие отстали? Попытки ответить на этот вопрос привели к формированию теории цивилизаций. >Цивилизационный подход - это взгляд на прошлое как на процесс не единый многолинейный, как на процесс появления, развития и гибели отдельных цивилизаций, который ставит в центр исторического процесса человека и общество с особенностями его менталитета. Цивилизация - (от латинского civitas - гражданский, государственный городской) развитое состояние общества или сообщества людей со сходным менталитетом идеалами и духовными ценностями, социально политической ориентацией, экономикой и культурой. Менталитет - (от французского mentalite- психология, мышление) устойчивые передающиеся от поколения к поколению традиции этноса, обычаи, модели поведения, культурные ориентиры, которые зафиксированы на уровне подсознания (архетипы сознания). Создатели теории цивилизации: Н.Я. Данилевский, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Ницше. Ученые выделяют разное количество цивилизаций вплоть до нескольких 10-ков и три основных его типа: 1. Природные сообщества, 2. Восточные, 3. Западные. IV. История и исторические науки. Вспомогательные исторические дисциплины. Вспомогательные исторические науки занимаются оценкой систематизацией и использованием источников. · Археология, · Этнография, · Археография (изучает древние рукописи и печатные памятники), · Генеалогия (изучает родственные связи семей и отдельных лиц), · Нумизматика (изучает древние монеты), · Геральдика (изучает гербы и флаги), · Эпиграфика (изучает древние надписи на камне, дереве и т.д.), · Историческая хронология (изучает календари народов мира), · Краеведение. Исторический источник - это совокупность исторических объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующий о прошлом человека.
Виды источников Источники квалифицируются на группы и виды в соответствии со способом сохранения информации. Группы: 1. Письменные (текстовые летописи, делопроизводственные документы, материалы прессы, письма, дневники, мемуары); 2. Неписьменные (фотографии, киноматериалы, видеоматериалы, географические карты и планы, произведения живописи и скульптуры и т.д.) Историография - это наука изучающая развитие исторических событий (описание истории, исторического процесса и историю развития самой исторической науки). Отцом исторической науки считается Геродот (древнегреческий историк 5 века до нашей эры). В "Истории" Геродота содержаться наиболее ранние сведения о наших далеких предках. Символ истории - богиня Клио. Так называется первая книга Геродота. В Древней Руси с появление государственности и письменности возникает летописание, с которого началось изучение прошлого. В начале 12 века монах Киево-Печерского монастыря Нестор свел местные летописные своды в "Повесть временных лет". С конца 17 века историческое знание постепенно превращается в науку. В 18 веке известны имена таких историков как Феофан Прокопович, Петр Шафиров, Василий Никитич Татищев, считающийся первым русским историком ("История российская с самых древнейших времен"). Классиками отечественной исторической науки 19 века стали Василий Осипович Ключевский ("Курс русской истории в пяти томах"), Николай Михайлович Карамзин ("История государства российского в 12 томах"), Сергей Михайлович Соловьев ("История России с древнейших времен в 29 томах"). К началу 20 века в отечественной историографии сформировались 3 направления в изучении отечественной истории: 1. Монархическая, 2. Либеральная, 3. Марксистская. После 1917 года начался марксистско-ленинский этап в развитии историографии. Энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма стал "Краткий курс ВКП(б)" (1938 год). С 80-х годов историки смогли воспользоваться всем комплексом источников, контактами с зарубежной наукой, независимой печатью. Во всем мире стали известны такие имена историков как Рыбаков, Яшин, Зимин, Скрынников, Павленко и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|