Билет 3. Происхождение и расселение восточных славян.
Славяне относятся к индоевропейской семье народов, языковой группе, индоевропейской культуре и антропологическому типу. Группу сородичей, к которым принадлежат славяне, называются ариями или арийцами. I. Термин "славяне" Сам термин "славяне" до сих пор удовлетворительно не объяснен. Существуют такие предположения, как: 1. Возможно, термин связан со "словом" и так наши предки могли именовать себя в отличие от других народов, речь которых они не понимали и были для них немыми, т.е. немцами. Отсюда славяне, словене, словяне, т.е. те, кто владеет словом. 2. Сами славяне данное название выводят чаще всего из корня "слава", т.е. народ славный, знаменитый. Отсюда и имена многих русских князей. 3. По утверждению западных историков, древние римляне, а позже византийцы, обращаемые в рабство варварами, назывались "славянами" или "склавинами" (от sklave - раб). Необходимо отметить, что сам термин славяне возник не сразу и не вдруг стал общеупотребляемым, что мы увидим при рассмотрении темы этногенеза славян. II. Генезис (происхождение) славян Проблема этногенеза славян относится к одной из самых сложных в науке. Термин " этногенез " состоит из двух слов: этнос (племя, народ) и генез (зарождение, развитие). Этноним - это национальное имя (имя народа). Древняя история славян отражена в достаточно скудных письменных источниках, а также данных археологии, лингвистики, антропологии и этнологии. Так материалы исторического языкознания свидетельствуют о том, что праславянский язык (праславянская общность) выделяется из индоевропейского, 1,5-2 тысячи лет тому назад и более существенные связи имел балским языком. Обособление славян из индоевропейской общности и разделение славянских и балтийских диалектов большинство словистов относят к 6-5 векам до нашей эры.
Переход от праславянского к славянскому этапу в этногенезе русского народа обозначить трудно. Здесь особое значение приобретают письменные источники. Так праславянскими считают племена венедов или венетов, о которых упоминают в своих трудах античные и византийские авторы. Позднее появляется этноним "анты" и новое название "скловины", "славяне", "словене", которое первоначально применялось к населению окраины Венецкой земли, а позднее (к 9-10 векам) стало общим собирательным наименованием. По сведениям готского епископа Иордана (7 век), венеды, анты, скловины - огромное племя, живущее на пространствах от истоков Вислы. По мнению большинства ученых в формировании русской нации главную роль сыграли анты, объединение восточнославянских племен, живущих между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра. III. Проживание и расселение восточных славян В результате масштабных миграционных процессов, получивших название "Великое переселение народов" (4-8 века), произошел распад этих праславянских группировок. Славяне заселили земли восточной, центральной и юго-восточной Европы и к 6-7 векам возникли 3 современные ветви славянства: 1. Восточные (русские, украинцы, белорусы) -предки анты 2. Южные (болгары, сербы, хорваты) -склафины 3. Западные (чехи, словаки, поляки)-венеды Осваивая пространства современного центра России, восточные славяне столкнулись с древнейшим его населением, т.е. финно-угорскими и литовско-балтийскими племенами. Находившиеся на более низкой стадии развития эти племена подчинялись культурному влиянию славян и ассимилировались с ними. Однако не со всеми соседями отношения были столь же мирными. На восточных и южных рубежах славяне постоянно испытывали натиск со стороны кочевых племен: гиов, гуннов, аваров, хазар, болгар, угров, половцев и других.
Места проживания и расселения древних славян, получившие название "прародина", также определены неоднозначно. Существуют миграционная и автохтонная теории: 1. Согласно автохтонной теории, восточные славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы (современная Польша, Украина и Польша). Автор теории – Рыбаков. 2. По одной из миграционных теорий (балканская теория) о дунайской прародине славян. Славяне переселились на территорию Восточно-европейской равнины с берегов рек Вислы, Одер, Эльбы, Дуная. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, а оттуда на Днепр. Автором теории является Нестор, а в 19 веке ее придерживались Ключевский, Соловьев, Платонов. В современной исторической науке - это самая распространенная теория. Вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонами Восточной Европы или пришельцами, к 8-9 векам славяне определенно жили от Онежского, Ладожского и Ильменского озер на севере до устьев рек Прут и Днестр на юге, от Карпат на западе до Волги и Оки на востоке. На этой территории были расселены 15 племенных союзов, образовавшихся в 6 веке в результате объединения мелких племен вокруг наиболее сильного племени, по названию которого получал название весь союз. Места расположения племенных союзов известны нам из летописно географической традиции (Нестор – «Повесть временных лет»), подтвержденные археологией 20 века. Протогосударства. В 8 - 9 веках возникают объединения племенных союзов в первое государство. В арабских источниках упоминается Куявия - с центром в Киеве, Славия - с центром в Новгороде, Артания - в Рязанской земле. В 6 веке главной ячейкой общества у восточных славян была родовая община. Родовая община - коллектив кровных родственников, совместно ведущих хозяйство. Они совместно владели землей, орудиями труда, лесами пастбищами водоемами и поровну делили результаты труда. Во главе стояли старейшины. В 8-9 веках родовые отношения стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и с переходом от подсечного к пашенному земледелию, где не требовались совместные усилия. Основной хозяйственной единицей стала семья. Происходит замена родовой общины на соседскую или территориальную, члены которой не кровные родственники, а соседи. На юге она называлась «мир», на севере – «вервь». В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лес, сенокосы, пастбища и водоемы, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли - наделы, которые постепенно переходили в собственность. Семья обрабатывала их своими личными орудиями труда и получала в собственность весь собранный ею урожая. Происходило накопление прибавочного продукта, возникало имущественное неравенство, зарождалась частная собственность. В племенной среде выделялась нарочитая чадь. Чадь - это вожди, старейшины, знаменитые воины, облагавшие соплеменников данью, т.е. полюдьем, которое бралось с каждого двора, или дыма, или земельной площади им обрабатываемой, которое называлось рало или плуг и объявляло себя собственником земель.
Славянский мир постепенно переходил от родовой демократии к военной демократии, как форме племенной организации в эпоху разложения первобытно общинного строя. Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече. Вече - народное собрание, сообща решавшее все вопросы и выбиравшее князя, должность которого затем становится наследственной. В условиях частых воин возросла роль князя-военачальника. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных. Таким образом, в 5-8 веках у восточных славян постепенно складывались предпосылки для возникновения государства. Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ. Главным занятием славян было земледелие. Пахали сохой на лошадях или на волах. Также славяне с давних пор занимались скотоводством, однако из-за климатических условий оно было не очень развитым. Широкое распространение получило бортничество – добыча меда и воска от лесных пчел – и охота.
Славяне были язычниками (см. Язычество) – они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Небо именовалось Сварогом, и все небесные явления приписывались его детям, сварожичам. Особым почетом пользовался у славян сварожич Перун, бог грома и молнии. Это был воинственный бог, покровительствовавший славянам в войне. Другой сварожич, Даждьбог, олицетворял благотворную силу огня и солнца, а губительную силу огня и солнечного зноя почитали под именем Хорса. Богом ветра и бури был Стрибог. Древний славянин любые изменения в природе и жизни приписывал воле богов и старался умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображений богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Жрецов – особых посредников между людьми и богами – тоже не было. Жертвы мог приносить всякий, кто хотел. Зато у славян существовали волхвы-ведуны, или кудесники – люди, умевшие узнавать волю богов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|