Заключительное слово. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка.
Заключительное слово. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка. Будем же милосердными!
ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ КЛЮЧ ВРАГА МИЛОСЕРДНОГО В. Немирович-Данченко
Весна шагает по земле. Цель: Эстетическое и экологическое воспитание учащихся. Задачи: Ознакомление с природными процессами, происходящими весной. Расширение кругозора детей, привитие им любви к родной природе. Оборудование: на доске – карточки с изображением цветов, птичьих «домов», весенние пейзажи; живые цветы: подснежники и фиалка: карточки с изображением птиц (грач, соловей, пеночка, жаворонок, мухоловка, скворец, ласточка, овсянка), лесной полянки; «телеграмма».
Ход урока:
Учитель: Сколько времен года вы знаете? (Дети отвечают). Послушайте и отгадайте загадку и тогда узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.
Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю. Движения полна. Зовут меня... (весна). Учитель: Правильно! К нам пришла весна. А что происходит весной? Какие приметы весны вы знаете? (Дети отвечают: «Бегут ручьи», «Прилетают птицы», «Тает снег», «Становится теплее» и т. п. ). Я знаю, что вы знаете немало стихов о весне. Может быть кто-то расскажет нам стихотворение или отрывок? 1-я ученица: Снова к маю прилетели Соловьи из-за морей. На земле от звонких трелей Сразу стало веселей. (Ф. Рахимгулова) 2-я ученица: Ласточка Улетела ласточка За тридевять земель... Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель. Возвращайся, ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, ласточка, Прилетит весна! (Борис Заходер) 3-я ученица: Весна Светел неба синий шёлк, Вышло солнце - снег сошёл! Мы уже окно раскрыли, Даль лучиста и ясна. На грачиных черных крыльях Прилетела к нам весна! Высоко на гибких ветках Пап и мам хвосты торчат... Там качать под небом ветер Будет маленьких грачат. Колыбельную и сказки Будут слушать - ветер ласков, А в гнезде покой, уют... И птенцы закроют глазки И под звездами уснут.
Учитель: «Птицы прилетели, весну принесли», - говорили в старину. Птиц любили. Их вышивали на полотенцах, делали рукомойники, похожие на птичьи головы: из клюва текла вода; пекли булочки в виде птиц с глазами из сушеной черники. Птицы возвращаются из теплых краев, а мы хотим помочь им быстрее обжиться дома. Но для этого нужно знать, в каких домиках живут разные птицы. (На доске висят изображения: скворечника, дупла, ласточкина гнезда; гнезда, свитого на ветке и гнезда, находящегося на земле. Учитель показывает карточки с изображением различных птиц. Дети по очереди угадывают название птицы и где она живет). Теперь мы знаем, кто в каком домике живет. Ребята, а вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах постоянно, не улетая в теплые страны на зиму? Сейчас проверю. (Загадывает загадки).
У дупла листок пришпилен, А живет там дядя... (филин). Прячьтесь, куры! В небе ясном Черной тенью кружит... (ястреб). Кто на елке, на суку Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка) Плотник острым долотом Строит дом с одним окном. (Дятел) Летает ночью, а не мошка. Ловит мышек, а не кошка. (Сова) Бела как снег, Черна как жук, Повертится как бес, И - обратно в лес. (Сорока) Учитель: Сегодня мы встретили вернувшихся с юга птиц, полюбовались их нарядом, помогли им расселиться в домики... Но не везде, ребята, наступила весна. Сегодня я получила загадочную телеграмму. Прочитаем ее вместе? (Читают ученики: «Помогите! Лес спит! Весна». ) Ребята, надо помочь? Вы согласны? Давайте разбудим животных, которые еще
Ученица: Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж) Под берегом сидит Тарас, Кричать горазд. (Лягушка) Из куста шипуля, За ногу тяпуля. (Змея) Сам мал, незаметно хожу, А много ношу. (Муравей) Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт; Летит - воет, Падает - землю роет. (Жук) Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) Кто в лесу глухом живет Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу? (Медведь) Полосата полоса, Но не шмель, и не оса, Целый день, хоть и мала, Бойко трудится... (пчела) Учитель: Молодцы, ребята! Скажите мне, а что еще происходит весной, кроме прилета птиц и пробуждения животных и насекомых? Дети отвечают). Правильно - распускаются цветы. Еще лежат сугробы снега, а на проталинках появляются голубые пролески, подснежники. (Демонстрирует подснежники). Древняя легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег. Пожалев Еву, снежинки превратились в цветы. С тех пор подснежник стал вестником весны. Может, кто-то из вас знает стихотворение или загадку о подснежнике?
1-я ученица: Голубенький чистый Подснежник-цветок, А рядом - сквозистый Последний снежок. Учитель: Апрель - время подснежников. В старину говорили: «Апрельский цветок ломает снежок». Подснежники - растаявшая тайна зимы. Так же ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны: снежно-белые, розовые, желтые, красные. (Показывает карточку с изображением тюльпана). Степь при их цветении становится сказочным ковром. Родина тюльпанов - Ближний Восток. Но столицей тюльпанов стала Голландия. Когда-то очень давно один чудак голландец за редкую луковицу тюльпана отдал свой каменный дом. Дикие тюльпаны с незапамятных времен росли в наших южных степях. И подснежники, и тюльпаны являются первоцветами, так как рано начинают свое цветение. Но с каждой весной первоцветов становится все меньше и меньше. Цветки их мельчают, в ряде мест они могут и вовсе исчезнуть. И тюльпан, и подснежник занесены в Красную книгу.
4-я ученица: Я подснежник рвать не стану! Он один на всю поляну, Пусть растет, красуется, Ясным днем любуется!
Учитель: Чтобы не уничтожить разные виды цветов на планете, многие цветоводы-флористы выращивают их специально в парниках, на клумбах, специально отведенных плантациях. Они следят за тем, чтобы ни один сорт или вид цветов не перевелся. Они выращивают большое число цветов специально для того, чтобы мы с вами могли близким для нас людям дарить букеты цветов. Вы тоже можете на даче, у дома, в палисаднике вырастить любые понравившиеся вам цветы.
А этот цветок, наверняка, вы все знаете. (Показывает карточку с изображением розы). Кто скажет, как он называется? (Дети отвечают). Розу называют царицей цветов. Поэты всех времен и народов не устают воспевать пленительную красоту розы.
Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Римский император Нерон заплатил бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши, венком из роз украшали девушек. Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гилюстан - страной роз. В Болгарии растут розы, из которых получают розовое масло.
Этот цветок (демонстрирует фиалку) называют лесной феей. У него чудесный нежный запах, очаровательная бледно-лиловая или белая окраска. Кто знает, что это за цветок? (Дети отвечают). В Древнем Риме, в Афинах, это был самый почитаемый цветок. Около древних городов простирались плантации фиалок.
5-я ученица: На солнечной опушке Фиалка расцвела – Лиловеныеие ушки Тихонько подняла. В траве она хоронится От загребущих рук. И тот, кто ей поклонится, Ей сразу видно: друг. Учитель: Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. (Показывает карточку с изображение ландыша). Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышком книзу, и из каждого кувшинчика льется тончайший аромат. Когда ландыш отцветает, на месте белых цветков завязываются красные ягодки. Одна из легенд уверяет, что это горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. Ландыш поник с горя, и появились кровинки - слезинки. А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садего. А он отдал свое сердце девушке Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. А там, где упали слезинки, выросли ландыши - символ любви 6-я ученица: Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. (С. Я. Маршак)
Учитель: К сожалению, ландыши исчезают, их рвут безжалостно, собирают в букеты вместе с листьями. А, значит, обрывают корневища. От этого цветы погибают.
Темной ночью белых лилий Сон неясный тих. Ветерок ночной прохладой Овевает их. Ночь их чашечки закрыла, Ночь хранит цветы В одеянии невинном Чистой красоты.
Кто может показать, где на доске изображена лилия? Лилия получила свое название от древнегреческого слова «ла-ли», что означает «белый-белый».
Вы много раз видели этот цветок - белый с желтой сердцевиной на стройной зеленой ножке. (Показывает карточку). Склонится набок, как будто смотрит на свое отражение в воде, и грустит, и печалится. Это нарцисс. Жил когда-то, рассказывает легенда, прекрасный юноша Нарцисс, который был сьшом речного бога. Его любила не менее прекрасная девушка. Только Нарцисс любил свое отражение и не замечал ничего вокруг. Он приходил к чистому ручью и любовался в нем на свое отражение. И так любовался до тех пор, пока его не покинули силы, и он умер. На том месте, куда склонилась голова юноши, вырос белый душистый цветок, который назвали нарциссом.
А знаете ли вы, как называется этот цветок? (Показывает карточку). У нас в палисаднике возле террасы Растут голубые анютины глазки. Они распускаются быстро, как в сказке, Чуть робкое солнце пригреет в апреле, Анютины глазки уже засинели. На волю они пробиваются смело, Зимою под снегом им, знать, надоело.
Многие поэты воспевали в стихах нежные полевые цветы: ... Твой глазок на ножке твердой Затерялся в колосках. И цветет красавец гордый На засеянных полях. Это стихотворение о цветке, который очень красив в венке. И еще он никак не пахнет. Вот он (показывает карточку с изображением василька). Ребята, знаете вы, что это за цветок? (Дети отвечают) Среди разнотравья можно увидеть голубые колокольчики, нежные, чарующие, изящные.
Я иду. Со всех сторон Легкий-легкий, тонкий-тонкий Будто слышится мне звон. Колокольчик! Колокольчик! Неужели это ты? Так звенишь и так трепещешь Там, где травы и цветы. Кто скажет, где на доске изображен колокольчик? Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который все видит. Думаю, вы без труда догадаетесь, как называется этот цветок.
7-я ученица: По всем полянам и полям Ромашка с мая месяца На счастье нам, на радость нам Растет, цветет и светится. Учитель: Богиня Флора появилась на Земле и стала одаривать именами цветы. Всем цветам дала имена и хотела уже удалиться, но вдруг услышала слабый голосок: «Не забудь меня, Флора! Дай мне какое-нибудь имя. » Пригляделась Флора и увидела совсем крохотный голубенький цветок. «Хорошо, - сказала Флора, - ты будешь называться незабудкой. Я наделю тебя чудесной силой- восстанавливать память тем людям, которые забудут близких, друзей, Родину». (Показьшает карточку с изображением лесной полянки). Кто из вас может показать, где здесь находится незабудка? 8-я ученица: Незабудковое небо Учитель: Порой и взрослые, и дети, возвращаясь с речки, из леса, с луга, несут охапки цветов. Мы хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу. Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25000 растений. 9-я ученица: Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. (Берестов)
Учитель: Действительно, природа беззащитна перед человеком. А охрана ее - наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее - значит и его. Ведь не многим выпадает удача помочь спасению тигра или кита. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому из нас. Давай пройдемся тихо по лужку, «Здравствуй», - скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтобы срывать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Ну вот, ребята, и закончилась наша «весенняя» беседа. Я вижу, что вы добрые друзья птицам, животным, растениям и никогда не обидите их. Но прежде, чем отправиться на перемену, скажите мне: какие птицы прилетают к нам весной? (Дети отвечают). А кто назовет птиц, которые никогда не улетают от нас? (Дети отвечают). Ребята, скажите: какие животные просыпаются весной после зимней спячки? (Дети отвечают). А теперь, дети, ответьте мне на последний вопрос: с какими цветами вы сегодня познакомились? А может кто-нибудь сказать, какие из этих цветов занесены в Красную книгу? (Дети отвечают). Молодцы, ребята! Все запомнили!
Правонарушения. Ответственность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|