Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключительное слово. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка.




Заключительное слово. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка.

Будем же милосердными!

 

ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

КЛЮЧ ВРАГА МИЛОСЕРДНОГО

В. Немирович-Данченко


Караван шел по пустыне... Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией дорога... Ее, собственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они смогут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудные марева с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца... Сонно покачивались всадники, следуя за проводником. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слезами. И певший тотчас же смолк. Тишина... Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человеческая! По крайней мере, на пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга... Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого щелка, остро и жадно следовал за ними взляд погибавшего в пустыне... Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
- Что с тобой?
— Пить! — только и мог проговорить умиравший.
Старик посмотрел вслед каравану — он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу... Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток... другой.
Лицо умирающего оживилось.
— Ты из рода Оммиадов?
— Да... — ответил старик.
— Я угадал по знаку на руке твоей... Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги...
— В пустыне пред лицом Аллаха — мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи...
Умиравший жадно припал к мехам... Старик посадил его на своего верблюда...
— Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
— А ты?
— Мне все равно жить осталось мало.
— Поедем вместе.
— Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел... Остановился...
— У тебя есть родные?
— Никого! — отвечал старик.
— Прощай!
Оставшийся долго смотрел ему вслед... Он обманул своего врага. У старика были дети, но они славились как храбрые воины... Он уже не нужен был им.
Караван исчез в ослепительной дали... Солнце жгло... Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев.
Та же пустыня. Те же золотые бугры. Тот же караван шел назад. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня... Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился...
— Что там? — указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда... Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни... Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом врага милосердного.

 

  • Нарисуйте чудесный оазис.
  • Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?
  • Как бы вы поступили на месте молодого араба? Оставили бы вы старика одного в пустыне?
  • Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?
  • Как вы думаете, будет ли продолжаться вражда между двумя арабскими родами после милосердного поступка старика?
  • Почему на месте проявленного стариком милосердия появился оазис?
  • Представьте, что вы едете по пустыне и что у вас кончилась вода. Что вы предприняли бы?

 

 

 

Весна шагает по земле.

Цель: Эстетическое и экологическое воспитание учащихся.

Задачи: Ознакомление с природными процессами, происходящими весной. Расширение кругозора детей, привитие им любви к родной природе.

Оборудование: на доске – карточки с изображением цветов, птичьих «домов», весенние пейзажи; живые цветы: подснежники и фиалка: карточки с изображением птиц (грач, соловей, пеночка, жаворонок, мухоловка, скворец, ласточка, овсянка), лесной полянки; «телеграмма».

 

 

Ход урока:

 

Учитель: Сколько времен года вы знаете? (Дети отвечают). Послушайте и отгадайте загадку и тогда узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

 

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня... (весна).

Учитель: Правильно! К нам пришла весна. А что происходит весной? Какие приметы весны вы знаете? (Дети отвечают: «Бегут ручьи», «Прилетают птицы», «Тает снег», «Становится теплее» и т. п. ).

Я знаю, что вы знаете немало стихов о весне. Может быть кто-то расскажет нам стихотворение или отрывок?

1-я ученица: Снова к маю прилетели Соловьи из-за морей. На земле от звонких трелей Сразу стало веселей.

(Ф. Рахимгулова)

2-я ученица: Ласточка

Улетела ласточка

За тридевять земель...

Возвращайся, ласточка!

На дворе апрель.

Возвращайся, ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, ласточка,

Прилетит весна!

(Борис Заходер)

3-я ученица: Весна

Светел неба синий шёлк,

Вышло солнце - снег сошёл!

Мы уже окно раскрыли,

Даль лучиста и ясна.

На грачиных черных крыльях

Прилетела к нам весна!

Высоко на гибких ветках

Пап и мам хвосты торчат...

Там качать под небом ветер

Будет маленьких грачат.

Колыбельную и сказки

Будут слушать - ветер ласков,

А в гнезде покой, уют...

И птенцы закроют глазки

И под звездами уснут.

 

Учитель: «Птицы прилетели, весну принесли», - говорили в старину. Птиц любили. Их вышивали на полотенцах, делали рукомойники, похожие на птичьи головы: из клюва текла вода; пекли булочки в виде птиц с глазами из сушеной черники. Птицы возвращаются из теплых краев, а мы хотим помочь им быстрее обжиться дома. Но для этого нужно знать, в каких домиках живут разные птицы.

(На доске висят изображения: скворечника, дупла, ласточкина гнезда; гнезда, свитого на ветке и гнезда, находящегося на земле. Учитель показывает карточки с изображением различных птиц. Дети по очереди угадывают название птицы и где она живет).

Теперь мы знаем, кто в каком домике живет.

Ребята, а вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах постоянно,

не улетая в теплые страны на зиму? Сейчас проверю. (Загадывает загадки).

 

У дупла листок пришпилен,

А живет там дядя... (филин).

Прячьтесь, куры! В небе ясном Черной тенью кружит... (ястреб).

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном. (Дятел)

Летает ночью, а не мошка. Ловит мышек, а не кошка. (Сова)

Бела как снег,

Черна как жук,

Повертится как бес,

И - обратно в лес. (Сорока)

Учитель: Сегодня мы встретили вернувшихся с юга птиц, полюбовались их нарядом, помогли им расселиться в домики...

Но не везде, ребята, наступила весна. Сегодня я получила загадочную телеграмму. Прочитаем ее вместе?

(Читают ученики: «Помогите! Лес спит! Весна». )

Ребята, надо помочь? Вы согласны? Давайте разбудим животных, которые еще
с осени впали в спячку и проспали всю зиму. Для этого вам нужно пройти одно
испытание, которое приготовила для вас (называет имя ученицы) - вы должны отгадать
загадки.

Ученица: Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

Под берегом сидит Тарас, Кричать горазд. (Лягушка)

Из куста шипуля,

За ногу тяпуля. (Змея)

Сам мал, незаметно хожу, А много ношу. (Муравей)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт;

Летит - воет,

Падает - землю роет. (Жук)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Кто в лесу глухом живет Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу? (Медведь)

Полосата полоса, Но не шмель, и не оса, Целый день, хоть и мала, Бойко трудится... (пчела)

Учитель: Молодцы, ребята! Скажите мне, а что еще происходит весной, кроме прилета птиц и пробуждения животных и насекомых? Дети отвечают). Правильно - распускаются цветы.

Еще лежат сугробы снега, а на проталинках появляются голубые пролески, подснежники. (Демонстрирует подснежники). Древняя легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег. Пожалев Еву, снежинки превратились в цветы. С тех пор подснежник стал вестником весны. Может, кто-то из вас знает стихотворение или загадку о подснежнике?

 

1-я ученица: Голубенький чистый

Подснежник-цветок,

А рядом - сквозистый

Последний снежок.

Учитель: Апрель - время подснежников. В старину говорили: «Апрельский цветок ломает снежок». Подснежники - растаявшая тайна зимы.

Так же ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны: снежно-белые, розовые, желтые, красные. (Показывает карточку с изображением тюльпана). Степь при их цветении становится сказочным ковром. Родина тюльпанов - Ближний Восток. Но столицей тюльпанов стала Голландия. Когда-то очень давно один чудак голландец за редкую луковицу тюльпана отдал свой каменный дом.

Дикие тюльпаны с незапамятных времен росли в наших южных степях.

И подснежники, и тюльпаны являются первоцветами, так как рано начинают свое цветение. Но с каждой весной первоцветов становится все меньше и меньше. Цветки их мельчают, в ряде мест они могут и вовсе исчезнуть. И тюльпан, и подснежник занесены в Красную книгу.

 

4-я ученица: Я подснежник рвать не стану!

Он один на всю поляну,

Пусть растет, красуется,

Ясным днем любуется!

 

Учитель: Чтобы не уничтожить разные виды цветов на планете, многие цветоводы-флористы выращивают их специально в парниках, на клумбах, специально отведенных плантациях. Они следят за тем, чтобы ни один сорт или вид цветов не перевелся. Они выращивают большое число цветов специально для того, чтобы мы с вами могли близким для нас людям дарить букеты цветов. Вы тоже можете на даче, у дома, в палисаднике вырастить любые понравившиеся вам цветы.

 

А этот цветок, наверняка, вы все знаете. (Показывает карточку с изображением розы). Кто скажет, как он называется? (Дети отвечают). Розу называют царицей цветов. Поэты всех времен и народов не устают воспевать пленительную красоту розы.

 

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Римский император Нерон заплатил бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши, венком из роз украшали девушек. Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гилюстан - страной роз. В Болгарии растут розы, из которых получают розовое масло.

 

Этот цветок (демонстрирует фиалку) называют лесной феей. У него чудесный нежный запах, очаровательная бледно-лиловая или белая окраска. Кто знает, что это за цветок? (Дети отвечают). В Древнем Риме, в Афинах, это был самый почитаемый цветок. Около древних городов простирались плантации фиалок.

 

5-я ученица: На солнечной опушке

Фиалка расцвела –

Лиловеныеие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится

От загребущих рук.

И тот, кто ей поклонится,

Ей сразу видно: друг.

Учитель: Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. (Показывает карточку с изображение ландыша). Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышком книзу, и из каждого кувшинчика льется тончайший аромат. Когда ландыш отцветает, на месте белых цветков завязываются красные ягодки. Одна из легенд уверяет, что это горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. Ландыш поник с горя, и появились кровинки - слезинки.

А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садего. А он отдал свое сердце девушке Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. А там, где упали слезинки, выросли ландыши - символ любви

6-я ученица: Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики У

колокольчиков весны.

(С. Я. Маршак)

 

Учитель: К сожалению, ландыши исчезают, их рвут безжалостно, собирают в букеты вместе с листьями. А, значит, обрывают корневища. От этого цветы погибают.

 

Темной ночью белых лилий

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Овевает их.

Ночь их чашечки закрыла,

Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты.

 

Кто может показать, где на доске изображена лилия?

Лилия получила свое название от древнегреческого слова «ла-ли», что означает «белый-белый».

 

Вы много раз видели этот цветок - белый с желтой сердцевиной на стройной зеленой ножке. (Показывает карточку). Склонится набок, как будто смотрит на свое отражение в воде, и грустит, и печалится. Это нарцисс.

Жил когда-то, рассказывает легенда, прекрасный юноша Нарцисс, который был сьшом речного бога. Его любила не менее прекрасная девушка. Только Нарцисс любил свое отражение и не замечал ничего вокруг. Он приходил к чистому ручью и любовался в нем на свое отражение. И так любовался до тех пор, пока его не покинули силы, и он умер. На том месте, куда склонилась голова юноши, вырос белый душистый цветок, который назвали нарциссом.

 

А знаете ли вы, как называется этот цветок? (Показывает карточку).

У нас в палисаднике возле террасы

Растут голубые анютины глазки.

Они распускаются быстро, как в сказке,

Чуть робкое солнце пригреет в апреле,

Анютины глазки уже засинели.

На волю они пробиваются смело,

Зимою под снегом им, знать, надоело.
Анютины глазки - нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков - белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветах существовала легенда: будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей.

 

Многие поэты воспевали в стихах нежные полевые цветы:

... Твой глазок на ножке твердой

Затерялся в колосках.

И цветет красавец гордый

На засеянных полях.

Это стихотворение о цветке, который очень красив в венке. И еще он никак не пахнет. Вот он (показывает карточку с изображением василька). Ребята, знаете вы, что это за цветок? (Дети отвечают)

Среди разнотравья можно увидеть голубые колокольчики, нежные, чарующие, изящные.

 

Я иду. Со всех сторон

Легкий-легкий, тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты?

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Кто скажет, где на доске изображен колокольчик?

Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который все видит. Думаю, вы без труда догадаетесь, как называется этот цветок.

 

7-я ученица: По всем полянам и полям

Ромашка с мая месяца

На счастье нам, на радость нам

Растет, цветет и светится.

Учитель: Богиня Флора появилась на Земле и стала одаривать именами цветы. Всем цветам дала имена и хотела уже удалиться, но вдруг услышала слабый голосок: «Не забудь меня, Флора! Дай мне какое-нибудь имя. » Пригляделась Флора и увидела совсем крохотный голубенький цветок. «Хорошо, - сказала Флора, - ты будешь называться незабудкой. Я наделю тебя чудесной силой- восстанавливать память тем людям, которые забудут близких, друзей, Родину». (Показьшает карточку с изображением лесной полянки). Кто из вас может показать, где здесь находится незабудка?

8-я ученица: Незабудковое небо
Луг-лужок надел весною
Незабудковый платок.
Сверху - небо голубое,
Как большой-большой цветок.
(Анзельмас Матутис)

Учитель: Порой и взрослые, и дети, возвращаясь с речки, из леса, с луга, несут охапки цветов. Мы хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу. Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25000 растений.

9-я ученица: Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (Берестов)

 

Учитель: Действительно, природа беззащитна перед человеком. А охрана ее - наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее - значит и его. Ведь не многим выпадает удача помочь спасению тигра или кита. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому из нас.

Давай пройдемся тихо по лужку,

«Здравствуй», - скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтобы срывать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Ну вот, ребята, и закончилась наша «весенняя» беседа. Я вижу, что вы добрые друзья птицам, животным, растениям и никогда не обидите их. Но прежде, чем отправиться на перемену, скажите мне: какие птицы прилетают к нам весной? (Дети отвечают). А кто назовет птиц, которые никогда не улетают от нас? (Дети отвечают). Ребята, скажите: какие животные просыпаются весной после зимней спячки? (Дети отвечают). А теперь, дети, ответьте мне на последний вопрос: с какими цветами вы сегодня познакомились? А может кто-нибудь сказать, какие из этих цветов занесены в Красную книгу? (Дети отвечают). Молодцы, ребята! Все запомнили!

 

 

Правонарушения. Ответственность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...