Классный час: "Проступок, правонарушение, преступление"
Классный час: " Проступок, правонарушение, преступление" Цели: 1)Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия. 2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом. 3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; «Кодекс РК об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс РК», задание на листах для групп. Ход занятия 1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. Тема нашего классного часа -: «Проступок. Правонарушение. Преступление». 2. Основная часть. Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, незаконный оборот оружия, криминальную торговлю. Растут число и тяжесть преступлений: насильственных и корыстно-насильственных; совершенных в группах, под руководством взрослых; совершенных девушками. Учитель. Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?
Дети. Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов. Учитель. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да - нет? Почему? Ученики. Наверное, нет. Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление. Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций. Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? Учащиеся. Устав школы. Учитель. А в нашей школе есть Устав? Дети. Да. Учитель. Вспомним его вместе. Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Учитель. Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы? Учащиеся. Проступком. Учитель. Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? Дети. Ученик может получить за него замечание, директор может вызвать в школу родителей. Учитель. Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении. Ситуация № 2. Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление. Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство за которые предусмотрена уголовная ответственность. Ситуация № 3. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? Дети. Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры. Учитель. Верно, это административное правонарушение. Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок - это... Учащиеся. Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Учитель. Запишем определение на доске. Проступок- это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка. Дети. Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с учителем. Учитель. Сформулируем определение правонарушения. Ученики. Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков. Учитель: Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14-ти лет? Дети. Родители. Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию. Учитель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму? Ученики. Нет. В тюрьму сажают за преступления. Учитель. Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение? Дети. Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Учитель. Со скольки лет наступает уголовная ответственность? Дети. С 14-ти лет. Учитель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? Учащиеся. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа. Учитель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|