Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классный час: "Проступок, правонарушение, преступление"




Классный час: " Проступок, правонарушение, преступление"

Цели: 1)Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; «Кодекс РК об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс РК», задание на листах для групп.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Учитель.
Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Тема нашего классного часа -: «Проступок. Правонарушение. Преступление».

2. Основная часть.
2. 1. Беседа.
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете?

Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, незаконный оборот оружия, криминальную торговлю. Растут число и тяжесть преступлений:

насильственных и корыстно-насильственных;

совершенных в группах, под руководством взрослых;

совершенных девушками.

Учитель. Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?

Дети. Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.

Учитель. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же?

Да - нет? Почему?

Ученики. Наверное, нет. Проступок и преступление не одно и то же.

За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Учащиеся. Устав школы.

Учитель. А в нашей школе есть Устав?

Дети. Да.

Учитель. Вспомним его вместе.

Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Учитель. Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?

Учащиеся. Проступком.

Учитель. Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Дети. Ученик может получить за него замечание, директор может вызвать в школу родителей.

Учитель. Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Ситуация № 3. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Дети. Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

Учитель. Верно, это административное правонарушение.

Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок - это...

Учащиеся. Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Учитель. Запишем определение на доске. Проступок- это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка.

Дети. Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с учителем.

Учитель. Сформулируем определение правонарушения.

Ученики. Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

Учитель: Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14-ти лет?

Дети. Родители.

Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.

Учитель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

Ученики. Нет. В тюрьму сажают за преступления.

Учитель. Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Дети. Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Учитель. Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

Дети. С 14-ти лет.

Учитель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

Учащиеся. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

Учитель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...