Основная часть. Вопросы и задания для обсуждения. 4. Актуальные направления исследования, или решение проблемы выбора темы
Основная часть Основная часть состоит из теоретической и практической главы. Ориентировочное содержание первой главы: раскрыть суть основных понятий темы, исторический аспект развития проблемы, современные задачи, пути решения избранной проблемы. Вторая (практическая) глава — это анализ собранного учеником материала с опорой на теоретические знания, изложенные в первой главе. В практическом разделе проводится анализ предмета исследования. В лингвистическом исследовании это может быть анализ текстов (поэтических и прозаических), предложенческого материала, пословиц и поговорок, молодежного сленга и др. Каждая глава разбита на параграфы. Идеально, если количество параграфов в главах будет одинаковым. Рекомендуется давать промежуточные выводы в конце каждой главы, впоследствии они могут быть использованы при составлении заключения всей работы. Заключение включает общие выводы, в которых суммируются результаты по теоретической и практической главам; общие предложения и рекомендации, перспективу исследования (данный структурный элемент не обязателен). После заключения приводится список использованной литературы, оформленный по ГОСТу либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами того или иного конкурса. В список литературы ученик включает только те источники, которые он использовал при написании работы. В тексте должны быть обязательно ссылки или сноски на источники из списка литературы (по ГОСТу Р 7. 0. 5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» либо по предложенному образцу). Список используемой литературы (библиографический список) оформляется в алфавитной последовательности или согласно требованиям. Желательно, чтобы используемая литература была не старше 5 лет. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы. Вначале перечисляется произведения на русском языке, затем — на иностранных, потом интернет-источники.
В приложение выносятся таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, помогают раскрытию основных проблем. Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу страницы слова Приложение №. Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой. На заметку Каждая глава должна начинаться с новой страницы (параграфы продолжаются на странице). Названия глав, параграфов располагаются строго по центру, выделяются жирным шрифтом, после них используется отступ, а точка не должна ставиться в конце. Желательно выделить жирным шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т. п. В своем исследовании автор работы должен не только излагать взгляды ученых на рассматриваемые проблемы, но и высказывать свое мнение о них. При этом рекомендуется не только отметить согласие или несогласие с позицией того или иного исследователя, но и выразить собственное мнение. Для аргументированного изложения теоретической части (особенно при освещении истории вопроса, при описании имеющихся классификаций) недопустимо переписывание, следует ссылаться на ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, и приводить в тексте цитаты. Необходимо помнить о том, что присвоение чужих мыслей является плагиатом и нарушением авторских прав.
Для учеников 5 – 7 классов исследовательская деятельность – новый вид деятельности, поэтому можно говорить о сложностях этой работы. Нужна помощь со стороны учителя, совместная деятельность учителя и ученика. Руководитель должен помочь начинающему исследователю «встретиться» с темой. Вопросы и задания для обсуждения 1. Почему введение называют визитной карточкой исследовательской работы? 2. Отличается ли структура введения учебно-исследовательской работы от структуры введения научно-исследовательской? Какие структурные элементы отсутствуют в учебно-исследовательской работе и почему? 3. Даны темы исследований «История военной терминологии в русском языке (на примере названий должностей)», «Жаргонные названия денег в период с XIX века до наших дней». Конкретизируйте их по следующему алгоритму: 1) Цель работы 2) Задачи работы. 3) Объект исследования. 4) Предмет. 5) Методы исследования. 4. Предложите свои критерии, с помощью которых можно оценить результативность исследовательской работы ученика.
4. Актуальные направления исследования, или решение проблемы выбора темы Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. [Абрамова, 2011а, с. 24] В настоящее время усиливается внимание учителей-практиков к исследовательской деятельности школьников среднего звена, поскольку ширится число разнообразных конкурсов, научных конференций разного уровня, фестивалей, форумов, интеллектуальных марафонов для учащихся средней школы. Перед учителем возникают вопросы, как мотивировать учащихся к самостоятельному исследовательскому труду, научить детей создавать собственные учебно-исследовательские работы, на каком лингвистическом материале учащиеся способны увлеченно и с интересом вести самостоятельно учебно-научную деятельность. Опыт наших наблюдений убеждает, что учителя испытывают затруднения в выборе темы научной работы школьников, в освещении лингвистических вопросов в работах учащихся. В Интернете можно встретить достаточно большое количество публикаций, рассматривающих проблему выбора тему учебного исследования. Авторы не только выделяют основные принципы выбора тема (С. В. Абрамова), но и предлагают конкретные формулировки. Выделим, с точки зрения нашего опыта преподавания в кадетском училище, 3перспективных направления исследования в области русского языка:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|