Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Темы с военной составляющей.




I. Темы с военной составляющей.

Военная терминосистема представляет собой одно из актуальных направлений лингвистических исследований. Для обучающихся кадетских училищ исследовательская работа с темой, включающей военный компонент, становится средством повышения интереса к труду военнослужащего, приобщения к военной профессии, а также средством удовлетворения познавательных интересов.

Приведем пример формулировок тем исследовательских работ:

«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»»

 «Семантико-стилистические особенности военной лексики в произведениях о Великой Отечественной войне» (проза или поэзия на выбор)

«Концепт ВОЙНА во фразеологической системе русского и английского языков»

«Концепт РОДИНА в произведениях К. Симонова».

 «Фразеологизмы, связанные с воинской славой русского оружия»

«Фразеологизмы как отражение истории и национального своеобразия (на примере группы русских и немецких фразеологизмов)»

«Семантика и этимология воинских званий в русской и китайской армиях»

II. Региональный аспект в тематике исследовательских работ.

Нельзя оставлять без внимания темы, связанные с исследованием обучающимися своей малой родины, родного края, что позволяет сформировать у юных исследователей уважение к истории, культуре.

Лингвистическое краеведение как междисциплинарная область исследования находится на стыке краеведения и лингвистики. Объекты лингвокраеведения: языки и диалекты; тексты; речевая практика; региональная ономастика; языковая политика и языковое строительство в регионе; лингвистическая наука края.

Приведем пример формулировок тем исследовательских работ:

«Концепт ОРЕНБУРГ в произведениях русских писателей»

Официальная и народная топонимика Оренбурга. Принципы номинации.

 «Особенности словообразования топонимов Оренбурга»

«Лингвистический анализ годонимов города Оренбурга»

«Строки, опаленные войной…» (лингвистический анализ стихотворений о Великой Отечественной войне поэта родного края)

«Диалекты в Оренбургской области»

«Диалектная лексика родного села»

III. Лингвоэстетическая тематика (аксиологическое направление)

Исследование проблемы эстетического функционирования языковых единиц, в том числе и морфологических, является перспективным направлением современной филологии. Это новое и интересное направление для исследований обучающихся. Остановимся на нем подробнее.

Аксиологический и текстоориентированный подходы в обучении русскому языку, утверждаемые в методической науке и практике преподавания русского языка, создают условия для осознанности учащимися русского языка как эстетически ценностного явления и овладения его неисчерпаемыми эстетическими ресурсами на всех уровнях языковой системы (Е. А. Быстрова,     А. Д. Дейкина, С. И. Львова, Г. М. Кулаева). В этом смысле выдвинутая нами идея о развитии исследовательских умений учащихся в процессе работы над эстетическими функциями частей речи в художественном тексте представляется своевременной и перспективной. Исследовательская работа учащихся в этом плане может быть ориентирована на формирование у школьников взгляда на часть речи не только как грамматическое, но и лингвоэстетическое явление. Возможность реализации исследовательской линии в эстетическом познании русского языка отмечается в методических работах[Дейкина 2012, 2014; Кулаева 2007, 2008, 2014, , Алексеева 2009, 2010; Мамона 2010].

Работы, ориентированные на исследование эстетики языка и речи, показали отсутствие всестороннего изучения данной проблемы, полного описания эстетических функций, возможностей грамматических форм частей речи. Долгое время существовало мнение о скромной роли, эстетической несостоятельности морфологической системы.

Эстетическая составляющая в грамматике изучена в гораздо меньшей степени, чем, например, в фонетике или лексике. И это объясняется несколькими причинами: «грамматическая система жестко структурирована; именно поэтому, например, грамматические окказионализмы вообще встречаются реже, чем словообразовательные или лексические» [Ремчукова 1999, с. 204]. Долгое время в науке существовало отношение к грамматике как сухой науке о формах слов, правилах склонения и спряжения [Ионова 1988, с. 153]. По справедливому утверждению И. А. Ионовой, лексические и грамматические значения существуют в неразрывном единстве, попытки лишить речь как лексической содержательности, так и грамматического строя ведут к ее разрушению [Ионова 1988, с. 3].

На наш взгляд, эстетические ресурсы грамматики русского языка – это территория новых лингвистических знаний и открытий, которую еще предстоит освоить ученикам и учителю – руководителю исследовательской работой школьников.

Внимание к сложным вопросам эстетических ресурсов русской морфологии, безусловно, содержит огромный потенциал для формирования у учеников исследовательских умений, привития интереса к выполнению заданий исследовательского характера и созданию первых исследовательских работ в 5 – 6 классах.

Проблема развития исследовательских умений на лингвоэстетическом материале подробно рассмотрена в наших работах [Асеева 2014, 2015, 2016].

Приведем пример формулировок тем исследовательских работ:

 «Морфологические средства выразительности в сказках А. С. Пушкина»

«Грамматические способы создания комического эффекта (на примере языкового анекдота)»

 «Выразительная роль прилагательных в стихотворениях о Великой Отечественной войне»

«Эстетическая роль деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина»

«Числительные как экспрессивное ядро текстов о Великой Отечественной войне»

«Числительные как средство создания комического эффекта»

 «Эстетическая роль числительных в стихотворных текстах».

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Какое из представленных направлений исследований в области филологии вам показалось наиболее интересным? Почему?

2. Составьте 5 проблемных вопросов по каждому направлению, для ответа на которые необходимо проведение исследований, посильных ученикам 5 – 7 классов.

3. Выберите из представленных списков тем исследовательских работ ту, которая вас заинтересовала. Сформулируйте возможную постановку цели, задач, исследуемый объект, предмет и возможные методы исследования.

4. Выберите тему исследования. Составьте 5 возможных вопросов, касающихся особенностей формулировки темы, общей структуры работы. Порассуждайте, какие бы ответы произвели впечатление на экспертов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...