Примерная диагностика педагогического процесса по экологическому воспитанию детей старшего возраста
Лето 1. Узнают ли дети на картинках лето? Различают ли времена года? Знают ли их последовательность? 2. Знают ли приметы лета? (Продолжительность дня, состояние погоды, растений, образ жизни животных, труд и отдых людей. ) Методика диагностики Беседы с детьми по картинкам, изображающим типичные явления каждого сезона; использование календарей природы. Различают ли дети времена года? Узнают ли лето? По каким приметам? Какие работы выполняют люди летом? Какие любимые игры и занятия летом? Организовать игру «Овощехранилище» (В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», с. 43) Использовать мнемодорожки и мнемотаблицы.
Примерная диагностика педагогического процесса по экологическому воспитанию детей старшего возраста
в – высокий уровень с ‑ средний уровень н ‑ низкий уровень
Приложение 2
Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста (по блокам)
Опыт ‑ это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Значение опытов Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно‑ следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Методика проведения опыта Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.
I. Волшебница‑ вода
Опыт 1. «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой ‑ с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком ‑ нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком ‑ нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко ‑ нет.
Опыт 2. «У воды нет вкуса» Предложите детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода! », хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт 3. «У воды нет запаха » Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 4. «Лед ‑ твердая вода» Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег ‑ это тоже вода.
Опыт 5. «Пар ‑ это тоже вода» Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар ‑ это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|