Схема изучения знаний детей о неживой природе
Схема изучения знаний детей о неживой природе
Воздух 1. Знают ли дети, что такое воздух? 2. Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни человека? (Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас; когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать. ) 3. Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? (Колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, аквариум, лужа и т. п. ) 4. Знают ли дети, что такое ветер? (Это движение воздуха. ) 5. Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т. д. ) 6. Знают ли дети, чем мы его слышим? 7. Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т. д. ) 8. Знают ли дети, как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы и т. д. ) 9. Знают ли дети, как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница. ) 10. Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего (летнего, осеннего)? 11. Умеют ли дети обнаруживать ветер? 12. Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? (Сильный ветер. ) 13. Выяснить роль ветра в жизни растений. 14. Знают ли дети летающих животных? Методика диагностики Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома‑ природы и обычного дома. (Программа Н. Рыжовой «Наш дом‑ природа», блок «Я и природа». ) Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают. ) Обратить внимание: на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме‑ природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяются с помощью опытнической работы (опыт с пустым стаканом, воздушным шариком ‑ программа Н. Рыжовой, блок «Воздух»), Организовать игру «Раздувайся, пузырь». Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно к теплой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форточку: видно движение воздуха ‑ это ветер. Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть так, чтобы получился звук, ‑ значит мы можем «услышать» воздух.
А чем мы слышим? Воспитатель дает задание ‑ закрыть глаза. Есть ли звуки вокруг? Закроем уши. Что изменилось? Рассмотреть фотографии животных с разными ушами. Заяц легко поворачивает уши в разные стороны, звери с большими ушами ловят больше звуков, для них это важно, их так и называют ‑ ушастый еж, ушастая лисица. Уши нам очень нужны, они помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире. Предложить детям рассмотреть карточки «Листья деревьев с летающими семенами» (береза, липа, клен, ветка сосны, тополь, ясень) для выяснения роли ветра в жизни растений. Предложить иллюстрации с летающими животными. Почему не летают пингвины, страусы? Организовать игру «Угадай, кто я! » или игру‑ превращения. Что загрязняет воздух? Картинки с деревьями. Как деревья помогают очищать воздух.
Вода 1. Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость. ) 2. Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране. ) 3. Знают ли дети, для чего мы ее используем? 4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки. ) 5. Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу). 6. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д. ) 7. Знают ли дети, что растет в воде?
8. Знают ли дети, кто живет в воде? 9. Кому нужна вода? 10. Знают ли дети, почему воду надо беречь? Методика диагностики Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые ‑ вода, белые ‑ льды, снега); стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность ), соломинки для коктейлей (вкус); сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие ‑ нет); кусочки льда, термос с горячей водой (пар). Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений ‑ что растет в воде. Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде. Организовать подвижные игры «Мы ‑ большие киты, мы ‑ лягушки, мы ‑ рыбки, мы ‑ раки, мы ‑ улитки, мы ‑ чайки» (Н. Рыжова, блок «Волшебница‑ вода», с. 39). Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему? (Чем меньше мы будем тратить воду, тем больше ее останется в реках и озерах. ) Прочитать детям стихотворение Б. Заходера «Течет река... » (Н. Рыжова, блок «Волшебница‑ вода» с. 49).
Солнце 1. Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда. ) 2. Знают ли планеты Солнечной системы? 3. Знают ли дети, что солнце ‑ источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи. ) 4. Знают ли особенности радуги? 5. Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения? 6. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные. ) 7. Знают ли дети, что солнце ‑ источник тепла? 8. Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары? 9. Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека? 10. Знают ли о роли солнца в жизни человека? Методика диагностики Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игру «День‑ ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|